Размышляя о вечном

Андрей Сигутин
Любящим Бога все содействует ко благу
Рим. 8.

Однажды после всенощной, проходя мимо увлеченно беседующих прихожан, услышал такую фразу: “Бог посылает не за что-то, а для чего-то”. О чем у них шла речь, не знаю, только это высказывание показалось мне оригинальным. На мгновение я задумался: “Интересно, истинно ли оно…”.

Конечно, в силу ограниченности человеческого ума, мы, по словам апостола Павла, о небесном можем рассуждать лишь гадательно. А в нашем случае – тем более, ведь мысль в предложении выражена неточно. Так как непонятно, что именно “Бог посылает”. (Правильнее было бы сказать: “Бог посылает что-либо не за что-то, а для чего-то”, где “что-либо” означает нечто приятное или неприятное для нас. К примеру, здоровье или болезнь, богатство или бедность). Посему рассмотрим каждый вариант отдельно. Будем оптимистами, начнем с позитивного (то есть предположим, под пропущенным “что-либо” подразумевалось некое благо). Итак, давайте подумаем, действительно ли Бог посылает здоровье (богатство) не за что-то, а для чего-то? Скорее всего, да. Ибо здоровье и богатство – дар Божий, который Господь по милости Своей посылает человеку даром, а не за какие-то заслуги (мирские регалии и труды не имеют “веса” в Царствии Божием). В идеале здравие и преуспевание верующий получает, чтобы служить Всевышнему и ближним в полной мере, чтобы стать богатым (в широком смысле этого слова) на всякое доброе дело. По большому счету деньги дают возможность христианину научиться любви, состраданию, милосердию, щедрости. “Кто имеет достоток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?” (1 Ин. 3).

Хорошо. А правильно ли говорить: “Бог посылает наказание не за что-то, а для чего-то”? Конечно, нет. Как правило, наказание (например, болезнь) есть следствие греха; значит, сказать “не за что-то” в данном случае нельзя. Иначе будет опасное для жизни заигрывание со грехом, кстати, за который, согласно Писанию, “расплата – смерть” (см. Рим. 6). Однако внесем ясность. Если быть точным, Бог никого не наказывает. Он – абсолютная любовь, в Нем нет даже тени зла. Мы, будучи по своей природе злы (см. Лк. 11), не способны осознать, насколько сильно нас любит Господь. (Чтобы хоть немного приблизиться к пониманию безусловной, жертвенной любви Христа, у себя можно спросить: смогли бы вы пожертвовать собой ради какого-нибудь человека “дна” – опустившегося бомжа или, допустим, отдать своего единственного ребенка для спасения ближних?). Бог дарует все самое лучшее каждому из нас, благой Создатель всем дает лишь жизнь и радость. Духовный мир – реален; диавол – “вор, убийца и лжец”, – к сожалению, тоже. Истинный враг рода человеческого приходит только “украсть, убить и погубить”. Творец же никого не наказывает, но допускает за грехи воздействовать нечистой силе на грешника. Ведь грех нарушает живую связь с Богом. Подобное привлекает подобное. Святой Антоний Великий учил: “Бог благ, Он… никогда не причиняет вреда, всегда оставаясь неизменным. Мы, люди, если становимся совершенней, то через сходство с Господом соединяемся с Ним, но если не уподобляемся Ему, то по несходству с Ним разрываем связь и удаляемся от Него… Наши собственные грехи препятствуют Ему пребывать в нас и делают доступными для демонов, которые мучают нас”. Почему Господь и призывает: “Будьте святы, ибо Я свят”. Наш Бог – всемогущ, Он даже зло превращает в добро (в качестве примера вспомним притчу о блудном сыне). Поэтому, чтобы отрезвить нас, допускаются Им (в педагогических целях) временные страдания, и делается сие с любовью, в наиболее “щадящем режиме”, для нашей пользы. Господь выше сил не дает. Мудрый Владыка хочет, чтобы каждый жил и блаженствовал с Ним вечно, посему и воспитывает детей Своих. Следовательно, любую неприятность, любое наказание свыше нужно воспринимать как урок, позволяющий нам стать лучше. Ибо задача человека – с Божьей помощью уподобиться Христу.

Всевышний наделил людей свободой воли. А значит, верующий на 100% ответственен за все события, происходящие в его жизни. Проще говоря, не Бог – источник проблем, а мы сами. (Для сравнения попробуйте ответить на вопрос: кто будет виноват, если вы, нарушая правила техники безопасности, сунете два пальца в электророзетку?). Не правда ли, Бог допускает наказания за что-то, для чего-то.

Пути Господни неисповедимы, и мы часто не понимаем, почему с нами что-либо случается. Лишь по прошествии времени личность способна осознать, зачем было дано испытание и как сильно Боженька заботится о нас. Воистину, «воля Божья благая, угодная и совершенная». (Классический пример: человек, опоздавший на самолет, потом узнает, что эта «неудача» его спасла). Стало быть, христианину необходимо крепко усвоить в своем сердце: “Бог любит меня больше, чем я себя умею любить. Значит, мне во всем Ему нужно доверять, ибо никогда ничего плохого не может исходить от Него. “Любящему Бога все содействует ко благу““.