Феномен школьного Ерёменко

Татьяна Зоммер
"Знамя", 2002, № 9
 
 
Татьяна Зоммер
 
Александр Еременко. OPUS MAGNUM. Стихи. М.: Деконт+, 2001. — 530 с.



 
Феномен "школьного" Еременко

Вышедшая книга Александра Еременко не открывает читателю новых произведений известного автора. Она носит больше академический характер и включает в себя почти все ранее известные. Произошел парадокс: за 10—15 лет неписания стихов его произведения не стерлись из памяти, не вытеснились конкуренцией.

Войдя в “Детскую энциклопедию”, он стал поистине культовым поэтом. Его стихи запоминаются, поскольку он отнюдь не ставил экспериментов по форме и рифме, а был как раз приверженцем традиционного стихосложения, почти не выбивающегося за рамки ямбического строя и даже твердой поэтической формы в виде сонетов, скрепленных в его “невенок”, который, по сути, даже больший венок, чем традиционный. И трудно найти теперь учителя литературы или ученика, которые не знали бы наизусть хоть одного стихотворения поэта Александра Еременко. Так, выйдя в свое время из андеграунда, почитаемая в запрещенных литературных кругах поэзия Еременко перешла в умы всеобщей — в том числе технической — интеллигенции, а затем уже в школы.

Современные 15-летние пацаны давно ждали своего культового, современного поэта и теперь с удовольствием и наслаждением учат наизусть (не из-под палки!) его стихи, в которые, по сути, включена не только вся школьная программа по техническим дисциплинам — геометрии, физике, химии, астрономии, алгебре, — но и новейшей истории. Многие стихи “школьного” Еременко “забиваются” тинейджерами по первой строке, все равно что по номерам в известном анекдоте: “Я мастер по ремонту крокодилов...”, “Уже его рука по локоть в теореме...”, “Процесс сокращенья дробей”, “Процесс приближенья к столу...”, “Туда, где роща корабельная...”.

Можно учить по Еременко и русскую литературу:

 
Я пил с Мандельштамом
 на Курской дуге.
Снаряды взрывались и мины.
Он кружку железную жал в кулаке
и плакал цветами Марины.
И к нам Пастернак, по окопу скользя,
сказал, подползая на брюхе:
«О, кто тебя, поле, засеял тебя
седыми майорами в брюках?».

Или:
 
Сестры, память и трезвость,
когда бы я знал вашу мать,
я бы вычислил вас ни с того,
 так с другого конца.
Впрочем, что тут, действительно,
думать и копья ломать?
Мы же знаем отца.


Александр Еременко иногда столь увлекался реминисценциями, что его стихи, написанные в этом тропе, стали называть ереминисценциями. Собственно, так равно можно было бы назвать и все стихи Еременко вообще. Вот, к примеру, ереминисценция, по которой можно учить историю нашей страны (кстати, это стихотворение как раз из разряда культовых):


Сгорая, спирт похож на пионерку,
которая волнуется, когда
перед костром, сгорая от стыда,
завязывает галстук на примерку.
...
Сгорая, спирт напоминает воду,
Сгорая, речь напоминает спирт.
Как вбитый гвоздь,
 ее создатель спит,
заподлицо вколоченный в свободу.


По новой книге можно изучать эпоху, а ее поэта трактовать как соловья, сначала певшего в неволе под присмотром агентов КГБ, а затем и в первый период гласности.

Книга построена как букварь или энциклопедия. В некоторых местах даже расставлены ударения. Кроме того, все стихи снабжены обширными “энциклопедическими” сносками, комментариями и обильными иллюстрациями, часто из букваря или прочих школьных книг: учебников физики, химии и т.д. Правда, авторы столь обширных комментариев — Вячеслав Курицын (Курицын) и Евгений Касимов — часто проецируют на них свое мировоззрение, но в данном случае это ничуть не вредит делу. Также не вредят стихам, а помогают их усвоению и “освоению” рисунки, фотографии и прочие иллюстрации, выстроенные в книге Александром Шабуровым, давним единомышленником поэта.

Определение Еременко как “школьного” поэта не стоит воспринимать как принижение его роли в искусстве, поскольку он считается действительным продолжателем традиций обэриутов. Стихи Еременко уже прошли испытание временем. Думаю, они успешно выдержат и испытание школой, т.к. тезаурус поэта практически не выходит за рамки учебников школьной программы для классного и внеклассного обучения, и такого рода “академическое” издание — с комментариями, аннотацией и графикой — вполне может сойти за хрестоматию к школьному курсу целого ряда наук.