О любви к себе

Андрей Сигутин
Из Священного Писания можно узнать, что человек состоит из духа, души и тела. В идеале тело должно подчиняться душе, душа - духу, а духу по своему свойству необходимо быть погруженным в Бога. Именно так изначально было у Адама. Однако, в результате первородного греха, «дух, отделившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу. Произошло смятение, хаос во всем составе человека»*. Потеряв целостность из-за греха, он внутренне разделился, а «разделившийся сам в себе, падет…». Проще говоря, после грехопадения Адама и Евы все люди стали духовно больны. Поэтому к изучению, а тем более, к исцелению психики нельзя подходить односторонне, чтобы еще больше не навредить и без того поврежденной душе. Необходимо учитывать духовную составляющую человека. Современная же психология (с греч. - «наука о душе»), манипулируя слабостями людей, пытается решать только сиюминутные задачи, даже не задумываясь о том, что может произойти с вечной душой. Например, к чему могут привести следующие упражнения, рекомендуемые психологами для повышения самооценки? (Хотя в Евангелии нигде не говорится, что ее нужно повышать. Иное - ценность личности во Христе). «Душеведы» предлагают утром и вечером в состоянии полного расслабления, медитации (чтобы информация, минуя сознание, сразу попадала в подсознание) внушать себе: «я лучше всех», «я все могу!», «я - самый, самый, самый...» и т.д. И это еще не все. Следуя их совету, нужно чаще подходить к зеркалу и, любуясь собой, «петь себе дифирамбы»: «какой я хороший» и «как я люблю себя!». Верующий, христианин знает, что такие упражнения приводят к гордости - смертному для души греху. Выходит, цена за свою психологическую реабилитацию - потерянная вечная жизнь! «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?».

 Да, психологи правы: нелюбовь к себе, низкая самооценка, комплекс неполноценности, действительно, - трагедия и проблема, которую надо решать. Но только опираясь на Божественные принципы и «методики». Тем более, что христианство призывает нас к реальной, адекватной самооценке… Конечно, самовнушение играет определенную роль. Но, мне кажется, не стоит тратить время и силы на это занятие. Куда более действенно будет обращение к Богу в молитве. Ведь через Него все движется и живет в нашем мире. А если мы будем заниматься самовнушением, то, в какой-то степени, это будет означать пренебрежение своим Отцом Небесным, Который ближе к нам, чем наша аорта. Как бы Господь, увидев это, не лишил нас Своей милости.

Живое Слово Божие гласит: Господь - Целитель мой. Лишь искренняя вера в Бога и соблюдение Господних Заповедей исцеляют человека Духом Святым и преображают в светлый образ Христа-Спасителя. Посему можно сказать с абсолютной уверенностью: если для вас любовь к Богу пока не на первом месте, лучше не пытайтесь полюбить себя, используя для этого лишь модные психологические приемы. Очень большая вероятность погубить свою душу, а значит, вместо райского блаженства в вечности обречь себя на муки ада. Какая же это любовь к себе?!








Для размышления...

Всю полноту и глубину Библии можно выразить в двух Божьих заповедях: «возлюби Бога» и «...ближнего, как самого себя». Нетрудно заметить, что любовь к себе - эталон, по которому измеряется наше отношение к ближнему. То есть эта любовь ставится христианством мерою человеческой любви к людям.
1. «Наши обязанности к себе основываются: во-первых, на любви к Богу; во-вторых, на любви к себе, которая не должна превышать любви к ближним, иначе она превращается в эгоизм, и в-третьих, на сознании своего христианского достоинства, своей высокой чести сынов Божиих, «какова честь обязывает нас жить и поступать сообразно со своим достоинством» (см. Еф. 4:1) (Епископ Павел «Краткий устав жизни православного христианина»)
2. «Истинная любовь человека к себе самому должна быть сообразною, во-первых, с его любовью к Богу: она должна стремиться к тому, чтобы раскрыть и развить в человеке Богодарованные силы и способности, усовершить и возвысить их так, чтобы человек представлял и себя, по возможности, как подобие Христово, во-вторых, должна быть сообразною с его любовью к ближним, всегда готовою положить за них свою душу». (см». Иоанна 15:13) (Епископ Никанор (Смоленский)).
________________________
*Св. Феофан Затворник