Сила смиренной любви

Андрей Сигутин
 Когда остановишься перед преградой...
 всегда отвечай себе:
 возьму смиренной любовью - и победишь
Прав. Иоанн Кронштадтский

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 г. в селе Сура Архангельской губернии. Известно, что как дед о. Иоанна, так и большинство предков по отцовской линии на протяжении по крайней мере 350 лет были священниками... В записках о. Иоанна мы встречаем события, похожие на эпизод из жития преп. Сергия Радонежского. На шестом году отрок Иоанн начал учиться грамоте. Но грамота вначале плохо давалась мальчику. Это его очень печалило. Он горячо просил у Бога помощи, молясь часто и пламенно. И вот, после одной из таких молитв, ночью, мальчика вдруг точно потрясло всего, «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», «легко и радостно так стало на душе. Чуть засветлело, он вскочил с постели, схватил книги, и – о, счастье! Он стал читать гораздо лучше, стал хорошо понимать всё и запоминать прочитанное». С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться.

Вспоминая свое детство, о. Иоанн говорил: «Знаешь ли, что прежде всего положило начало моему обращению к Богу и еще в детстве согрело мое сердце любовь к Нему? Это - Святое Евангелие. Любил я читать эту чудную книгу, а слог ее и простота речи были доступны моему детскому разумению. Я читал и услаждался ею и находил в этом чтении высокое и незаменимое утешение... Могу сказать, что Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем, утешителем, с которым я сроднился с ранних лет».

В 1855 году о. Иоанн принял сан священника и стал служить в Кронштадтском Андреевском соборе. В то время правительство ссылало в Кронштадт убийц, воров и прочих уголовных преступников. Жизнь ссыльных была ужасна. «Темнота, грязь, грех, - писал современник, - здесь даже семилетний становился развратником и грабителем». Все они ютились, по большей части, в землянках, попрошайничали и пьянствовали. Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви наш великий пастырь. Ежедневно он бывал в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально. Бывали случаи, когда он отдавал даже свою рясу и сапоги, возвращаясь домой босым.

Необыкновенно трогательно рассказывает об одном из таких случаев духовного возрождения, благодаря о. Иоанну, один ремесленник «Мне было тогда годов 22-23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел первый раз батюшку. У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру сбирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Мне кажется, батюшка был как Христос на картинке «благословение детей». Я было ругаться хотел: вот, мол, шляется... да глаза батюшки ласковые и серьезные меня остановили: стыдно стало... Опустил я глаза, а он смотрит - прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не смею передать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что, где дети там всегда и тепло и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, всё оправдывал, только мне было не до оправданий. Ушел он, я сижу и молчу... Не плачу, хотя на душе так как перед слезами. Жена смотрит... И вот с тех пор я человеком стал...»

«Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его... - говорил о. Иоанн, - не нужно смешивать человека - этот образ Божий со злом, которое в нем»... С таким сознанием он и шел к людям, все побеждая и возрождая силою своей истинно пастырской состраждущей любви.
Многие долго не признавали искренности его настроения, глумились над ним, клеветали на него; устно и печатно, называли его юродивым. Одно время епархиальное начальство запретило выдавать ему жалованье, так как он, получив его в свои руки, все до последней копейки раздавал нищим. Он же, в свое очередь, имел твердую веру в милосердие Божие и надеялся, что Господь пошлет средства для дальнейших благодеяний, помня слова Святого Писания: «дающий нищему не обеднеет» (Притчи 28:27). В дальнейшем все так и произошло. Благотворительная деятельность о. Иоанна впоследствии исчислялась миллионами рублей в год. Люди выражали любовь к о. Иоанну в различных подарках: дарили дома, пароходы и другую недвижимость. А он прожил 53 года в одной квартире и не искал лучшей обстановки. Получая деньги, о. Иоанн тотчас же все раздавал. Помощь оказывалась всем нуждающимся, независимо от их социальной и религиозной принадлежности.

В начале своей пастырской деятельности он даже не считал возможным просить Бога о выздоровлении болящих. Но позже, как мы знаем, о. Иоанн стал молиться об исцелениях и часто получал просимое. Он понял, что на это есть воля Божия, и что даже простое человеческое милосердие требует возможного облегчения и временных страданий (однако возрождение и исцеление души считал важнее излечения тела). Случаев исцелений больных по молитвам о. Иоанна Кронштадтского было очень много. Дивный дар чудотворения прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые тяжелые болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа (от 5 до 60 тысяч человек), а весьма часто и заочно.

Достаточно было иногда написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось. По молитве о. Иоанна прозревали слепые, происходило чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой. О. Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев. Тысячи писем и телеграмм присылали ему из Германии, Франции, Испании, Италии, Америки, Индии, Англии, Австрии, Швеции. Португалии, Греции.

О. Иоанн был также замечательным педагогом-законоучителем. Обращаясь к учителю, он говорит, исходя из личного опыта: «Ты преподаешь детям закон Божий... Больше всего берегись делать из Евангелия учебную книгу: это грех. Это значит, в ребенке обесценивать для человека книгу, которая должна быть для него сокровищем и руководством целой жизни. Странно должно быть для совести разбивать слово жизни на бездушные кусочки и делать из них мучительные вопросы для детей. Приступать к речам о евангельских словах к детям и вызывать у них ответы - для этого потребна душа чуткая к ощущениям детской души. Но когда приступают к делу с одной механикой программных вопросов и ставят цифровые отметки за ответ на вопрос, иногда неловкие и непонятые ребенком, вызывая волнения и слезы, грех принимают на душу экзаменаторы, и можно сказать о них: не ведают, что творят с душой ребенка. Это изречение верно и для родителей, воспитывающих своих детей в духе благочестия.

«Если дети могут не слушать закона Божия, то только потому, что он преподается так же, как и всякий предмет, то есть с легкой сдержанной скукой или с холодной добросовестностью. Такое преподавание убивает Евангелие, заставляет учеников видеть в словах этой книги слова, которые нужно выучить, а при этих условиях, конечно, дело погибло». Сам он передавал слова Христа именно как завещание Учителя - Бога. Его голос, лицо - все говорило, как дороги, как святы, как нужны для жизни эти заветы, и дети, слушая, «слагали слова сии в сердце своем» (Лк. 2:51)…


По материалам жития
св. прав. Иоанна Кронштадского чудотворца