Анютины глазки

Иван Боровский
ФОНТУНЬЧИКИ

Аннушка любит гулять в парке. Вокруг много всего интересного. Деревья и лужайки, памятники и клумбы. И, конечно, же, карусели. Вот и в прошлые выходные мы, как обычно, отправились с ней в парк.

Проходили мимо клумбы, любовались цветами. Я рассказывал Аннушке, про их названия, как они растут, какого они цвета.
- Папа, а я знаю, как эти цветы называются, - сказала дочка, останавливаясь возле клумбы.
Я присел рядом на корточки и спросил:
- Как?
- Эти цветы у нас в садике есть, - ответил ребенок, - И называются они Анины глазки.
Я посмотрел на дочку:
- Может, Анютины?
- Да, да, папа, - улыбнулась Аннушка, - Анютины. Так меня бабушка называет.

Мы еще немного полюбовались этими цветами и отправились дальше. Невдалеке, за деревьями, крутились карусели, раздавались детские голоса, и было весело.

Аннушка остановилась.
- Папа, а я знаю еще, как вот эти цветы называются.
- Которые? - поинтересовался я.
- Вот эти, желтенькие, - показала мне Аннушка. – Когда они вырастут, то станут беленькими и разлетятся.
- А, эти… вижу. И как же они называются? – снова спросил я.
- Фонтуньчики!
- Как-как?
- Ну, фонтуньчики же.
- Может, одуванчики?
Аннушка немного задумалась.
- Нет, папа, фонтуньчики.
- Ну, ладно, пусть будут фонтуньчиками, - согласился я.

И мы снова зашагали в сторону детской площадки.
«Пожалуй, дочка права, - подумал я, - Это название им больше подходит».


В МУЗЕЕ

Маленькие дети почему-то простужаются даже летом. Вот и в эту среду я, придя домой, как обычно, взял дочку на руки. Так у нас заведено: я возвращаюсь домой с работы, мы с Анькой усаживаемся на диван, и она рассказывает, какие интересные события произошли за день.

Я почувствовал, что ребенок был горячим. Поцеловал ее в лобик. Так и есть, температура. Ни о каком садике речи и быть не могло. Пришлось немного поболеть дома.

Я уверен, что, помимо лекарств, ребенку для быстрейшего выздоровления нужен еще какой-нибудь стимул. Вот я и придумал:
- Аннушка, вот если ты быстро-быстро выздоровеешь, то мы в субботу, когда у меня будет выходной, пойдем с тобой в музей. Хочешь?
- Да, папа, очень хочу!
- Ну, тогда быстрее пей это лекарство.
- Папа, а что там в музее?
- О, там много всего интересного, - рассказывал я, - Там много рыбок, много чучел всяких зверей, птичек. Много разных бабочек красивых и жучков…
- Папа, а я не буду жуков бояться.
- Конечно. Только выздоравливай поскорей.
- Хорошо, папа, я постараюсь.

В субботу Аня разбудила меня.
- Папа, вставай, пойдем в музей! Вставай!
- Аннушка, еще немножко поваляюсь, - ответил я сквозь сон, - Музей еще только через два часа откроется, в десять.
- Папа, ну, вставай же.
- Сейчас-сейчас… а ты придумала, что оденешь?
- Нет еще.
- Тогда беги к маме и посоветуйся с ней, что одеть.
Это дало мне еще полчаса.

В десять мы вышли из дому. Мама отправилась на экскурсию на рынок, а мы пошли в музей. Он рядом, на соседней улице. Идти до него всего десять минут. И пока мы будем идти, я расскажу вам, что это за музей. Называется он «Природно-экологический музей». Там собрана довольно большая коллекция животных и птиц, живущих в соседних лесах. Есть аквариумы с живыми рыбками, много разных насекомых. Особенно красива экспозиция бабочек. Есть стенд, посвященный и экологическим проблемам. А само здание так же интересно. Раньше это была обычная водокачка. Но потом, после ввода новой насосной станции, водоканалу она стала не нужна. Несколько лет стояла эта водокачка без дела. Недавно из нее сделали такой вот музей. Соорудили сбоку большую лестницу, остеклили ее со всех сторон. Очень удобная получилась площадка для осмотра города.

Ну, мы пришли. Сначала мы походили немного вокруг, полюбовались цветами на клумбах, памятником и небольшим прудком.

Мы купили билеты, и пошли смотреть рыбок. На первом этаже было четыре больших аквариума. Рыбки понравились не только Ане, но и мне. Такие они все яркие, красочные.

На втором уровне были разные животные. Смотрительница, шедшая вслед за нами, включила свет. И мы стали рассматривать зверей. Я рассказывал дочке, как они называются. Порой спрашивал ее:
- Аннушка, а знаешь ли, как это животное называется?
Она отвечала:
- Это – олень, это – лиса, это – заяц.
- А это кто?
- Кабан!
- Правильно. Видишь, какие у него большие зубки. Называются клыки.
- Ой, какая умненькая девочка, - сказала смотрительница. – А как тебя зовут?
- Аня, - ответила «умненькая девочка».
- Аня, тогда скажи мне, как эта птичка называется? – и показала на тетерева.
Аннушка подошла поближе и стала рассматривать его. Потом сказала:
- Петух какой-то.
Смотрительница улыбнулась.
- Ты почти угадала, - ответила она.

С большим интересом Аннушка рассматривала бабочек. Их было очень много. И разные-разные. Очень понравился ей Махаон со своими большими глазками на крылышках.

Мы долго так ходили между экспонатами. Смотрительница и я по-очереди рассказывали ребенку, что это за животные такие, как называются разные птички. Особенно долго мы простояли около змей. Мы рассказали Аннушке, как себя вести, если в лесу повстречается змея.

Так мы поднимались по этажам-уровням все выше и выше. На одном из этажей была выставка, посвященная экологии и загрязнению окружающей среды. Экспозиция, представляющая из себя большой стеклянный куб, показывала, с какой небрежностью мы, люди, обращаемся с природой. В кубе был собран различный мусор: сигаретные окурки, обрывки газет, битые бутылки, пивные банки и другие отходы.
Наш экскурсовод спросила Аннушку:
- А ты так не мусоришь?
Аннушка удивленно посмотрела на нее.
- Нет, я все в мусорное ведро выбрасываю. Не то, что вы здесь.
Смотрительница удивленно промолчала.

Когда наша экскурсия была закончена, мы, поблагодарив смотрительницу, вышли на стеклянную боковую лестницу. Мы любовались нашим городом. Тихие улочки, вал Ивана Грозного, Красный мост через реку Полоту, Свято-Евфросиньевский монастырь, Софийский собор, вокзал. А где-то среди деревьев и крыш был и наш дом.
- Аннушка, посмотри туда, - попросил я, - вон там наш дом, - видишь?
Дочка смотрела туда, куда я показывал, пытаясь узнать сверху нашу пятиэтажку.

Я взял Аннушку за руку, и мы стали спускаться вниз. Одно из окон было открыто. На подоконник прилетел и сел дятел. Мы остановились, чтобы на него посмотреть. Он тоже посмотрел на нас. Аннушка пошевелилась, и он улетел.

Мы продолжали спускаться. Я рассказывал ребенку, как дятел стучит по дереву и достает оттуда червячков.
- Папа, он что, будет клевать подоконник? – спросила Аннушка.
- Да нет, он же из пластика.
- Значит, он прилетал, чтобы познакомиться с другими птичками.
- Какими? – спросил я.
- С теми, что в музее.
- Может быть, может быть…

- Аннушка, а что тебе понравилось в музее?
- Все!


В ГОСТИ МАЛЬЧИК К НАМ ИДЕТ

Обычный вечер. Обычные дела. Я прилег после ужина на диван. С экрана телевизора диктор рассказывал всякие там новости. Жена снимала белье с балкона, собиралась гладить. Дочка расположилась рядом на полу и мастерила что-то из конструктора, иногда отвлекая меня просьбами помочь. Кошка свернулась калачиком у меня в ногах.

Вдруг зазвонил телефон…
Нет, друзья мои, не пугайтесь, ничего не случилось. Просто Ольгина подруга была неподалеку от нашего дома, вот и решила заглянуть к нам на чашку чая. Жена положила трубку и сказала:
- У нас будут гости.
- Кто? – спросила Аннушка.
- Тетя Лена придет сейчас вместе с Ильей.
Илья был ровесником Аннушки. Мы сейчас встречаемся нечасто, но Аня с Ильей всегда ладили. Аннушка встрепенулась, подбежала ко мне и, сделав большие глаза, сказала:
- Папа, к нам в гости придет мальчик! Илья!
- Хорошо, вместе поиграете в конструктор.

Аннушка побежала к маме на кухню.
- Мама, мама! А где моя розовая юбка?
Мама что-то ответила. Потом они пошли в спальню и стали переодеваться. Чуть позже ребенок снова подбежал ко мне.
- Папа, сейчас к нам мальчик придет!
- Знаю-знаю.
- Мама, надо мне маечку другую надеть!
- Какую?
- Ну, ту, новую, с цветочками.
Одевшись (вернее, приодевшись) Аннушка бросилась к зеркалу в прихожую. В кулачке она сжимала свою детскую губную помаду.

Минуты через две-три раздался звонок в дверь. Аннушка выскочила из коридора и понеслась в спальню.
- Аннушка, ты куда?
- Пойду прятаться, - ответила дочка, пробегая мимо меня.


ДАЙТЕ ДО ДЕТСТВА ПЛАЦКАРТНЫЙ БИЛЕТ

Многие из вас знают, как порой трудно накормить ребенка. Дети не сидят на месте. Они крутятся юлой, отвлекаются, так и норовят все разлить. В общем, не хотят есть «по-человечески». А зачем?

Давайте кормить их так, как им нравится. Сейчас я вам расскажу и покажу, как это делается у нас. Сварив кашу, я сажусь на ковер посреди комнаты, скрестив ноги по-турецки. Включаю музыку для Аньки, да погромче. И начинаем кушать. Или танцевать. Или и то и другое вместе.

- Ну-ка, Аннушка, открывай рот.
И ложка каши отправляется ребенку в рот. Звучит музыка.

А-а! Здравствуйте реки вот такой ширины!
А-а! Здравствуйте, горы вот такой высоты!
А-а! Крокодилы-бегемоты!
А-а! Обезьяны-кашалоты!
А-а! И зеленый попугай!

- Аннушка, ну-ка еще одну ложечку.
Ребенок аппетитно съедает очередную порцию каши. И продолжает скакать вокруг меня.
- А теперь в другую сторону, - командую я, снова отправляя в рот ребенку еще ложку каши. Звучит новая песенка.

В коробке с карандашами
Заяц бежит вприпрыжку.
Он догоняет мишку
С плюшевыми ушами!

- Так, еще глоточек! Быстро не бегай.
Я уже держу наготове еще одну ложку каши.
Кошка с интересом наблюдает за нашими танцами.
- Аннушка, помедленней, а то у меня голова закружится.
И снова Аннушка съедает немножко кашки. Новая песенка раздается из динамиков.

Облака, белогривые лошадки.
Облака, что вы мчитесь без оглядки.
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока.
А по небу прокатите нас, облака.

Так песенка за песенкой, ложечка за ложечкой – каша то и съедена. При этом без крика, воплей и плача. Снова звучит музыка.

У пони длинная челка.
Из нежного шелка.
Он возит тележку
В такие края,
Где мама каталась,
И папа катался,
Когда они были
Такими, как я.
Такими, как я.

Аннушка набегалась и немножко устала. Обняла меня сзади своими ручками, положила голову на плечо и сказала:
- Папа, я тебя люблю.