Savatage. Poets and Madmen

Галина Рыженкова
* Любимые альбомы

Savatage
"Poets and Madmen" (2001)

Альбом неравнодушных.

Вслед за "Dead Winter Dead" и "Wake of Magellan" Savatage вновь создали концептуальное произведение. В основе "Poets And Madmen" - история журналиста-фотографа Кевина Картера, художественно переработанная Полом О'Нилом. Картер ездил в Судан, видел умирающих от голода людей, расстрелы и другие зверства гражданской войны. Был случай, когда он сфотографировал чудом спасшуюся от преследователей маленькую девочку. Она умерла через несколько минут после того, как был сделан снимок. Эта фотография - скорчившийся в траве изможденный ребенок и сидящий рядом в ожидании добычи гриф - затем получила высшую награду, а Картер сошел с ума и покончил с собой: ни алкоголь, ни наркотики не могли помочь ему забыть все ужасы, которые он увидел, а главное - девочку, которую он, простой наблюдатель событий, не в силах был спасти.

Однако если не ознакомиться с помещенным в буклет рассказом, то только по текстам песен нельзя догадаться об этой истории. Лирика "Poets And Madmen" (она также написана О'Нилом) - это монологи и внутренние диалоги, впечатления, кошмары и воспоминания человека, пережившего страшное потрясение. Он хоть и не остался равнодушным, но тем не менее совершенно бессилен перед лицом ужасной трагедии. И герой стихов не только Кевин Картер - эти беспомощность и кошмар любого из тех, кто способен переживать не только за себя, кто не принимает существующее зло, но и не может его уничтожить.

Изначально на диске задумывалось участие двух вокалистов, однако запись альбома затягивалась, основной певец Зак Стивенс ушел из группы, и Джону Оливе пришлось проделать титаническую работу - самому исполнить обе намеченные роли: Поэта (причем композиции уже были адаптированы под голос Зака) и Сумасшедшего. Но Олива блестяще со всем справился. Мощный, выразительный, хрипловато-рычащий («зловещий») голос основателя Savatage прибавил "тяжелым" песням энергии, агрессии и силы, а баллады с "чистым" вокалом получились на редкость проникновенными. Хороши и хоровые распевки: в качестве бэк-вокалистов выступают все участники группы, а также «гости» - Роберт Кинкел и Джон Уэст.

Впрочем, следует отметить не только вокал, но и прекрасную работу гитаристов (почти все гитары записал Крис Кэффери; кроме того, в буклете отмечен и Эл Питрелли, покинувший Savatage в разгар записи "Poets And Madmen"), басиста (неизменный участник команды с 1986 года Джонни Ли Миддлтон), барабанщика (Джефф Плейт) и, конечно, партии клавишных - Оливы и Кинкела. В "Poets And Madmen" нет слабых или невыразительных композиций, и это один из самых тяжелых дисков Savatage. Несмотря на то, что по текстам треков трудно понять, каким образом развивается сюжет, и есть только внутреннее движение, происходящее в душе и рассудке героя, альбом слушается как драматическое произведение - таковы его настроение, музыка, голосовые «раскладки». Ярость, трагизм и печаль; «стены» гитарного звука и клавишные соло; лид-вокал и хоровые партии - всё играет определенную роль в театре поэтов и безумцев. И какой бы мрачной ни была эта работа, в ней следует искать рецепт от отчаяния и слабости.
 
Единственное «но», которое можно предъявить к альбому: композиции настолько ярки по стихам и музыке, настолько эмоционально насыщенны, что после грандиозной, многоплановой "Morphine Child" (10,12 мин.) сложно сосредоточиться и на одном дыхании, без паузы воспринять оставшиеся пять песен, тоже далеко не короткие и не легкие. Поэтому на "Rumor" и "Man In The Mirror" иногда немного отдыхаешь, слушая их как фон... чтобы потом, после того как прозвучит "Back To A Reason", всё равно к ним вернуться!

...На сегодняшний день это последний диск группы. Музыканты активно занимаются Trans-Siberian Orchestra, разбрелись по сольным проектам (Jon Oliva's Pain, Chris Caffery, Circle II Circle), и даже 25-летний юбилей Savatage пока остается неотмеченным.
Но я надеюсь, что продолжение всё же будет. Awaken!