Про прибор интеллекта

Алишер Таксанов
Как-то эмир вызвал к себе инженера и говорит ему:
- Сконструируй прибор, по которому можно определять интеллектуальные способности человека. Я хочу знать, умные ли у меня визири, стражники, базаркомы, чиновники, те ли они места по службе занимают? Кадры решают все!
- Будет исполнено, Ваше величество, - поклонился инженер и пошел работать над новым заказом. Он понимал, какая ответственность на него ложится.

Через месяц инженер предстал перед властителем и продемонстрировал ему прибор. Это был ящик с циферблатом и проводком, на конце которого был датчик на присоске. Эмир долго ходил вокруг него, осматривал и потом попросил пояснений.
- Прибор прост по сути, - начал инженер. – Это циферблат на 10 делений. Что показывает стрелка? – спрашиваете вы. Отвечу: самый умный – это цифра «десять», а самый глупый – это «ноль». Интеллект располагается в этих промежутках. Действует прибор так: датчик присасывается ко лбу, он изучает мозг и подает сигналы компьютеру, а тот выдает результат на циферблат.

- Хм, хорошо, - сказал эмир. – Ну-ка, подай-ка мне датчик, включи прибор - и отвернись. Я сам должен оценить свой интеллект.
Инженер выполнил поручение. Эмир влепил присоску ко лбу, а затем с выпученными глазами смотрел на циферблат. Он улыбнулся, бросил в рот курагу, запил ее зеленым чаем и произнес:
- Все так, как я и думал...

Некоторое время эмир сидел, закрыв глаза, и о чем-то думал. Инженер стоял, боясь пошелохнуться. Затем властитель хлопнул в ладоши и приказал вбежавшему начальнику стражи, у которого складки на животе колыхались как волны океана:
- Значит так, сейчас я подпишу указ о проверке всех моих чиновников на интеллект. Инспектировать их мозги будет вот этот инженер. Приставь к нему охрану. Если кто-то будет сопротивляться, отказываться от проверки – того казнить или выгнать с должности!
- Будет исполнено, Ваше величество, - поклонился толстенький начальник.

- А ты, ступай в министерства и ведомства, проверь всех на интеллект, составь отчет о каждом, а потом я решу, что с ними делать, - приказал эмир уже инженеру.
Тот молча взял на руки прибор, поклонился и вышел. Нельзя сказать, что он обрадовался этой миссии, но перечить властителю было нельзя. За дверями его ждал экскорт полицейских. Вместие с ними он стал обходить все правительственные и неправительственные учреждения, при помощи прибора измерять уровень интеллекта и записывать результаты в таблицы.

Через два месяца он явился к эмиру и передал ему результаты. Правитель, жуя ананасы и бананы, долго вчитывался в цифры, а потом сказал:
- Ты справился с заданием и получишь свою награду, инженер. А я сейчас начну кадровую ротацию... Пока ты свободен!
И действительно, в течение недели были заменены многие министры, их заместители, руководители ведомств, компаний, банков, комитетов, ассоциаций, даже ректора университетов. Народ бурно восспринимал это, думая, что идет борьба с коррупцией и местничеством. Читавший об этом в газетах, инженер выражал недоумение, ведь это шло наперекор всем его исследованиям. Не выдержав, он попросился на прием к эмиру.

- Ваше величество, - сказал он, когда получил аудиенцию. – Я не политик, однако не понимаю смысла кадровых перемен. Тех людей, кто имел высокий интеллект, - «десять», вы поставили в подчинении тем, кто имеет низкий уровень, - «два». Например, министрами экономики и иностранных дел у вас люди, которые показали интеллект на «два» и «два с половиной», то есть их ум близок к уму орагутанга...
Эмир самодовольно улыбался, слушая инженера, после чего пояснил:
- Правильно, ты не политик, и поэтому не понимаешь специфику Востока. Я тебе скажу две позиции в такой кадровой рокировке. Умные всегда будут ненавидеть дураков, поэтому с интеллектом «десять» или «девять» заместители начнут строить козни против начальников с интеллектом «один» или «два». Народ начнет говорить, что экономикой, финансами и обороной руководят идиоты. Мне всегда удасться найти козла отпущения. Все неудачи в реформах я спишу на них, и останусь в белом костюмчике. Это первая позиция.

- А вторая позиция?
- А вторая - слуга не должен быть умнее хозяина, - хмыкнул эмир. – Расскрою тебе тайну. Твой прибор показал мой интеллект как «три», поэтому я министрами поставил всех ниже себя, то есть тех, у кого «1» и «2». Зачем мне те, кто будет постояно указывать мне на недостатки и неправильные действия? А сейчас все в правительстве поют во славу мне, каждый мой жест считают гениальным. Посмотри телевидение, там только обо мне и говорят. Почитай газеты: там профессора, академики и даже прокуроры пишут обо мне книги, типа, как я определяю эпохи, или некритические заметки всяких сторонников эмира. А за рубежом меня так и любят депутаты, артисты, дипломаты...

Инженер слушал, выпучив от изумления глаза. Такого он не ожидал. Точно также как не ожидал и концовки этой встречи.
- А теперь вот, что. Ты узнал мою тайну. А теперь она умрет с тобой. Эй, стража! – эмир хлопнул в ладоши. – Казнить этого инженера за... шпионаж!
И несчастного инженера увели, и вечером обезглавили – вот в этом и заключалась награда властителя. Удивительный аппарат засекретили, и только эмир им пользуется, когда делает назначение регионального наместника или министра.

Но разве от народа скроешь интеллект правителя? Когда по телевидению передают речи эмира, когда он встречается с избирателями и ведет беседы с ними, то уже итак становится ясным, кто есть кто. Нельзя назвать экономическую или социальную политику такого человека умной или правильной, если полстраны погрязла в нелегальных операциях, большинство населения в нищите, а чиновники жируют на своих должностях, полицейские пытают и убивают, и при этом все хвалят руководство.
Люди и без прибора инженера способны оценить интеллектуальное состояние власти. Через собственную жизнь.
(26.06.2007)