Дамиджере...

Дина Абилова
 Зазе, Ирме, Янису и всем грузинам посвящается.

1.Мидиан дгееби. Цвима модис. Идут дни. Идёт дождь.

Я помню свои прошлые жизни…Жизни, в которых я тебя знала…
Свою первую жизнь, жила я в княжестве на ладошке Джорджии. Там лозы поднимались по деревьям высоко, так высоко, что их плодами питались Боги. Звали меня Тамрико. Жила я в доме, который построил дед моего отца. В этом доме пол и потолок соединяли столбы-дедабодзи. Так мои предки соединяли вечностью землю и небо...
В наших погребах хранились полные вёдра разных вин, и кувшины с остатками виноградных косточек. Мои старшие братья перевозили вино в бурдюках из козьих шкур по Алазанской долине поросшей зарослями шиповника с незрелыми ягодами. Я бежала босиком мимо деревьев с оранжевой хурмой, и кружилась рядом с кустами граната, плоды которого я называла шарами.
Когда родился младший сын у отца моего, он закопал в землю бочку вина, и мы знали, что откроем её в день свадьбы брата. Я, будучи ребёнком, целовала руки отцу, восседающему на дубовом скарцхули похожем на трон. Отец дал мне благословение быть счастливой все последующие жизни. Я была тогда частицей между прошлым и будущим. Я была вплетена в родословную княжеского рода как цветок в косы цвета смородины.
Я видела крест из лозы, который святая Нино* скрепила прядью своих волос, когда пришла из Иерусалима в Мцхету**, и излечила больную царицу Нану…
Я плакала, когда враги выкорчевывали лозу. Ту, молодую лозу, которая росла со мной, и знала все мои девичьи тайны. Эта лоза любила мои песни. Если бы не войны, из этой лозы умельцы изготовили бы доски для парадных дверей в храмы.
Ты поцеловал мои руки перед походом. Ты не вернулся…Я умерла через половину столетия. Когда я умерла, старухи в чёрных одеждах, положили побеги лозы в серебряные оклады рядом с моим телом, чтобы я не чувствовала себя одиноко в мире ином…

2.Сахес ну малав. Даимала мзэ. Не прячь лицо. Спрячь солнце.

Вторую жизнь я жила в то время, когда в честь цариц называли монастыри. Когда рвалась земля, и падали в реки каменные скалы. Там были храмы, покрытые фресками. На этих фресках бороды копоти, от костра, на котором враги сжигали больных монахов…
Я росла на скалах неприступных ущелий и оплакивала тех монахов соки, смешивая с росой…Тогда я родилась виноградом. Я диким, чёрным была виноградом…
Был праздник Ртвели. Осень, когда собирали виноград. Пахли груши мёдом.
Резали мужчины баранов для хашламы и петухов для сациви. Женщины вымачивали в гранатовом соке мясо. Дети пили кисломолочное мацони и ели кукурузные лепёшки мчади. На столе были кувшины с хванчкарой, густой как кровь. И поднимался в небо хор…Ты сорвал меня с веток, поместил мои спелые гроздья в сацнахели, выдолбленный ствол бука - ципелы. Ты начал давить меня ногами. Ты выжимал мои соки. Мои слёзы-соки десять дней бродили вместе с отжимками – воспоминаниями…Ты перемешивал мои руки и ноги трижды в день. Потом я стекала по желобам в зарытые в землю кувшины – квеври Ты закопал меня в землю…И сказал, что буду я там ещё сто лет… Я взрослела каждый год. Я бродила в глиняном кувшине. Я дышала. Мечтала быть разлитой в рога и выпитой…Я диким, чёрным была виноградом…А стала домашним, рубиновым вином…

3. Рад миндода. Ар геткви…И зачем мне это нужно было? Не скажу…

Моя третья жизнь… Надеюсь, что не последняя…
Я иду босиком к храму в Кутаиси…Там, у входа грузинка мне протягивает косынку. Эта женщина меня не помнит. Я для неё иностранка. А ведь была она мне матерью в прошлой жизни. Я хочу упасть к её ногам и разделиться на все свои жизни как лари делится на сто тетри…Сто, потому что столько лет хранили меня, когда я была вином…
Я не пьянею от вкуса Хванчкары, густой как кровь которую наливает мне в бокалы хозяин дома. Я пью вино, которое тоже было когда то виноградом. И тоже кто то сорвал эти гроздья жадно…
Моя душа искала тебя среди дождя, под звёздными глазами неба …
Искала по следам на рыжем песке…Искала даже там, где ты не был… Не отпускай меня к чужим глазам. Не отпускай туда, где музыку холодной пустоты играет старый рояль.
Не отпускай мою душу в погреба марании с замурованными в землю глиняными сосудами. Там, рядом с винами хранится моя печаль ...
 Я помню все слова, что ты говорил мне в прошлых жизнях…
Люди взрослеют как вино…Каждый день прибавляя по капле мудрости…
Скоро я останусь на вишнёвых устах вечности, как полоска вина на губах красивой женщины…Дамиджере…Дамиджере…Поверь мне…Поверь мне…



Святая Нино*- просветительница Грузии Нино Капидокийская. Причислена Православной церковью к лику Святых и возведена в ранг Равноапостольных.
Мцхета** - древняя языческая столица Грузии