Regimen morum

Серж Спайдер
Меня всегда привлекали люди имеющие своё мнение, и умеющие доказать, или по крайней мере, объяснить свою правоту, основываясь на логике, фактах и совести.
И, я убежден, что личностный и совестливый человек всегда имел, имеет, и будет иметь достойное право дать моральную, и нравственную оценку происходящему, вокруг него, и не столько оценить что-то и кого-то, сколько направить себя, и своих близких на Истинный Жизненный Путь.
Меня всегда отталкивало стадное поведение и мнение толпы, потому что я не верю в то, что мнение большинства всегда и для всех верно. На самом деле, намного проще идти по проторенной и накатанной дороге, чтобы не сбиться с пути, а, потерявшись, спросить у попутчиков, куда идти дальше, и получив ответ продолжать движение. Но где факт, что указанная кем-то дорога доведёт тебя туда, куда нужно именно тебе?
Стая птиц, косяк рыб, или стадо животных, живут не разумом, а подражанием, направляясь не туда куда нужно, а куда движутся все. Нам же оставлено природное право выбирать свой путь самим. И то, что мы отказываемся от такой возможности, сгоняет нас в одно, общее «стадо», в котором наша особенная жизнь становится серой, однообразной и одинаковой, превращаясь в вечную давку, на пути к мнимым благам, где все друг друга толкают, пытаясь оттеснить, на пути к придуманным благам.
Время от времени, в этом своём стремлении ввысь, мы пытаемся вырваться из «заколдованного» круга. Но всякий раз, злое и коварное животное, именуемое «большинством», затягивает нас в этот круг обратно. Мы передаём из рук в руки одни и те же ошибки, тянемся за теми, кто впереди, принимая всё за веру, а не рассуждая. За это жизнь швыряет и вертит нас из стороны в сторону. Какое-то время мы не падаем, потому что со всех сторон нас подпирают такие же, как мы, слепо идущие и ведомые, больше «стадностью» и рефлексами, чем разумом и мудростью. Но, рано или поздно, все-таки случается, что кто-то падает, и он, как это бывает в толпе, увлекает за собой идущего рядом. А, ничего не видящая и не чувствующая толпа, давит споткнувшихся, упавших и гибнущих. Задние давят передних, волна за волной, в стремлении вырваться на поверхность никчемной и, по сути, бесцельной жизни.
 Слава, богатство и власть манят, и искушают нас, извращая наше понимание, действительного смысла и предназначения, в их обладании. Чем больше денег, тем более глухими и слепыми мы становимся, глупо и недальновидно считая, что большее их количество отведет от нас все опасности и напасти в последствии. Материальное богатство становится игрушкой нашей праздности. И, как расплата за это, когда и если вдруг, что-то случается с нами, или нашими близкими, мы становимся совершенно не готовыми к печальным известиям. Только в этот момент мы понимаем, что наше богатство, оказывается тленным и бесполезным, а время, потраченное на его завоевание, должно было бы и могло бы, тратится по-другому и на другие ценности.
Единственное, что, хоть как-то, может изменить отношение к деньгам и их количеству, это их честный их заработок.
Лишь очень немногие смогли бы, открыв двери своего дома, предложить забрать из своих богатств то, что кто-то может признать своим. И ещё меньше тех, кто после этого сохранил бы хотя бы половину того, что имеет. И насколько велик тот, на чьё богатство не нашлось бы по совести и законных посягателей. Честно полученное имеет совершенно иное духовное и моральное содержание.
Я не пытаюсь сказать, что деньги и всё что с ними связанно – плохо. Но то, каким образом они заработаны, и как они потом потрачены, определяет их действительную ценность и чистоту.
Попробуйте всем распоряжаться по совести. То, чем обладаете вы, в таком же объёме, есть у тех, кто рядом с вами. То, что делаете вы, возвращается вам тем же. Только вы сами создаёте обстоятельства, возможности, и следствия.
Стремление к мудрости – ещё не есть сама мудрость, потому живите с открытыми глазами, познавайте и делайте выводы. И для этого, вовсе необязательно повторять чьи-то ошибки. Если кто-то их допустил, то пусть это уже служит вам значимым предостережением. Глупо надеяться, что вас обойдёт стороной расплата за такое повторение. В таких случаях закон – Similia Similibus Curantur – подобное познается подобным – должен работать, как предостережение и предотвращение. Ведь совсем не обязательно увидев чей-то недостойный поступок, пытаться повторить его, чтобы ещё раз понять и осознать печальные из-за него последствия. Используйте этот закон многократно и на добрые поступки.
Нужно помнить, что дороги назад никогда нет. Потому, предупреждайте и предчувствуйте свои необдуманные шаги, тем более, если они могут навредить ещё кому-то.
Летчик, допустивший срывание своего самолёта в плоский штопор, стремительно летящий к земле и смерти, может корить себя за оплошность, неумение, или недоученность. В тот момент, это его, наверное, единственное, оставшееся, печальное право. Но, от этой его оплошности, так же, могут пострадать и погибнуть те, кто рядом с ним, и те, кто, в это время, находится внизу. Причём, всё они, до этого момента, никак не были связаны с его прошлой и настоящей жизнью.
И так во всём. Любое наше упущение, любая небрежность, любая неосторожность, любое «наугад» – может, как следствие, отозваться проблемой и горем, в большей степени, для кого-то.
Мы легко и охотно «умничаем», и рассуждаем о чьей-то жизни, и смерти. О чьих-то ошибках. О чьем-то унижении. О чьих-то неприятностях. И, как свора собак, при любой возможности кидаемся, и лаем на кого-то, полные зависти, и ненависти к чьим-то успехам. Видимо, в этом для нас есть какая-то инстинктивная выгода – обличив, унизив, осудив и показав кого-то в ужасающем свете – спрятать за этим лаяньем свои недостатки. И нам легче осудить, чем поддержать и помочь. Всякая наша грубость происходит от душевной слабости.
Время, которое мы тратим на осуждение кого-то, лучше потратить на выводы и исправление себя. Нам всегда проще найти себе и своим поступкам и действиям, или бездействию, оправдание и объяснение, чем вспомнить о своей способности стыдиться за свои грехи. А эта способность, одна из немногих оставшихся, среди всех бед и зол, которые окружают нас и присутствуют в нашей жизни. И чем дальше, тем хуже.
«Большинство» и «стадность» определяют, и формируют свои условия, и правила, насаждая их нашей личности. А мы передаём всё это подрастающему поколению, сбивая, тем самым, его с природного и верного пути, подделанными копиями, и «заменителями» настоящих ценностей.
Мы, к примеру, краснеем и шепчем, слова о любви, стараясь, чтоб их не услышали окружающие, и ехидно не высмеяли нас, в то время как, во всеуслышание, и явно практически пропагандируем однополую «любовь», стараясь представить это не как проблему, а норму.
Мы делаем сочувственное лицо, выслушивая просящего, отказываем ему, сославшись на выдуманные причины. А затем обсуждаем его и сплетничаем о нём с кем-то, унижая его – «за глаза» – сплетнями. Чья-то надежда на помощь и просьба, таким образом, порождает огромное количество грязи по отношению к просителю.
Человек, как сосуд с определённым природным содержимым. Он целостен, личностен и содержателен от рождения. И, в большей, мере именно от него зависит – растеряет ли он, и его потомки то главное, чем должна жить его душа и сердце.
Вне целостности нет ничего гармоничного.
Вы можете, воспользовавшись увеличительным стеклом, разглядеть пробу на золотом изделии. Вы, так же, можете использовать много других способов и приспособлений, для отличия подлинного от ложного.
Но, только душой и сердцем – живя по чести, и совести – вы можете познать и отличить истинное и вечное. Определить свои главные ценности. Найти для себя достойные души.

Вернёмся к штопору. Но не к тому, о котором мы говорили выше.
Давайте попробуем превратиться в пытливых исследователей?
Итак. Берём штопор и откупориваем бутылку шампанского, нарушив его целостность.
Наливаем его в бокал. Наблюдаем, думаем, вспоминаем. Пузырьки газа поднимаются к верху, один за другим, расталкивая друг друга, все вместе и в одну сторону, торопятся, спешат вырваться. Бросьте маленький кусочек шоколада в бокал. Пузырьки облепят его тут же, уцепятся и будут стараться удержаться на нём. Через какое-то время, очень немногие пузырьки зацепятся за сколькие стенки бокала, в то время как остальные все так же будут по инерции бежать вверх, куда и все до них. Они не понимают, что там, наверху – в конечном итоге – ничего нет. Смерть и Забвение. А вы – понимаете?
В конечном итоге, если оставить бокал не трогая, его содержимое прокиснет, и, рано или поздно – испарится, оставив на стенках бокала лишь грязные разводы некогда стремительного движения «толпы» пузырьков куда-то вверх…

Много ли вас останется на верху, куда вы так стремитесь, оплачивая нарушением своей целостности этот путь в никуда?
Можете ли вы, теряя себя, как целостная личность, научить жить по совести своих детей, потратив большую часть времени не на них, а на достижение целей «стадного большинства»?
Можете ли вы научить их Любви, и оставить эту Любовь после себя, если в погоне за «воздухом» вы сами не успели научиться любить?

Давайте бежать из плена своей серости и «стадности».
Давайте побеждать себя сегодняшнего в этой короткой, но ожесточённой битве под названием Жизнь.
Давайте станем Цензорами своей Жизни…
Начните своё новое Истинное завтра – сегодня…

Serg Spider
из серии «Умные вещи»
06.06.07
17:26



 * Цензор – высшая магистратура в древнем Риме. Цензоры должны были каждые 5 лет оценивать имущество граждан, удостоверять их права на римское гражданство, давать нравственную оценку их жизни.
 Цензоры составляли списки всех граждан по трибам и распределяли их по центуриям; они же составляли списки сенаторов (так называемые – patres conscripti – внесенные в списки, т.е. патриции), вычеркивая оттуда недостойных по имущественным и моральным соображениям.
 Кроме того, цензоры продавали на откуп частным лицам государственные налоги, таможенные сборы, рудники и земли.
 Цензорам предоставлялось право и даже вменялось в обязанность судить граждан не по закону и праву, а по нравственным нормам, что называлось Regimen morum, или Сura morum.
Соответственно избирались в цензоры люди с общепризнанным нравственным авторитетом.