Диагноз АвАнгАрд. Введение

Татьяна Чечельницкая
Термин «авангард» возник в искусствоведческой критике в 20 –х г и утвердился в искусствознании в 50 – е г.
Образован слиянием фр. слов : « avant» - впереди и « garde» - стража.
Выражение "авангард " является общеупотребительным, однако до сих пор этот термин не приобрел четкого научного определения , что делает его применение неоднозначным и спорным. Искусствоведы различных направлений сходятся в одном : основа авангарда анархическое, субъективистское миропонимание, утвердившееся на фоне глубокого кризиса буржуазной культуры 20 века. Наиболее общим принципом авангарда является абстрактное отрицание, что делает его неотъемлемым элементом модернизма как главного направления буржуазного искусства эпохи упадка. Теоретик модернизма испанский философ Ортега – и – Гасет заявил, что новое искусство
( то есть модернизм, от фр «moderne» - новейший)
 « состоит целиком из отрицания старого».
Авангардное искусство возникло и существует как выражение крайних, пограничных состояний человеческой психики . Отсюда и шокирующие способы его проявления – литературные манифесты и эпатажные выставки, декларирующие подчеркнуто - демонстративный отказ от традиций классики, экстремальные хепенинги - действо, произвольно соединяющее основные средства воздействия на психику : альтернативную живопись, хаотичные предметно - пространственные композиции , диссонансную музыку с включением городских шумов , игру актеров среди толпы зрителей с превращением последних в полноправных участников спектакля, и т.п…. Кроме хепенинга, такого рода авангардные шоу оформляются как  "инсталляция", "концепция"," перформанс"," биенале".
Для авангарда характерны явления , целенаправленно вызывающие у людей состояние эмоционально – эстетического шока.
 Нарастающее давление технократической цивилизации, жесткой стандартизацией духовных ценностей вызывающее депрессию у типичного обывателя мегаполиса , личность независимая в знак протеста преобразует в скандально – эпатажное, ломающее привычные рамки восприятия искусство. Авангард аргументированно критикуют сторонники модной сейчас системы позитивной трансформации личности, говоря, например, о том, что рассматривание картин Пикассо и Ван – Гога способствует проецированию и закреплению шизофренических отклонений в психике зрителя.
Вообще, противники авангарда в своей критике вполне обоснованно упирают именно на его разрушительную сущность, называя авангард искусством апокалипсиса.
У современных критиков авангарда есть исторические предшественники – в нацистском Берлине в 1937 - 38 г. с подачи пришедшего к власти Гитлера проходит выставка « Дегенеративное искусство» с работами немецких экспрессионистов : художники представлены там как больные уроды, извращенцы, враги режима и немецкой расы. После выставки начинается настоящая «охота на ведьм» - авангардные работы конфискуются , выбрасываются из музеев, сжигаются, а их авторам грозит физическое уничтожение как неполноценным немцам.
Это наглядная иллюстрация к тому, каким преследованиям и гонениям подвергалось в периоды своего возникновения авангардное искусство. Оно всегда являлось мишенью для безжалостных насмешек и презрения обывателей, объектом преследования официальных властей и поводом для ожесточенной искусствоведческой критики.
 Еще один исторический факт - о полном провале авангардного балета « Парад» в постановке Дягилева ( музыка Сати , либретто Кокто, сценическое оформление Пикассо) в 1916 г в Париже говорили больше, чем о военных действиях на первой мировой . Авторов с криками « Боши!» («немчура», фр. жаргон) на выходе из театра чуть не растерзала разъяренная публика…
Конечно, это тоже слава – но какая?
Авангардисты словно сами становятся ожившими персонажами своих печальных картин, пророчески показывающих трагическую деградацию личности…
Казалось бы, жестокими гонениями на авангард это направление было уничтожено безвозвратно - но после окончания мировых войн чудом сохранившиеся работы авангардистов были возвращены в музеи и заняли почетное место в лучших экспозициях мира.
Попробуем найти причину этого и разобраться в основных тенденциях современного авангардного искусства.
С развитием постиндустриальной цивилизации резко изменилось восприятие человеком культурно -художественных ценностей, что обусловлено в первую очередь агрессивным натиском стремительно растущей культуры массовой.
Критики культуры массовой воспринимают ее как предельное выражение духовной несвободы, попытку через насильственно навязанную стандартизацию духовных благ уничтожить оригинальную личность и заменить ее серийным потребителем.
 Им возражают романтики культуры массовой, мнение которых наиболее последовательно выразил канадский социолог Мак - Люэн : при помощи массовой культуры создается относительно высокий , понятный и общедоступный стандарт формы массовой продукции, который в идеале ведет к коммуникативно - массовому и свободному от индивидуальных отличий общению людей.
 Авангард от этих дискусссий только выиграл - сегодня он символизирует современное искусство. Работы авангардистов на пике моды, они пользуются огромной популярностью и покупаются за баснословные суммы на международных аукционах.
Спросим себя, почему так?
Почему авангардное искусство сегодня является наиболее востребованным?
Самая очевидная версия - в современном мире, помешанном на деньгах, авангард перешел в неотьемлемую составляющую очень прибыльного бизнеса.
 Признавая несомненную оригинальность творческих методов основных направлений авангарда, можно отметить, что дадаизм, например, целиком основан на идеологии и эпатаже, а поп - арт является наиболее характерным примером выстроенного по законам маркетинга коммерческого арт - бизнеса (дадаизм и поп – арт описаны автором в работах "синdром dаdа " и «Лица поп – арта»).
 "искусство Раушенберга,Шагала, Уорхола и Пикассо - это искусство позиционирования на рынке, PR- технологий,конвейера товар - деньги - товар и виртуозного маркетинга...
 серьезный модернизм - это закрытый высокоорганизованный, продуманный и давно монополизированный рынок инвестирования, перемещения капитала и ухода от налогов...
 модернистское искусство - это давно уже не эстетический бунт, и не пища для духовных потребностей человека, это топливо для бизнес - машины"
* приведена цитата из альбома "Безукоризненное несовершенство" современного украинского художника Сергея Пояркова*
 Принимая это как неоспоримый факт, автор не собирается анализировать авангард с позиции получения прибыли : его интересуют творческие методы авангардистов с точки зрения эстетики искусства и применение их в литературе.
Об этом в следующей статье.

/Иллюстрации : Макс Эрнст, "Сюрреализм и живопись" 1942 /