Легко ли быть верующим

Андрей Сигутин
Обычно человек счастлив первые дни после того, как уверовал в Бога. Действительно, прекрасно знать и чувствовать, что теперь ты – “новое творение во Христе”, что не одинок в этом мире, что Бог любит тебя, что наконец-то жизнь обрела смысл. Но спустя время духовная эйфория постепенно исчезает. Новообращенный начинает понимать, “кто любит Господа, тот должен соблюдать Его заповеди”, а сие делать порой так не хочется. Вот момент истины, когда вера без дел оказывается мертва. Вот когда христианину необходимо принять решение: либо я исполняю свою волю, либо – Божию. Сделать правильный выбор не просто, ибо наша ветхая природа в сей же миг проявится и завопит о пощаде: “Не хочу жертвовать собственным удовольствием!”. Да, без благодати, то есть силы Божьей, дарованной нам, чтобы жить свято, победить свою плоть невозможно. Однако благодать не придет до тех пор, пока мы сами горячо не возжелаем жить свято, богоугодно. Кстати, узнать, насколько человек верен Богу очень просто: реакция на суровые испытания определяет истинное духовное состояние верующего. Причем, если крепких христиан трудности закаляют, то слабых – могут сломать. Именно про них говорил Спаситель: “…когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом когда настанет скорбь… тотчас соблазняются”. К сожалению, немало современных христиан в тяжелых испытаниях соблазняются, а кто-то даже теряет веру. Почему так происходит? Да потому, что “одно дело верить в Бога, а иное – знать Его”, учил старец Силуан. Пока верующий в своем сердце не стремится познать Творца (получить откровение от Господа, как апостол Петр: “Ты – Христос, Сын Бога Живого” (Ин. 6)), трудности будут одолевать. Иуда три с половиной года ходил рядом со Христом, но так и не познал, КТО ОН! Ибо у него были свои представления о Мессии. Так же и легко соблазняющиеся христиане не посвящают жизнь Христу, а пытаются стать Его последователями ради личной выгоды.

Воистину, “друг познается в беде”. Христос, доверяя нам, сказал: “Я уже не называю вас рабами … но Я назвал вас друзьями” (Ин. 15). Поэтому в любой ситуации христианину нужно доверять Богу. Мы должны быть уверены в том, что Господь никогда не сделает ничего с целью навредить нам. Он всегда дает людям то, что послужит их пользе. То, что может показаться поражением, всегда обернется нам во благо, если не потеряем веру. Бог есть Любовь, и нет в Нем никакого зла. В Евангелии от Луки написано: “У Бога не останется бессильным никакое слово” (Лк. 1:37). А Слово Божие гласит: “Любящему Бога … все содействует ко благу” (Рим. 8). Часто мы смотрим на собственные жизненные ситуации через призму настоящего, а это искажает реальную картину и приводит к унынию. Бог же смотрит на наши испытания в свете вечности.

 Такое наше ограниченное восприятие обстоятельств нередко вызвает в нас ропот на Божие очищение, то есть мы легко впадаем в грех – ловушку лукавого. Поэтому верующему необходимо стоять на скале: “Бог делает для меня все самое лучшее”. Святой Антоний учил: “Бог благ, и Он всегда дарует только благословение и никогда не причиняет вреда, всегда оставаясь неизменным. Мы, люди, со своей стороны, если становимся совершенней, то через сходство с Господом соединяемся с Ним, но если не уподобляемся Ему и становимся злы, то по несходству с Ним разрываем связь и удаляемся от Него. Живя в святости, мы прокладываем себе путь к Богу; но, становясь злыми, мы делаем Его своим врагом. Не то, чтобы Бог гневался на нас по-судейски, но это наши собственные грехи препятствуют Ему пребывать в нас и делают нас доступными для демонов, которые мучают нас”. Не зря оптинские старцы молились: “Господи, благодарю Тебя за все, что со мною будет, ибо твердо верю, что любящим Тебя все содействует ко благу”. Твердо уповающий на Господа не лишится Его заботы.

Со временем христианин понимает, что Слово Божие проще цитировать, чем исполнять. Согласно же Писанию, непослушание Божиему Закону – хуже колдовства. Посему, особенно в начале своего духовного пути, каждый верующий должен сосредоточиться на соблюдении двух основных заповедей: “Возлюби Господа Бога твоего и ближнего, как самого себя”. Ибо без любви вера легко превращается в фарисейство и законничество. Даже знание Слова Божиего без любви становится разрушительной силой, так как знание надмевает (1 Кор. 8:1-3), приводит к обольщению, побуждает к самооправданию. Но “если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает” (1 Ин. 4:12). “А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам”. “Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (ст. 16). Христос говорил: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13). Любить ближнего – значит заботиться о нем, помогать ему, не желать и не делать другому того, что не нравится самому. Любить ближнего – значит благословлять его, а не проклинать. Любящий не судит, прощает, не превозносится, не ищет своего… Конечно, одно дело – говорить об этом, а другое – позволить сей истине глубоко укорениться в себе, чтобы иметь в своем сердце истинную Божественную любовь, ниспосылаемую как дар совершенный свыше.

Человек первым должен протянуть Богу руку. Ибо Его – всегда протянута нам. Апостол Петр призывал: «Смиритесь под крепкую руку Божию, и вознесет вас». Господь говорил: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною». Значит, только открыв двери своего сердца Богу, можно понять слова Христа: «…иго Мое благо и бремя Мое легко».