Путь добра

Андрей Сигутин
ЖИЗНЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ВО МНОГОМ ОБУСЛОВЛЕНА ТЕМ ВЛИЯНИЕМ, КОТОРОЕ ОКАЗЫВАЮТ НА ЧЕЛОВЕКА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА. ОТ ТОГО, КАКИЕ ФИЛЬМЫ И ПЕРЕДАЧИ МЫ СМОТРИМ, КАКИЕ КНИГИ И ГАЗЕТЫ ЧИТАЕМ, ЗАВИСИТ НАШЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. И ЗАДАЧА ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ - ПОМОЧЬ КАЖДОМУ ИЗ НАС СТАТЬ НА ПУТЬ ДОБРА.
СЕГОДНЯ МЫ БЕСЕДУЕМ С ИЗВЕСТНОЙ АКТРИСОЙ И КИНОРЕЖИССЕРОМ ЕЛЕНОЙ ОКТЯБРЕВНОЙ ЦЫПЛАКОВОЙ - ОБ АКТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ И РОЛИ ИСКУССТВА, О ПОКАЯНИИ И СМИРЕНИИ, О СИЛЕ ВЕРЫ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ЖЕНЩИНЫ.

Елена, расскажите, с чего начинался Ваш путь в кинематограф?
Уже 33 года, как я в кино. Начала сниматься еще школьницей - у Динары Асановой. После фильма «Не болит голова у дятла» были работы и у других режиссеров, так что к окончанию школы я уже снялась в нескольких фильмах. Из Ленинграда, где я родилась, поехала в Москву, поступила в ГИТИС, потом, после «Школьного вальса», перевелась во ВГИК, так как не приветствовалось тогда, чтобы студенты снимались во время учебы. Еще до окончания ВГИКа начала работать в Малом театре, проработала там шесть лет, опять поступила во ВГИК - уже на режиссерский факультет. Окончила в 85-ом, а в 89-ом был дебют - «Гражданин убегающий» по Маканину, «Камышовый рай», потом - фильм «На тебя уповаю», два сериала: «Семейные тайны» и детский «Полосатое лето».
Какие у Вас творческие планы на ближайшее время?
Нашла одну замечательную историю - «Пир» Максима Яковлева, буду снимать картину по этому рассказу. Сейчас работаем над сценарием и ищем финансирование. Есть масса других интересных проектов, но о них пока рано говорить.

А чем занимаетесь помимо режиссуры?
Преподаю в московской Академии Наталии Нестеровой, декан факультета кино и телевидения, веду первый и третий курсы.
Участвую в общественной деятельности. Недавно была в Звенигороде - я состою в попечительском совете городской библиотеки. В Подмосковье четыре библиотеки уже закрыли, хотели закрыть и эту, тогда мы приехали, выступили, да так, что администрация города не только библиотеку не закрыла, а устроила в ней творческий центр. И мне кажется, что для того, чтобы библиотеки сейчас не умирали, им надо становиться именно духовно и культурно просветительскими центрами. Надо, чтобы там можно было посмотреть хорошие фильмы, встретиться с интересными людьми. Мне самой бы хотелось создать такой центр, где, во-первых, ребята могли бы выступать со сцены, общаться со зрителями, а во-вторых, могли бы сами делать мультфильмы. Причем, такая студия уже существует, этим занимается моя подруга Катя Глушенко, человек удивительный - у нее дети, начиная с четырех-пяти лет, сами делают мультяшки. И мне хочется такой центр организовать, где будут собраны все направления, чтобы в гармонии развивать души детей. Мы с мужем даже зарегистрировали свой центр, правда, нет пока помещения.

Хотелось бы увидеть этот проект в действии! Но вернемся к кино. Что, на Ваш взгляд, является самым важным в искусстве?
Самым важным в искусстве является то, что оно должно помогать человеку стать более совершенным. Искусство должно учить человека культуре чувств, вообще культуре. И, все-таки, главное, что должно быть в искусстве - это духовное воспитание. Особенно это касается кино, театра, телевидения.
Многие столетия Церковь относилась к искусству негативно. Но у архиепископа Иоанна (Шаховского) есть слова о том, что для огромной массы светских людей театр может быть ступенькой, возвышающей духовно. Но только в том случае, если художник, артист или режиссер является цензором того, что он делает. Как учит апостол Павел, совершенный человек тот, у кого чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5, 14). Но, на мой взгляд, важно не только различать зло от добра, главное - выбрать для себя путь добра.
То, что художник, артист или режиссер закладывает в основу своего произведения - это духовная пища. Зритель, который потом смотрит фильм, спектакль или телепередачу, принимает увиденное внутрь себя как опосредованный жизненный опыт. Кино должно воспитывать, поднимать человека, просветлять его душу. Оно должно укреплять его в нравственных позициях.
Мы, деятели киноискусства, можем помогать этому, воспитывать высокие чувства, культуру или наоборот - разлагать. В системе Станиславского есть такой постулат - оправдать героя. Почему многих артистов в жизни преследуют те или иные проблемы, которые они изображали? Потому что они оправдали героя, который грешит. Следовательно, согрешили вместе с ним на мысленном уровне. И потом то, что сыграли, уже отрабатывали как свой собственный грех.
Когда искусство безнравственно, то это не искусство. Если говорить о сегодняшнем кино - то мне очень жаль, что сейчас очень много талантливых людей делают кино лукавое, развращающее, любующееся грехом. Это очень плохо, потому что все, что увидит зритель, останется у него в подсознании. Особенно трудно сейчас молодым, ведь если раньше существовала цензура, общественное мнение, которое порицало порок, то сейчас человек предоставлен сам себе в выборе того, что ему смотреть. Кто-то из американских ученых подсчитал, что к восемнадцати годам человек успевает увидеть порядка ста пятидесяти тысяч преступлений - в кино, по телевидению. Представляете, какой это «багаж»? Так вот, человек, оказавшись в какой-либо экстремальной ситуации, этим опытом будет пользоваться, и уже многие пользуются, так как не имеют правильных жизненных ориентиров.

Выход есть?
Вера. Преображенный человек разбирается, что есть добро и зло, ему легче, потому что у него есть духовный фильтр, через который он пропускает все увиденное и отбрасывает ненужное. Если духовного фильтра нет, это приводит к страшным результатам, потому что сознание определяет поступки. Достоевский сказал: «Преступление - это не есть сам поступок. Это состояние сознания, позволяющее преступить черту совести». То есть все дело в состоянии сознания. Человек совершает свой выбор по жизни практически каждый день и каждую минуту. А выбор - это и есть наш плод перед Богом, это то, какие мы. В фильме «Царство Небесное» один из воинов говорит, что Царство Небесное - здесь, показывая на лоб, и здесь, показывая на сердце: это твой выбор в жизни, это то, что ты делаешь. А вот как поступать сейчас? То, что происходит на телевидении - это катастрофа. Там два несчастных героя: Сергей Зверев и Ксюша Собчак. Идет полное целенаправленное разложение умов, душ, сердец. Человек верующий может телевизор вообще не смотреть, а если и увидит что, то поймет, какая это мерзость. А молодым ребятам очень трудно сейчас.

Вы судите по Вашим студентам?
Да, отчасти. Студенты режиссерского отделения выхолят в мир, и первое, что им предлагают - это снимать какие-то рекламы... Им вдалбливается, что, пока ты молод, ты должен зарабатывать. Естественно, профессия должна приносить заработки. Плохо только, что идут по самому простому пути - кланяются сатане и делают то, что легко и быстро покупается. А для того, чтобы делать серьезные глубокие веши надо поставить для себя довольно жесткие рамки. Люди боятся этого пути, они боятся, что будут не востребованы, если принесут духовные плоды. Но ведь работу дает Господь! Я сама прохожу через все это, и понимаю, что работа в любом случае будет. Для меня сейчас даже радость - отказаться от чего-либо, что не соответствует моим нравственным нормам. А посмотреть на ребят, так им действительно очень сложно. Ведь их мало кто воспитывает в том духе, что человек в искусстве отвечает перед Богом за то, что он людям несет.

А Вы с ними об этом говорите?
Да, безусловно. Мы вместе с Людмилой Мезенцевой, руководителем Лаборатории христианского искусства, очень много говорим со студентами. Был такой случай: студентка сделала монолог проститутки из «Ямы» Куприна. Я говорю: «Ты очень хорошо показала на уровне душевном. Но есть еще уровень - надмирный». И я стала говорить о Христе и о понимании того, что происходит в жизни людей с духовной точки зрения. И, когда мы с ней беседовали, в аудитории сам собой включился свет. Вообще же я вижу, как постепенно меняется сознание ребят, когда им рассказывают о вещах духовных, и они уже начинают понимать ту ответственность, которую они берут на себя. Я говорю: «Представь, что человек снял фильм на полтора часа. Он берет на себя ответственность, так как отвечает за то, чем занят зритель эти полтора часа, отвечает за его душу». Вообще, мы много и серьезно говорим. Когда все это взрастет - не знаю, это дело Бога, а наше дело - сеять. Я сама пришла к вере в Бога серьезно и глубоко, с пересмотром всей своей жизни, только в тридцать шесть лет. А своим студентам об ответственности я говорю сразу - это первое, с чего я начинаю разговор на первом курсе.

Елена, а Вы следите за своими студентами, ставшими выпускниками? Куда они идут, оканчивая вуз?
Проследить за этим очень сложно. Аля того, чтобы молодой режиссер начал активно работать в кино, иногда требуется несколько лет. Почему? Молодой человек, окончивший вуз, сначала работает ассистентом, вторым режиссером... На телевидении -да, возможно сразу делать какие-то свои программы, а в кино, чтобы имена зазвучали, должно пройти некоторое время. Я, уже будучи артисткой высшей категории, как это тогда считалось, и окончив второй раз ВГИК, свою первую картину сняла только через четыре года. Хотя, конечно, среди наших студентов есть очень талантливые, способные ребята, некоторые из них уже работают ассистентами у известных режиссеров. Другой вопрос: что они будут делать потом? Я ставлю оценки за профессиональные наработки, но если мне не нравится их работа по духовным причинам, то я об этом говорю сразу. Говорю потому, что считаю лучше в самом начале пресечь попытки повернуть «не туда». Один студент, очень талантливый, снял рекламу. На мой взгляд -пошлую. Я разругала его в пух и прах, он обиделся, но зато потом принес очень интересную работу. У них перед глазами - телевидение, на мой взгляд, страшное, страшное потому, что из-за него понятие нормы сдвигается. Норма это что? Категория нравственная. А телевидение ребят с толку сбивает, как бы говоря: «Делай это - и ты будешь зарабатывать». Я пытаюсь эти убеждения сломать, даже фильмы им показываю старые, «Древо желания», например... И «Остров» с ними посмотрели - многие отнеслись очень серьезно, задумались.
Замечательно, что вышла эта картина -она явила собой наличие такого кино у нас. Я говорю - у нас, потому что была на первом Фестивале мусульманского кино в Казани председателем отборочной комиссии, правда, поначалу была удивлена, что меня туда
пригласили, поскольку везде говорю о христианстве. Так вот, мне очень понравилось, насколько естественно и легко говорится о Боге в мусульманском кино... Просто удивительные веши происходят на экране, и особенно меня поразило иранское кино, где впрямую показано присутствие в жизни человека Бога - это как раз то, чего нам так не хватает сегодня.

Не собираетесь снять фильм о вере?
Я об этом думаю. Знаете, ведь христианское кино - это не только сплошь кресты и купола, здесь главное, что внутри. Вам, наверное, знакома притча о том, как к хозяину пришел наниматься садовник-христианин. Хозяин взял его на работу с условием, что тот не скажет ни одного слова о Христе. Работник пообещал и сдержал слово, но через месяц хозяин воскликнул: «Научи меня, я тоже хочу стать таким же, как ты!» То есть, можно снимать христианское кино, не говоря впрямую о Христе, потому что живая вера - это образ жизни, когда человек имеет внутри себя заповеди Божий и стремится выполнять их. Мне лично очень нравится браться за современный материал, я считаю, что сейчас не хватает в кино современного духовного мышления. Когда мы снимали «Семейные тайны», то разбирали с актерами каждую сиену с ПОЗИЦИИ заповедей. Сьемки начинались с молитвы, я пыталась закладывать духовную составляющую в картину. Кстати сказать, за этот фильм я получила награду. Правда, не материальную, но, я считаю, наивысшую для художника. Одна женщина, адвокат, которую я впервые видела, сказала мне: «Вы знаете, у меня случилась странная история, с вами связанная. В течение двух дней ко мне приходили люди, мои клиенты, и забирали назад иски о разделе имущества. Я так перепугалась, подумала, что, может, вышла какая-то статья нехорошая обо мне... Наконец, десятого человека спросила: "Почему?" Он ответил: "Посмотрели сериал «Семейные тайны» и задумались, чего мы судимся? Хотят люди, чтобы им это принадлежало - и пускай принадлежит". Я говорю: "Но вам деньги, которые вы
уже заплатили, чтобы начать процесс, никто не вернет!" "Подумаешь, деньги, - отвечают, - мы же к Богу идем!"» Когда «Семейные тайны» вышли на экран, я молилась, говорила: «Господи, я понимаю, что не могу перевернуть сознание людей, но для меня было бы величайшим счастьем, если бы человек, посмотрев картину, хотя бы внутри себя сказал: «Боже, я такое же творил, прости меня!»

Как Вы реагируете на похвалы, на знаки внимания, которые ввиду Вашей профессии неизбежны?
Как-то прочла у святителя Климента Александрийского слова по поводу заповеди «Не укради»: «Художник, который что-либо сотворил, написал картину, или изваял статую, если считает, что это он сделал, то крадет славу Божию». Я, когда это прочитала, то подумала: «Что же делать, чтобы не согрешить, когда тебя хвалят, награждают за что-то?» И сразу пришла мысль: «Да если я раньше неосознанно говорила: "Слава Богу!", то теперь буду делать это сознательно!» То есть, пришло понимание того, что это Господь через нас творит и преображает мир. Поэтому, если что-то получилось хорошее - слава Богу!

Вы сказали, что к вере пришли в тридцать шесть лет. Как это произошло?
С детства я - крещеный человек, и бабуля моя в церковь меня водила. Потом, когда выросла, сама ходила в храм, но не было во мне глубокого понимания веры. Сознательно же я встала на этот путь, как и многие люди - через «болячки», и это были не только физические страдания, но и психологические. Помню, уныние у меня сильное было, хотя внешне вроде бы все нормально. Нарушение заповедей отражается на нашем здоровье. В то время я резко пересмотрела свою жизнь, и Бог дал мне такую веру, что я без лекарств исцелилась от серьезных заболеваний. Я тогда шла через покаяние и говорила: «Вот сейчас час живу, как понимаю заповеди, чего бы мне это ни стоило. Уволят - не уволят, но живу так». Потом еще час. И так далее, поворачивая свое сознание ко Христу. Много читала, молилась. Потом начала другим говорить. Видно, меня так Господь устроил, что, когда я что-то новое узнаю, мне хочется об этом говорить... Сейчас очень много приглашают выступать - на радио, на фестивали. Людям интересна духовная точка зрения мирянина, живой опыт. И потом, зачастую Бог действует через слово, сказанное с верой. Я говорю о своем духовном опыте, о том, через что прошла. И, слава Богу, что прошла, сейчас мне намного легче, и я понимаю, что не было бы тех болезней - не было бы и веры. Хорошо, конечно, когда ребенок с детства воспитывается в православной среде. Но наше поколение - другое. Вот моя мама пришла к вере уже через меня. Она сильно болела, и мы буквально вымолили ее - я, Павел и наш друг Виталий Воскобойников. Теперь мама чувствует себя хорошо и сама молится за нас. На лето она уезжает за город, копает, сажает, пропалывает грядки... Во всем уповает на Господа. И я очень этому рада.
Когда я пришла к Богу, у меня была мысль - уйти из профессии. Ведь актерство Церковью не приветствуется. А потом подумала: это же потрясающая возможность говорить, свидетельствовать, помогать людям, используя свой личный опыт. Иногда бывает очень важно, когда ты слышишь от кого-то о чудесах Божиих, это поддерживает. Неслучайно раньше в кругу семьи читали «Жития святых». Это опосредованный человеческий опыт, помогающий нам идти по верному пути. А сейчас основная масса людей получает жизненный опыт через кино, телевидение.

Как Вы понимаете смирение?
В свое время очень серьезно над этим размышляла. У меня характер горячий, и я думала: как это так - смириться, перед чем? В итоге пришла к тому, что смиряться надо перед Богом, Который ставит нас в определенные обстоятельства, посылает какие-то испытания, и мы должны их пройти. Вот перед Кем надо смиряться. Но не перед злом и грехом! Христианство, на самом деле, это воинствующая религия, которая борется с сатаной. В Священном Писании сказано: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 1 2). Поэтому вот здесь, на мой взгляд, христианин должен быть действительно воином духовным. То есть - бороться не с плотью и кровью, как это часто происходит, а с духами, противостоять им. Если же смиряемся не перед тем, чем надо, то мы потворствуем греху и дьявольским проявлениям. Мне кажется, смирение - очень тонкое состояние, когда человек должен разбираться, перед чем он смиряется, чтобы адекватно оценивать ситуацию. Ведь можно и сломаться на этом, серьезно духовно упасть и вообще отойти от веры.

А покаяние?
Покаяние, как я понимаю, - это осознание того, что я неправильно делаю перед Богом. Бывает, человек даже знает, чем он грешит и, вместе с тем, не желает с этим бороться... Однажды приходит ко мне подруга и говорит: «Вот у меня гордость, гнев, блуд...» Ну, а я ей в ответ: «И что? Ты утвердила, что у тебя это есть, а дальше - что?» Самое главное в покаянии - не только понять, что ты неправильно делаешь, а, попросив у Господа прошения за грехи, постараться измениться. Господь дает силы человеку меняться и преображаться.
В послании к Галатам сказано: Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное... поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 19-21). Почему? Потому что это дела человека, у которого плотское сознание. А есть плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23) - это результат преображения человека Святым Духом. То есть у человека меняется сознание, его душа, чувства, поведение. У него внутри уже не возникает желания ссориться, ругаться - человек внутренне преображается. Это - действие благодати Святого Духа...
Человек чем порабощен - тому и раб. Есть плотское, душевное сознание, есть и духовное сознание, когда Господь уже помогает вести себя по-Божиему. Невозможно одновременно бросить человеку курить, и продолжать «покуривать» - значит, он не бросил. Так же и с грехом. Чем отличаются праведники от грешников? Святые каются один раз и больше в этом не согрешают... Но на такое способен не каждый, и не нам об этом судить.
Елена, Вы - человек публичный, все время на виду. Семья от этого не страдает?
Мы с мужем везде вместе. Практически на все фестивали, встречи и другие мероприятия Павел ездит со мной. Так что все у нас вместе - и жизнь, и работа.

На чем, по-Вашему, должна строиться семья?
Господь благословил два пути - монашеский и семейный. Недавно читала статью одного священника, в которой он говорит: «Женщин много, мужчин много, человека - мало». То есть, если говорить о семье, то мужчина и женщина призваны соединиться в единое целое, стать одной плотью, одной душой, быть одним духом наполненными. Вот это, наверное, самое удивительное - когда идет истинное соединение мужчины и женщины. Как говорит святой Иоанн Златоуст: «Семья есть малая Церковь». И здесь, конечно, женщина выполняет функции, данные ей Богом - деторождение, хранение домашнего очага, любовь и забота о муже, детях. Однако, что касается духовного уровня супругов, Господь может действовать как через мужа, так и через жену...
На женщину возложена большая миссия: не только родить, но и самое главное, воспитать ребенка так, чтобы он стал совершенной личностью, гражданином Царства Небесного. Через мать это возможно. Но если женщина не идет по этому пути, жди беды. Ведь диапазон духовного состояния женщины колоссален: от наивысшего - Богородицы до низшего - великой блудницы. Образ Богородицы для женщины - это идеал, к которому необходимо стремиться. Важно понять, что именно женщина способна через себя проявить, какие она приносит «плоды». Потому что зло от грешащей женщины - чудовищно, страшно. Оно разрушает и мужчин, находящихся рядом, и детей, и всех окружающих.
Православные богословы говорили, что каждая душа должна родить в себе Христа, через это спастись сама и помочь спастись другим. Что такое «родить в себе Христа»? Это приобрести Христовы качества души: мир, любовь, кротость, смирение. Есть такая замечательная икона «Древо Пресвятой Богородицы». На ней изображено древо, на ветвях которого - образы Пречистой Девы Марии. И эта икона как бы говорит, что все мы, женщины, призваны иметь души, подобные душе Богородицы, чтобы суметь родить в себе проявления Божественного. Значит, всякая женщина должна быть чистой, светлой.
Апостол призывает: Всегда радуйтесь (1 Фес. 5, 16). Только мудрый человек, смотрящий Божиим, духовным взглядом на мир, будет счастлив в любой ситуации, которая происходит в его жизни. Будем сами источниками света, тепла и любви. Потому что, когда мы ждем этого от других, чаше всего впадаем в уныние, разочарование, грусть, печаль. Но когда ты, веруя во Христа, являешься источником добра и света, то из тебя, как говорит Евангелие, потекут реки волы живой (Ин. 7, 38). Необходимо, чтобы мы были сами источником этой любви и радости.

И напоследок. Что бы Вы хотели пожелать читательницам «Славянки»?
Я от всей души пожелала бы всем преображения - внутреннего, духовного. От женщины очень много зависит в этом мире: каким будет новый человек, родившийся у нее, как он будет формироваться, кем он станет... Я бы пожелала женщинам как можно меньше требовать себе и как можно больше отдавать, потому что когда мы отдаем, тогда и нам дается. Если мы настраиваемся на то, что «Дайте мне», «Я должна получить», то мы уподобляемся торговцам и менялам, которых Христос изгнал из храма. Я хочу пожелать, чтобы мы не были торговцами и менялами в своей душе, в своих чувствах, своей любви. Чтобы мы, наоборот, были источником радости, нежности, доброты, заботы. Женщине приходится многое преодолевать, чтобы сохранить семью, особую атмосферу в доме. От женщины все идет, поэтому и начинать ей нужно с себя, если какие-то проблемы, нужно себя спрашивать: «Что я не так сделала?» И, если так поступать, то почувствуешь, как жизнь изменится, как изменится все вокруг, потому что мы творим ту реальность, в которой существуем -своими мыслями, чувствами, словами. И путь этот пусть будет радостным, а радостным он становится, когда человек понимает суть вещей, понимает, что есть добро, а что зло. Господь сказал: «Будьте совершенны», - и нам надо стремиться к совершенству.

С Еленой Октябревной
беседовали Екатерина Болотских
и Андрей Сигутин
Журнал «Славянка»,№10,2007г.