Землю на Небеса без посредников

Виталий Бондарь
 ЗЕМЛЮ НА НЕБЕСА БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ.

Читая некоторые страницы печатных и электронных СМИ, а в особенности самиздат, сталкиваюсь с активным неприятием любых форм религиозного сознания. Причем в большинстве случаев такое неприятие ничем не спровоцировано. Человек сам по себе приходит к мысли, что религия опиум для народа.
Священники, в их интерпретации обязательно попы, мракобесы, а верующие – жалкие никчемные люди, потребители этого самого религиозного дурмана.

Людей, пишущих на эту тему, можно разделить условно на две группы:
Атеистов и людей, все же признающих наличие некой духовности.
С атеистами более или менее все понятно. Первичность материи и вторичность сознания. Отрицание мира духовного и трехсоставности ( дух, душа, тело) человека. Три источника, которые питают атеизм это работа Дарвина «Происхождении видов», взгляды просветителей вроде Вольтера и Дидро и Марксистско – Ленинская философия. Причем первоисточников никто из современных атеистов не читал, пожалуй, за исключением марксистских классиков. Мировоззрение сложилось в школе и в ВУЗе, где пропаганда атеизма велась со ссылками на эти авторитеты. Люди, придерживающиеся этих взглядов, как правило, консервативны, образование получили в советской школе и ВУЗах, чаще всего техническое. К религии всегда были более или менее равнодушны, жили обычной жизнью, считаясь интеллигенцией, но никогда серьезно не задумываясь о глубинных вопросах бытия. Обращение части советских людей к вере после слома социально- патерналистского уклада жизни восприняли болезненно, как проявление лицемерия и предательства общих интересов, как признак неприемлемого нового миропорядка.


Аргументация построена на чисто эмоциональном неприятии всего, что, по их мнению, как-то связано с «ветром перемен». Такое клиширование облегчает задачу классификации и сортировки окружающих по признаку свой- чужой, друг-враг итд.
Представить, что человек действительно уверовал им очень трудно. «Как это, вчера, вот только был нормальным человеком , как все. Работал, выполнял план, соревновался, получал премии, выпивал, ходил на демонстрации и футбол, снова выпивал, интересовался противоположным полом, в меру изменял и возможно состоял членом партии. И вот перекрасился, стал в церковь ходить, выпивает как-то не интересно, не широко. Вместо своего парня стал каким-то чужим».


Материалистическое сознание находит этому простое объяснение: «Поскольку Бога нет и все умные люди это знают, а он не дурак, значит прикидывается. Вопрос, зачем? Ага, тот же ветер перемен, смотри, кто это в главном храме со свечками на пасху стоит? Начальство. Вот он вектор нового партийного строительства. Значит и этот с ними партстроительством втихаря на своем месте занят.
 Еще один немаловажный фактор – мода. Такое впечатление, что кто-то культивирует эту модную линию, разрабатывает жилу. Верить в Бога и ходить в церковь стало модным у людей, подверженных мощному влиянию этой настоящей их языческой богини -моды»
Человек, как правило, протестного сознания, пенсионер, бывший военный, прошедший через ломку девяностых советский человек, такую перекраску не принимает. Видит в ней ложь, изворотливость, приспособленчество и предательстство прежних норм жизни и идеалов, у военных равносильных нарушению присяги.

 
Со вторыми людьми, не чуждыми духовности, все гораздо сложнее. Они представлены, как теми, кто полагает: «Что-то все-таки есть», так и теми, кто опытным путем постигает различные духовные практики, как правило, чуждые его этнокорневым, связанным с верой отцов.
Набор претензий и обвинений, звучащих в адрес попов-мракобесов и оборотней-мирян стандартен. Попы, как правило, пьяницы и развратники сплошь бывшие КГБэшники. Властолюбивы и сластолюбивы, ездят все на «Мерседесах». Толстые, в посты втихаря жрут деликатесы, а народ заставляют сидеть на хлебе и воде. Дружат с новыми русскими и бандитами. Отпевают и хоронят на монастырских кладбищах павших в бандитских разборках. Сами ни в какого Бога не верят.
В церквях слишком много золота и роскоши. Служба идет на непонятном тарабарском языке. Старухи в Храмах все злые, как собаки, бросаются на людей, в особенности на молодых девушек. Попы пытаются навязать свою религию детям в школах, ввести предметом «Закон Божий», чтобы подготовить себе покорную паству и жить припеваючи, одурманивая будущие поколения.


Список претензий и обвинений открыт и каждый желающий может метнуть свой камень. Обвинения эти можно было бы назвать детскими потому, что озвучивают их обычно люди с обидой и непосредственностью, напоминающими детей. Не сознавая сами того, они используют аргументы из вторсырья и не очень-то желают выслушать обвиняемую сторону. Совсем, как у обидчивых детей. Обижаться бывает порой щемяще сладко. На школьных друзей, на родителей, при этом очень жалко себя и, когда «обидчик» пытается оправдаться его не слушают. Внутренний слух весь отдан во власть собственной обиде. Во многих источниках от газет и книг до телевидения изложена церковная позиция по этим вопросам, казалось бы исчерпывающие, глубоко аргументированные и честные ответы на все сложные вопросы. Но вопросов меньше не становится и они все те же. Вопрошающие, задают вопрос, и слушать ответ не желают, здесь тот случай, когда весь смысл в самом вопросе, главное – сформулировать и выкрикнуть.


 Один из самых распространенных вопросов задаваемых церкви гордым человеком: «Зачем мне нужны посредники?» Посредники имеются в виду между задавшим вопрос и Господом Богом. И правда, зачем? Разве не может человек напрямую обратиться к Богу и высказать Ему прямо, без посредников все, что он хочет? Конечно может и такое обращение называется молитвой. Разговор с Богом на равных, наверное, не получится, уж если человек обратился с чем либо к Богу, значит осознал Его Богом-творцом, а себя человеком-творением Божьим. Даже, если гордый человек дерзновенно попытается предъявить некий иск или посчитаться с Богом, все равно это не будет разговором равных. Все же такие случаи крайне редки, а вот молитва-прошение или прославление Господа Бога это и есть собственно молитва. Ни в чем здесь церковь не связывает свободы человека, он волен обращаться к Богу со всеми своими чаяниями.


Тем более удивительно, когда люди десятилетиями воспитываемые в духе коллективизма, и сегодня остающиеся верными этому духу, протестуют против соборной молитвы в храме, проповедуют индивидуализм: «Я сам без посредников буду говорить с Богом». Все прекрасно понимают, что любому делу нужно учиться, даже казалось бы самому простому. Никто не говорит учителю в школе: «Отойди, мне не нужны посредники между мной и математикой» Необходимость учительства всеми прекрасно понимается. Никогда не скажет ребенок родителям своим: «Уходите, Вы мне не нужны, я и сам с усам», более того, ребенок со всей силой любит маму и папу. Духовное младенчество не похоже на телесное, это не Евангельская «нищета духа», зачастую это ее противоположность, некое «богатство». Чем же духовит богатящийся? Отсутствием смирения прежде всего. На том пути, который он избрал ему не нужны ни спутники ни провожатые никто, он сам себе путеводитель.


Когда я впервые пытался осилить Библию в 19 лет, у меня ничего не получилось, хотя к тому времени мне покорилась высшая математика и сопромат, начерталка и теоритическая механика и много чего другого. Будучи уже человеком зрелым, я наткнулся на книжечку – руководство к чтению Библии. Прекрасный путеводитель по страницам Священного Писания, остается пожалеть, что он не встретился мне раньше Гордый и самодостаточный человек может возразить мне и сказать, что нельзя научиться вере подобно ремеслу. Что Бог сам избирает своих избранных. Соглашусь с ним, но только с оговоркой и вопросом. Учиться вере по мертвым схемам действительно не спасительно, но научиться, как приготовить сердце свое к встрече с Господом, опираясь на опыт и помощь живого источника, поистине душеполезно. Вопрос же в следующем: Каким образом гордый одиночка получает сообщение, что избран к общению с небесами без попов- толмачей, и даже без опыта духовной жизни и в этом общении он сам себе режиссер?


 Кому уподоблю людей во всем упрямо пытающимся проложить свой путь, пусть даже не ведущий к цели? Разве храбрым безумцам? Ничуть. Безумия достаточно и упрямства хватает, но храбрость ли это пренебрегая опытом, пусть и чужим, волнорезом зарываться в незнакомых водах, игнорировать не тобой придуманный компас и не тобой начерченную карту? Вся монашеская исповедальная литература говорит о том, какое счастье встретить на своем пути духовного руководителя – старца, геронту по-гречески. Фильмы о восточных единоборствах возвеличивают и мистифицируют фигуру сенсея, наставника в многолетнем постижении тайн искусства борьбы. Ни у кого не вызывают даже улыбки церемонии и ритуалы, связанные с поединком. Чтение мантр тоже считается само собой разумеющимся и во всем этом неофиту помогает разобраться мудрый сенсей. Никому не придет в голову сказать: « «Отвали ка, дядя, мы без тебя разберемся в тонкостях кунг фу или у шу. Чужая духовная традиция, не впитаная с молоком матери под крышей отчего дома отчего-то ближе и понятней некоторым ловцам духа. Почему так? Думается, причиной здесь - тот самый старый грех зависти, когда, говоря образным народным языком: «В чужих руках кусок всегда кажется толще» Поистине не бывает пророка в своем отечестве.

 
Я не буду много говорить о церковных таинствах, которые просто не может совершать обычный мирянин или гордый самостийник. Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Исповедь, все это совершается священниками в силу их священнического сана. Злые языки еще называют священников жрецами, пытаясь уподобить их языческим жрецам, приносившим жертву идолам. Но ведь мы веруем не в идолов, а в Бога Живаго, принесшего в Жертву Самого Себя для спасения нас. Какую мы можем принести после этого жертву Богу? Каким жрецам можем доверить это?
Удивляет слепота некоторых вполне зрелых образованных людей и тем обиднее становится, когда понимаешь, что это порядочные, нравственные люди, патриоты, с болью в сердце переносящие поругание Родины, совесть которых не дает им покоя за то, что не смогли ее, Родину защитить.


И вот эти люди вдруг заявляют о своем атеизме или о своем отдельном беспоповском курсе. Полно те, оглянитесь вокруг, кто скрежещет зубами в попытке ни за что не допустить преподавание в школе основ православной культуры? Культуры наших предков, благодаря которым мы живем и духом которых должны дышать и гордиться. Неужели Александр Невский или Дмитрий Донской или Суворов с Кутузовым и Ушаков и многие многие великие и выдающиеся наши предки были менее нравственными или в интеллектуальном плане, чем-то уступали нам или Родину меньше любили или Господь Бог в чем-то сковал их свободу? Ответьте честно себе на этот простой вопрос.


У одного американского писателя есть интересная мысль. В беседе с безразличным к вопросам веры человеком он предложил ему следующую картину: «Представьте себе, что поздно вечером в Гарлеме у вас заглохла машина. Вы открыли капот и попытались устранить поломку. И тут вы с тревогой заметили, как к вам приближаются несколько молодых чернокожих парней. Представили поздний Гарлем и себя, такого белого и румяного? Когда они подошли ближе, вы увидели, что у каждого из них под мышкой не бейсбольная бита, а томик Библии. И вы с радостным облегчением поняли, что это группа парней возвращается из воскресной школы. Ощутили смену настроений?



Что я хочу сказать? Опять же только честно, разве не хотели бы многие из нас, пусть даже и не верующие, что бы вместо наркоманов и бандитов, молодежных фашиствующих группировок, бомжей и проституток, аферистов, хамов за рулем автомобилей и прочих, имя им легион, вам бы встречались люди с Книгой в руках? Кто-то был бы вашим добрым соседом, а кто-то делал спасительную операцию в больнице, и сестра милосердия ухаживала бы за вами, случись заболеть. Вам бы не пришлось терпеть мздоимства чиновников и вопиющего равнодушия милиции. Изнывать от тоски и страха за отсутствующих детей. Многое было бы совсем не так, как сейчас. Вы скажете, что картина нарисованная мной слишком утопична? Возможно, в чем-то я с Вами соглашусь, но не в главном.


 У Джона Леннона есть песня «Имеджин» (представь себе). В ней почти такие же картинки «Только представь себе, что в мире нет войны…» Песня Леннона - вот утопия, потому, что, зная род людской со всей его историей тысячелетий наивно и утопично думать, что такие вещи как честь и совесть, любовь и добро автономны и могут существовать и побеждать сами собой. История человевеческой цивилизации являет обратный процесс. К сожалению, в мире торжествуют совсем другие вещи, иначе бы мы не жили в реалиях сегодняшнего дня. И только слепой не видит, куда устремлен вектор прогресса Нравственные категории подобны маятнику. Пока чья-то рука поддерживает завод пружины или просто отклоняет маятник в ту или иную сторону, энергия колебаний движет стрелки часов. Бежит время, время, отпущенное нам, и жизнь продолжается. Только вот руки, поддерживающие энергетику пружины и задающие отклонение маятника, человеку не принадлежат. Наше бытие выражается сложной функцией движущихся часовых стрелок, в свою очередь приводимых в движение пружиной, в свою очередь…


В сегодняшней России власть принадлежит отнюдь не РПЦ, да она и законодательно отделена от государства. Развал единой страны ограбление народа хитрыми реформами, присвоение народной собственности преступниками, пожелавшими называться олигархами, развязывание войны в Чечне, растление детей и молодежи телевиденьем и печатными СМИ, можно перечислять долго бесчисленные преступления антинародного режима. Неоднократно высшие государственные лица заявляли по телевиденью, что против России ведется необъявленная война, но воюющая сторона, бросившая вызов России, стыдливо не называется, либо о ней говорится очень расплывчато: «Международный терроризм». Россия сегодня находится в удушающем кольце, и пусть никого не обманывают «успехи» последнего времени. Казалось бы, суду все ясно, но не тут-то было. С настырностью несъедобных грибов вылезают то тут, то там богословствующие критики и антиклирикалы на доверии.


Вот перед нами трагедия великого народа, есть причины и конкретные преступники, но поиски и раскопки начинают вести под фонарем, здесь чище и светлее. Хочу по памяти привести выдержку из Клайва Льиса, больше известного у нас по экранизированным Хроникам Нарнии. В его книге «Письма Баламута», выдержанной в эпистолярном жанре, переписку ведут два беса, умудренный и опытный в пакостях дядя и молодой, но многообещающий пакостник племянник. Дядя поучает племянника и дает ему замечательный в гнусности совет, заставлять людей совершать бессмысленные поступки и даже более, поступки, усугубляющие критические ситуации. Советуя ему, он поясняет свою мысль на конкретном примере: « Надо сделать так чтобы во время наводнения они бы носились с огнетушителями» Вот у меня создается такое впечатление, что Баламут начинает и выигрывает. В стране тотальная коррупция, состояния чиновников растут, как раковая опухоль, давление на «маленького» человека безпрецидентное, но подпавшие под обаяние Баламута ведут борьбу на антиклирикальном фронте с опиумом для народа, с попами и примкнувшими к ним мирянами, с поповским духом и их самодвижущимися колясками фирмы Даймлер-Бенц.


 Когда народный трибун Ельцин хотел понравиться электорату, то жил в двухкомнатной квартире, ездил в троллейбусе за 4 копейки и все знали, что в его гараже стоит хит нашего автопрома, легендарный «Москвич». Такая личная скромность не помешала народному любимцу, триумфально пришедшему к власти волей народа, тут же опустить этот народ ниже плинтуса. Для тех, кто знает автопарк приходов не по сплетням и домыслам могу сказать, что он ни чем не выделяется из среднестатистического. Многие автомобили просто пожертвованы состоятельными прихожанами или фирмами.
В основном, приходы, расположенные не в столичных городах, крайне бедны, и едва сводят концы с концами. Клевета – тяжкий грех, ранящий душу оклеветанного, как ничто другое.


 У замечательной писательницы Анны Матвеевой есть книга под названием «Небеса». В ней с филигранной точностью показан механизм разрушительного действия запущенной клеветы. Причем поражение от этого идеологического оружия наносится и по конкретной цели и по площадям. Страдают не только назначенные в жертву, но и многие прикоснувшиеся к интриге. Рассказы о жирующих попах вылупляются в идеологических клоаках и их распространение направляется опытной рукой на дискредитацию РПЦ в глазах народа России. Мы привыкли уже за годы новой России к «чемоданам компромата», к тем помоям и дерьму, которым обливают друг друга люди, стремящиеся к публичности. И в связи с этим одно важное наблюдение: народ настолько пресыщен бездной негативной информации, что порог срабатывания на нее загрублен до предела. Если покажут по ТВ очередного депутата, мэра, губернатора, прокурора, генерала или иного оборотня, ущерб организации, которую они представляют будет минимальным. Степень доверия к подобным организациям у народа практически нулевая. Если компромат касается даже рядового священника, урон наносимый РПЦ чрезвычайно высок. Это оборотная сторона медали, это та плата, которую приходится платить РПЦ за доверия к ней народа России.

Не смотря на все потуги и приоритетное финансирование мировоззренческого фронта, ни одна организация в стране не имеет такого уровня доверия,как РПЦ даже у людей далеких от церкви. И все же, церковь это живой организм и, как всякий другой подвержен болезням. Никто не делает из этого факта тайны, начиная от апостола Иоанна Богослова, получившего Откровение от Иисуса Христа о Лаодикийской церкви и, кончая нашими теплохладными временами. Наша церковь болела и в предреволюционные годы. Сыновья священников наряду с другими сословиями пополняли сначала ряды нигилистов, а затем и революционеров. Наверное, это были дети пьющих или неверующих батюшек, были и такие в нашей церкви, с детства жившие рядом с пороком. Но, возможно, были и просто блудные сыновья, заплутавшие и не нашедшие дороги к Отчему дому. В годы послереволюционных гонений на церковь со стороны властей, сравнимых с гонениями Диоклетиана, Русская Православная Церковь явила миру сонм святых мучеников за веру. Как бы не была больна церковь, но в час испытания оказалось, что здоровая ее часть представлена многими тысячами исповедников, а больная всего-то малочисленными иудами-обновленцами со всякими введенскими во главе.


Кто сегодня подвергает атакам РПЦ и, оцеживая комара, поглощает верблюда? Как правило, это люди к церкви не принадлежащие, не участвующие в службах и таинствах, да и с Писанием знакомые поверхностно, а с Преданием лишь понаслышке.
Какую пользу для себя извлекают подобные критики? А никакой, они не любят клир и мир совершенно бескорыстно. Принадлежа в недалеком прошлом к социальной прослойке, называемой интеллигенция, они имеют в основном высшее образование, хотя в вероучительных вопросах проявляют поразительное невежество, сравнимое только со столь же поразительным дерзновением в своих «богословских» опусах. Беспечные фрондеры, походя пинающие святые для верующих вещи, подобны детям бросающимся камнями в стеклянном доме. Церкви они не разрушат, ибо « И врата ада не одолеют ее», но разбив стекло вокруг нее изранят осколками и себя и многих невинных. Я ничего не стану говорить здесь о людях с духовностью противоположного знака, это сознательные противники, ушедшие в «страну далече» невозвращенцы. Моя печаль о тех инженерах, военных, учителях, и врачах, бездумно продолжающих по инерции дело ярославских и богдановых и прочих воинствующих безбожников. О наших Иванушках бездомных, вдохновляемых не несчастным Берлиозом, а Баламутом. Не сражайтесь в братоубийственной войне с вашими верующими собратьями Не ходите вслед чужих богов, они не боги.