Мамай-батыр из рода тобыкты

Кайрат Бегалин
Вместо предисловия

Этот черновик очерка о казахском батыре Мамае был размещен на сайте Проза.ру в 2007 г. Тогда я обратился к читателям с просьбой помочь мне добыть достоверную информацию о реальной исторической личности. Благодарю всех, кто откликнулся на мою просьбу. Особую благодарность хочу высказать братьям Сагимбековым – Айтмухамету и Ермухамету, а также Бозтаеву Нурлану, Иманбаеву Найману и Шоканбаеву Галыму.

Мне удалось не только узнать некоторые эпизоды биографии знаменитого казахского воина, но и установить более точные даты его рождения и смерти. Например, в списках захороненных в мавзолее Ходжа Ахмета Яссауи я прочитал, что Мамай-батыр родился в XVII веке. На мазаре же Мамай-батыра в селе Орда Абайского района Восточно-Казахстанской области увидел другую дату – 1702 год. Однако…

Однако на самом деле он родился весной 1709 г., а скончался осенью 1806 г. в возрасте 97 лет.

Очерк уже написан и опубликован в моей книге «Мамлюки». Она увидела свет в 2009 г. – к 300-летию Мамай-батыра.

Не стал убирать этот черновик, он мне тоже по своему дорог. Сам очерк я разместил на своем сайте, прочитать его можно здесь: http://begalin.ucoz.kz/publ/mamaj_batyr_iz_roda_tobykty/1-1-0-1


С уважением, Кайрат Бегалин
21. 04. 2010 г.














Мамай-батыр Жумагул-улы из рода тобыкты (1709-1806 гг.)

В 1709 году в юрте Жумагула из аргынского рода Тобыкты родился мальчик. Его назвали Мамаем. Интересно, что это было древнее табуированное имя «Волка», а точнее «волчонка». Тюрки-кочевники издавна давали его тем детям, кого хотели выделить среди других.
По описаниям современников, у Мамая были русые волосы, голубые глаза, среди сверстников он заметно выделялся высоким ростом и крепким телосложением. Словом, Мамай был переростком и выглядел старше своих ровесников. Природа наделила его силой и у него были все задатки стать батыром. Родители развивали в нем необходимые качества. С детства его обучали верховой езде, владеть всеми видами оружия.
Мамай родился в то время, когда казахи уже около двухсот лет вели войну с джунгарами. Ханство испытывало потребность в хорошо обученных профессиональных воинах и таких воинов готовили с раннего детства.
* * *

В 1722 году скончался китайский император Ганси и год спустя был заключен джунгаро-китайский договор о мире. Это развязало руки хунтайджи Цеван Рабдану. Он перебросил большую часть войска с восточной границы на запад и весной 1723 года организовал нашествие на Казахское ханство в семи направлениях.
Один тумен двинулся от озера Балхаш к горам Каратау; второй перевалил через Алтайские горы и прошел по долине реки Коктал; третий направился к реке Нура; четвертый – к реке Чилик; пятый двигался через Прииссыккулье; шестой прошел через долину реки Чу; седьмой следовал через реку Или. (Один тумен насчитывал 10 тысяч воинов.)
Трагедия 1723 года вошла в историю казахов под названием «Год великих бедствий», а точнее «Актабан-шубырынды, Алка-коль-сулама». Заключенный в этих словах смысл означает: люди спасались бегством так, что стерали подошвы до белых костей и в изнеможении подали у берегов озера Алка-коль (оно находится на территории современного Узбекистана).
Джунгары захватили значительную часть земель Казахского ханства. Многие казахские роды вынуждены были откочевать из родных мест. Часть племён Среднего и Старшего жузов оказалось под властью джунгар. Остатки Старшего жуза ушли к Ходженту, беженцы из Среднего жуза подалась к Самарканду, а некоторые роды Младшего жуза откочевали к Хиве и Бухаре.
Многие подались в северо-западные земли Казахского ханства. Именно здесь в те времена скапливались главные силы казахов под властью правителя Младшего жуза хана Абулхаира. Род Тобыкты тоже откочевал из современного Абайского района в Младший жуз, где расселился вдоль рек Орь, Илек и Иргиз.
В 1723 году знаменитый бий Аннет-баба, Кокенай-батыр и другие знатные люди из рода Тобыкты провели родовое собрание, где оказался и 14 летний Мамай. Аннет-баба дал ему своё благословение (бата) и Мамай поклялся, что когда он вырастит, то посвятит свою жизнь освобождению казахских земель от джунгарских захватчиков.
Однако в 1725 году во время неожиданного набега волжских калмыков (торгоутов), Мамай оказался у них в плену.


Следует пояснить и сказать, что калмыки были союзниками джунгар и одно время они жили на территории Джунгарского ханства.
В эпоху Чингисхана предков калмыков именовали кереитами. Позже они стали известны под названием торгауты. Во второй половине XVI века западномонгольские племена чорос, хошоут, торгаут и дэрбэд вышли из-под подчинения всемонгольского хана, создали «ойротский союз» и стали выбирать своих предводителей – тайши. Уже в начале становления «ойротского союза» внутри него развернулась борьба за власть.
Междоусобицы вынудили вождя племени торгаут Хоэ-Эрлог тайши покинуть родину. В 1607-1608 гг. во главе 25 тысяч семей он двинулся на запад и лишь в 30-х годах XVII века тограуты захватили земли междуречья Урала и Волги, вытеснив ногайцев на западный берег Волги, а затем и вовсе – изгнали их за Дон.
Тем временем в западной Монголии Хара-Хула тайши объединил племена шорос, хошоут, дэрбэд и хойт. После его смерти в 1634 году власть перешла к Эрдени Батуру. С благословения тибетского Далай-ламы он был признан правителем ойротов с титулом хунтайджи.
В 1635 году Батур-хунтайджи создал государство Дурбан-Ойрот, которое и вошло в историю под названием Джунгарского ханства. Следует также заметить, что слово "джунгар" означает "левая рука". И так называлось левое крыло войска Чингис-хана.


Итак, в плену Мамая заковали в колодки. Рядом с ним всегда находился охранник. Мамай хорошо играл на свирели (сыбызгы) и торгоуты по вечерам слушали его музыку. Однако пленник не терял надежды бежать, и он использовал первую же возможность. Интересно, что бегство Мамая связано с романтической историей.
Согласно народному преданию, в казахского юношу влюбилась юная калмычка. Он предложил ей бежать вместе с ним, и она согласилась. Девушка выкрала оружие и передала его возлюбленному. С помощью него Мамай освободился ночью от колодок, обезоружил спящего охранника, связал его и переоделся в его одежду.
Взяв двух коней, Мамай вместе с девушкой бежал в свой аул. Однако за беглецом пустилась погоня из трех воинов во главе с Жора-батыром. Когда они настигли Мамая, юноша вступил в бой с Жора-батыром и убил его в честном поединке, а затем расправился и с остальными двумя всадниками. Забрав трех лошадей поверженных врагов, он вместе с девушкой отправился дальше. В ауле в честь его возращения устроили большой той. Это случилось в 1726 году, когда Мамаю исполнилось 17 лет.
В том же году степные мудрецы Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би, а также прославленные батыры и знать собрались в местности Ордабасы и призвали народ к единству, чтобы дать отпор джунгарам. Главнокомандующим казахского войска был избран Абулхаир-хан.
Именно с этого времени казахи стали наносить ощутимые удары по войску Цеван Рабтана. У озера Шубартениз джунгары потерпели поражение. Батыр Шакшак Жанибек командовал самым крупным отрядом Среднего жуза, который у притока речки Сарысу в Буланты одержал победу.
В 1727 году Цеван Рабтан скончался и на престол Джунгарского ханства взошел его сын Галдан Церен. Весной того же года объединенное войско казахов, ногайцев и каракалпаков во главе с Богенбай-батыром соединилось с отрядом под командованием татарского воина Кожабергена. Вместе они выступили на джунгар, и одержали победу в степях Сарыарки. Можно сказать, что эти битвы были всего лишь репетицией перед крупным сражением.
Знаменитая Буланты-Билеутинская битва тоже произошла в 1727 году в междуречье Буланты и Билеуты на широкой равнине в окрестностях Улытауских гор. Главнокомандующим войска был Абулхаир-хан. Во главе своих тысяч выступили также ханы и султаны – Семеке, Абилмамбет, Кокжал, Барак, батыры – Санырык, Богенбай, Кабанбай, Шакшак Жанибек, Тайлак Олжабай (предок знаменитого поэта Олжаса Сулейменова) и многие другие. Хан Абулхаир объединил воинов всех трех казахских жузов, собрав более 30,000 всадников. Казахская армия встретилась с сорокатысячным войском джунгар. Молодой воин Мамай тоже принял участие в этом сражении на реке Буланты.
Согласно воинской традиции, битвы начинались единоборством батыров. Они выезжали вперед и вызывали друг друга на поединок (жекпе-жек), исход которого нередко определял исход всего сражения.
Со стороны джунгар выехал прославленный Жангир-багатур, живое воплощение боевого духа джунгар. Конь под ним пританцовывал, зло грыз удила, роняя на землю хлопья белой пены.
Хан Абулхаир обратился к войску, кто выйдет на поединок, и ему сказали, что на поединок рвется молодой воин Мамай, который еще не успел покрыть себя славой. Хан знал этого дерзкого юношу, не раз видел его в бою. Поэтому он разрешил Мамаю выступить против Жангира.
Мамай поскакал на встречу с противником. Сначала они бились на копьях, потом в ход пошли айбалты (секиры), затем сабли. Именно от сабли Мамая джунгарский батыр принял достойную смерть.
Увидев это, младший брат Жангира, Зенгу-багатур подскакал к Мамаю и ранил его копьем, нарушив тем самым условия честного поединка. Однако раненный Мамай вступил в бой со вторым противником и тоже победил его. Эти поединки имели большое значение для казахского войска, которое с воодушевлением вступила в бой, и одержало важнейшую историческую победу. Казахи наголову разбили джунгар, одержав одну из своих первых крупных побед.
В знак проявленной доблести хан Абулхаир подарил Мамаю так называемую «алмазную» саблю, что было большой честью для молодого батыра и началом его воинской славы.
После Буланты-Билеутинского сражения началось освобождение казахских земель от джунгар. В те времена вести с полей сражений были у всех на слуху и передавались они из уст в уста, из поколения в поколение. Так из кровавого лихолетья до наших дней долетели имена героев. Среди них яркую память о себе оставил не только Мамай-батыр.
Например, Наурызбай-батыр одолел в поединках прославленных джунгарских багатуров Шамалхана и Каскелена. Казахский воин Отеген тоже был признан батыром после того, как он победил в поединках багатуров Ботшихара и Сабан Тайшыка.
Вести об этих победах укрепляли дух народа и веру в воинов, способных защитить родные очаги. Поэтому, когда в казахских аулах был объявлен новый сбор, под знамя Абулхаир-хана встали не только прославленные воины, но также их младшие братья и сыновья. Например, Койгелды-батыр приехал вместе со своими родными братьями Кожыком и Акшаем, а также сыном Карабатыром.
Во главе своих отрядов прибыли такие знаменитые воины как Отеген, Самен, Толек, Казыбек, Хангелды, Богенбай, Шакшак Жанибек, Джанибек, Тилеулы, Кабанбай, Жаугашар, Есет, Тайлак и многие другие. В битве принимал участие и батыр Мамай, но в то время у него еще не было своей тысячи.
Всего собралось тридцать пять тысяч воинов. Располагая такой силой, Абулхаир-хан вновь решил сразиться с армией джунгар. Противники условились встретиться на территории современных Шуского и Кордайского районов Жамбылской области.
В мае 1729 года казахская армия подступила к Шу-Илейским горам близ озера Итишпес. Накануне решающей схватки отряды трех жузов объединились у подножия гор Хантау и Сункар. Именно здесь командиры казахского войска обсудили план предстоящей битвы, позже она была названа Аныракайской.
Большие надежды возлагались на отряд лучников Санырык-батыра из племени ошакты. С юных лет он слыл метким стрелком в родных кочевьях. Уже в шестнадцатилетнем возрасте Санырык выиграл состязание лучников и получил в подарок лук, инкрустированный золотом и серебром, который в народе прозвали «Санырыкты сырнауыгы», что означает «Гармоника Санырыка». Такое «музыкальное» название этот лук получил потому, что его хозяин создавал им звуки в виде стона и крика врагов.
В Аныракайской битве участвовало более 40 тысяч джунгар. Не смотря на численный перевес, казахи героически сражались, презирая раны и смерть. Они одержали уверенную победу.
Потерпев подряд несколько крупных поражений, джунгары пали духом. Их отряды уже не проникали так далеко в казахскую степь, как это бывало раньше. Однако затишье не могло длиться вечно. Враг собирал силы и готовился выступить вновь. Необходимо было подготовиться к очередному вторжению джунгар, поэтому Абулхаир созвал совет биев Младшего жуза. Он состоялся в 1730 году. На нем обсуждались два вопроса: война с джунгарами и присоединение к России.
В конце 20-х и начале 30-х годов XVIII века Мамай-батыр проявил героизм и отвагу при возвращении захваченных калмыками (торгоутами) исконных казахских земель. Вместе с ханом Абулхаиром он освобождал территорию вдоль рек Ор, Ойыл, Иргиз и Илек. За мужество, проявленное в ожесточенной битве на берегу реки Яик (Урал), Мамай-батыр был удостоен звания «мынбасы» (тысячника).
Во время похода казахов Младшего жуза на башкир Мамай-батыр выступил с инициативой объединить башкирский и казахский народы под властью правителя Младшего жуза хана Абулхаира. Это предложение Мамай-батыр передал башкирскому хану Тагиоле, прибыв к нему в качестве посла. Однако были задеты интересы России, которая выступила против этого объединения. И хан Тагиол был отравлен.
Мамай-батыр участвовал не только в боях с калмыками (торгоутами) и башкирами. Он защищал казахские земли от туркменских захватчиков, воюя с ними в меджуморье Арала и Каспия (Мангышлак). Он также участвовал в боях с джунгарами, освобождая от них Алтайский край и земли Восточного Казахстана (Тарбагатай, Зайсан). В этих битвах он проявил себя талантливым стратегом и тактиком.
В 1746 году Мамай-батыру было присвоено звание сардара (военачальника) воинов Среднего жуза. А в 1756-1757 гг. после битвы с калмыками Мамай-батыр был удостоен высшего воинского звания – Бахадур. Он также был военачальником воинов Младшего жуза и носил титул Орда-басы (глава Орды).
Мамай-батыр дружил с такими прославленными казахскими воинами как Кабанбай и Богенбай, а также многими другими. Кроме того, он был верным сподвижником казахских ханов Абулхаира и Аблая, всегда поддерживал их политику по созданию и укреплению Казахского ханства. Всю свою жизнь Мамай-батыр посвятил защите Родины от иноземных захватчиков и участвовал в 102 сражениях.
В 1780 году Мамай-батыр привел род Тобыкты обратно на освобожденные от джунгар родные земли (совр. Абайский район). У него было семь сыновей (Жиеншора, Байшора, Сарыбас, Карабас, Еламан, Жоламан и Жолбарыс), которых ему родила жена по имени Кызжан. Сама она была из рода табын Младшего жуза.
Самый младший из его сыновей Жолбарыс родился в тот год, когда Мамай застрелил тигра из ружья, напавшего на скот.
Мамай-батыр прожил долгую и счастливую жизнь. Он умер в возрасте 97 лет в 1806 году. В народе его помнят как благородного и честного человека. Он всегда помогал бедным и сиротам. Перед смертью Мамай-батыр завещал похоронить его сердце на своей родине, чтобы оно продолжало любить тех, кто будет жить здесь после него. А телом он пожелал возлежать у ног святого Кожа Ахмет Яссави, там, где покоятся тела его верных друзей – батыров Богенбая, Кабанбая и других.
Согласно этому завещанию, сердце Мамай-батыра похоронили в его родовой ставке, где сегодня находится село Орда и возвышается его мазар. А тело в сопровождении 100 всадников во главе с сыновьями Жиеншора и Жолбарысом было доставлено в священный город Туркестан, где упокоилось в мавзолее Кожа Ахмет Яссави, рядом с Аблай-ханом, Казыбек-би по прозвищу Звонкоголосый и другими знаменитыми личностями казахской истории.
* * *

Согласно родовому преданию, после смерти батыра Мамая его старшему сыну Жиеншора приснился Тайказан, который находится в мавзолее Кожа Ахмет Яссави. На дне казана лежало семь зерен пшеницы. Жиеншора спросил у настоятеля мавзолея, что это могло означать. И тот ответил ему:
- Отныне все семь поколений от семи сыновей Мамай-батыра никогда не будут бедствовать!
В наши дни в Казахстане живут более двух тысяч потомков Мамай-батыра от семи его сыновей. В них течет кровь великого предка и живет воинский дух, который способен пробудиться, если родному народу будет угрожать опасность!




P.S.
Это черновой вариант очерка о прославленном казахском батыре. Со временем он будет дополнен и переработан. Однако разместить его заставляет поиск достоверной информации. Буду благодарен за помощь.


С уважением, Кайрат Бегалин.
11. 07. 2007 г.