Свет и тьма

Татьяна Кожухова
(публикация от 17 июля 2007)
Отклик на статью С.Арзамасцевой «Молодёжь деградирует?» (газета «Красная звезда» от 23 июня, суббота).


 Молодёжь разная и хорошей молодёжи много больше, чем может показаться на первый взгляд. Деградирует ли она? Пребывает во тьме, скажет священник. Да, с содроганием говорит детский гинеколог. Да, вторит психолог, отмечая, что почти каждый второй пребывает в состоянии постоянного стресса, реагируя неадекватными поступками на жёсткий прессинг нашей реальности. И «отвесить» жёсткий упрек (или оплеуху?) в средствах массовой информации, действительно, стоит. Только кому? Молодежь – следствие НАШЕГО благополучного поколения, следовательно, нам и принимать этот упрек, не стараясь переложить вину на предшествующее, иначе, в конце концов, виноватыми окажутся Адам и Ева.
 Автор сетует, что «несмотря на его постоянную борьбу с физической и нравственной грязью мало что меняется вокруг», и называет губителей могучей земли «двуногими свиньями с сознанием амёбы!» Отмечен и такой негатив - полное отсутствие нравственных начал в сознании людей.
 Все вопросы, поднятые автором - актуальны... Стоит также восхититься позицией автора – нацеленностью на борьбу с физической и нравственной грязью.
Почему же безрезультатна борьба? Может быть потому, что увещевать, оскорбляя – самый безнадёжный способ добиться успеха.
 Физическая грязь – следствие нравственной. Где дети получают первый опыт нравственности? В семье. В школе. В системе дополнительного образования.Поэтому, в лучшей ситуации оказываются дети из семей, хранящих и передающих опыт следования высоким нравственным основам из поколения в поколение, образ жизни которых ориентируется на ценности не преходящие, а вечные.И хорошо, если ребенок не имея опоры и, защиты в семье, найдёт недостающее в образе педагога школьного и дополнительного образования. А если – нет?
 Кто питает криминальную среду? Подросшие дети, не увидевшие тепла и света ни в семье, ни в лице какого-либо другого ЧЕЛОВЕКА. Кто с этими детьми говорит о нравственности? И как говорит? И надо ли ГОВОРИТЬ? Да ещё в жёсткой форме? И тот, кто представленья не имеет, что где-то есть цветы, горы, добрые и теплые отношения, а не только помойки, нецензурщина, «водица» из горла – от «жёсткой оплеухи» закроет двери своей души наглухо, подобно створкам раковины (ср. Лены Ткачук), попробуй - достучись! На ёжика похожие души сплошь и рядом сигналят: «Упадешь, коль дотронешься – замертво!» Кто, с какой солнечной душой человек может указать им путь к другому миру, к другим ценностям? К нравственным истокам? Мог бы священник, но и священнослужителей мы готовы осуждать! Когда-то я открыла для себя систему христианского воспитания. Что меня в ней поразило более всего? – То, что воспитание надо начать с себя! У себя искать бревна в глазах, а не сучки в глазах другого! Не осуждать другого! Никого, кроме себя.
 Вслушайтесь в слова философа и писателя А.Зайцева: «Если вы излучаете свет, вы не увидите тени; если вы несёте добро, вы не узнаете зла». Почему, вокруг человека, несущего свет, со временем становится светлее? – Потому что и другие начинают светиться, раскрываться навстречу этому свету. Каждому знакомо это чувство – движение к добру, участие в интересных делах рядом с увлеченными, творческими людьми (в Плодовом стадион и детский городок выстроены силами детей под руководством тренеров братьев Осеченских: добрые дела эти сохраняют спортивный дух поселка и после отъезда тренеров). Кто-то встретил в жизни человека, способного увлечь за собой, помочь обрести духовный мир. Кому-то повезло меньше... Это и печально. К этому «кому-то» относятся как «тьме», не сумев мысленно отделить «тьму», от души, пленённой ею.
 Но... стоит ли отчаиваться? Вспомним, что пятеро детей великого педагога Жан- Жака Руссо воспитывались в приюте. И Макаренко, реабилитировавший массы беспризорных подростков, в начале своей деятельности сжимал в кармане брюк пистолет с мыслью «живым не дамся», отправляясь в лес за дровами с вооруженными топорами и пилами воспитанниками...
 И автор, постоянно борясь за чистоту физическую и нравственную, делает БОЛЬШОЕ ДЕЛО, воспитывая тем, что он – ЕСТЬ. В подъезде, где он обитает - чисто! Наверняка, чисто где-то ещё. И может, посмотрев на этот чистый подъезд, захочет распрощаться с грязью кто-то ещё. Каждый светящийся даже самым слабым светом, все же является его источником. Пусть как светлячок, но пусть светит! И кому-то рядом станет светлее.
 Как педагог, принимаю упрёк автора. Действительно, часто ощущаешь себя именно тем самым – «двуногим свином... с сознанием амёбы», когда владея огромным арсеналом педагогических средств и методов, видишь их сиюминутный результат, и невозможность представить и осознать, что осталось в душе от встречи с тобою у маленького человечка – свет, помогающий жить достойно или ничего, кроме грязных следов...


п. Плодовое