TSO. Beethoven s Last Night

Галина Рыженкова
* Любимые альбомы

Trans-Siberian Orchestra
"Beethoven’s Last Night" (2000)

Альбом несломленных.

В творчестве Trans-Siberian Orchestra (TSO) преобладают легкие, волшебные рождественские рок-сказки – "Christmas Eve And Other Stories", "The Christmas Attic", "The Lost Christmas Eve". И особняком среди них стоит более металлизированная, совершенно иная по тематике, характеру и настроению рок-опера "Beethoven’s Last Night" (BLN). В ней соединились интересные тексты, сильная эмоциональная музыка и прекрасное исполнение инструментальных и вокальных партий.

С каждой песней, с каждой мелодией слушатель движется вглубь мистического сюжета (прозаическая часть и стихи принадлежат перу Пола О’Нила), встречаясь с Бетховеном в старости и юности, с тенями и духами, с дьяволом и судьбой, с людьми, окружавшими композитора... В альбоме затронуты темы значения творчества и смысла жизни (собственной и чужой), переплетения прошлого, настоящего и будущего, взаимосвязи каждого поступка и последующих событий*.

В музыкальном плане "Beethoven’s Last Night" представляет собой органичное сочетание творений Бетховена (по большей части), Моцарта и Римского-Корсакова в рок-обработке и классическом исполнении и собственно сочинений О’Нила, Роберта Кинкела, Джона Оливы и Криса Кэффери. Помимо рок-интерпретаций классических произведений, здесь получают развитие и другие приемы, использовавшиеся на предыдущих дисках TSO и в работах Savatage: например, многоголосие и наложение хоров (доведено до совершенства в "Mephistopheles’ Return"). В качестве инструменталистов в записи приняли участие музыканты Savatage (Олива - фортепиано, клавишные, бас-гитара; Эл Питрелли - лид-, ритм- и бас-гитара; Джефф Плейт - барабаны; Джонни Ли Миддлтон - бас; Кэффери - гитара), а также Кинкел (фортепиано, клавишные), О'Нил (ритм- и акустическая гитары), Дэйв Уиттман (барабаны, гитара, басовые вставки). Кроме того, были приглашены альтисты, скрипачи и виолончелисты.

Отдельное слово о лид-вокалистах, каждый из которых «нарисовал» яркий портрет своего героя. Основную роль Бетховена исполняет Джоди Эшворт, и строгий, мощный, низкий голос певца прекрасно отражает внутреннюю борьбу и переживания композитора – его сомнения, растерянность, отчаяние, надежду. Партии Терезы, "бессмертной возлюбленной" Людвига, поет Патти Руссо; это не менее сильный, красивый вокал, передающий смену настроений и эмоций любящей преданной женщины, так и оставшейся одинокой. Мефистофель – это, конечно же, Олива. Излишне говорить, что Джон сыграл эту роль выше всяких похвал. Вкрадчивый, властный, обманчиво-ласковый, насмехающийся, угрожающий – такого многоликого и обаятельного дьявола слышать еще не приходилось! Настоящее зло, чарующее и коварное. Твист (по сюжету – сын Судьбы, мастер уловок и трюков) в исполнении Джеми Торчеллини любит поиздеваться и подразниться, но совершенно безобиден. Судьба (Сильвия Торсун) – ласковая, убаюкивающая и нежная; такая, какой она и должна быть в финале жизни. Роль одной из Муз (у О’Нила эти партии принадлежат мужчинам) досталась Заку Стивенсу – торжественный, немного отстраненный, он скорее (как и Твист в начале BLN) выступает как рассказчик. А Гай Лемонье, сыгравший молодого Бетховена, отлично вписался в этот коллектив, его герой полон сил, надежд и впечатлений. Это произведение пока еще не было поставлено на сцене, а жаль. Спектакль получился бы великолепный!

"Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня не удастся" – эти слова Бетховена как нельзя лучше выражают основное настроение, с которым слушаешь BLN. В жизни он боролся с роком и несчастьями сам; в сказке Trans-Siberian Orchestra ему помогают духи, но это неважно – главное, что он побеждает и что продолжает жить его гениальная Музыка! В свое время произведения Людвига Ван Бетховена и "Beethoven’s Last Night" помогли мне справиться с трудностями... И если вдруг что-то не клеится, если наступает творческий или эмоциональный тупик, я обязательно возвращаюсь к творениям великого композитора и в волшебный мир "Последней ночи Бетховена".


-----------------
* Полный перевод прозаической части "Beethoven’s Last Night" можно прочитать здесь:
http://www.proza.ru/2004/09/09-222