Исторические этюды. с. Среднее

Евгений Родионов
 
Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические Этюды.
Церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Село Среднее.
 * * *
Трудно сейчас вспомнить, которая их двух церквей оставили наиболее яркое воспоминание из детства, ведь их в районе в ту пору было две действующих. Тихвинская в Селе Среднем – всегда была, как невеста – ярко окрашена, чистенькая и почему-то – всегда Солнце. А в Покровской, это та, что в Воскресёнках (почему-то тогда её называли – Ситенка), было как-то темновато, стены не так красиво расписаны – говорили, что её закрывали, чтоб испортить всю красоту, какая была, но за то она казалась мне высокой-высокой и очень гулкой – скажешь тихо-тихо, а слышно везде. Но за то и там и здесь было всегда тихо-тихо так, как нигде не бывает и дядьки с бородами, с виду строгущие, а подойдёт, что-то лаааасково так скажет, по волосам погладит и в глаза заглянет, а глаза, особенно запомнились – глаза, таких у мужиков возле дома не бывает. У этих добрые-добрые, а у наших уличных, особенно, когда водку пьют или в домино своё дурацкое играют – глазищи красные, навыкате, лучше не подходи – убьют... И ещё с тех самых пор полюбился мне запах церковный, до сего дня помню и безумно люблю этот дивный аромат – мне тогда объяснили, что это смола такая, особая – ладаном называется. Но всё ж к Тихвинской церкви мы как-то сильней прикипели – там и кладбище рядом, где к родне упокоённой зайти можно, хлебушек на могилку покрошить, да и крестили меня в ней же, в Тихвинской.
 Ну, в общем, как родная она стала... до поры, до времени... кто понял – спаси Господи! Затем, повзрослев, и жизнь потекла по иному пути, пути нелепому и бестолковому, чего и помнить, лучше не помнить. Вот задумал ныне интерес проявить ко всем церковкам района нашего, ведь родился здесь, вырос, косточки телесные и душевные здесь же поломал, а задумавшись однажды, понял почему поломал, а потому, как от Дома Отчего отбился, от Церкви Святой Соборной и Апостольской и Владыку Дома Отчего совсем забыл, потому и поломался весь – вот хожу теперь, крупицы собираю... К сожалению информации совсем немного, но чтобы иметь хотя бы малое представление об истории Земли Ступинской и храмах, которых было великое множество в наших краях, думаю, по мере своих возможностей, достанет и того, что имею:
 Самые первые сведения вычитываем в писцовых книгах от 1577-го года: «Туровского стана деревня Среднее на Коровенском колодезе, вотчина Белопесоцкого монастыря». В народе существует придание, что река Ока раньше протекала рядом с селением, а само селение было посередине реки, как бы омываемое Окой, почему и название – Среднее. Но это вероятнее всего, красивая легенда.
 Теперь, когда село Среднее, окружили красивые, благоустроенные коттеджи, а не то, что прежде – заросший бурьяном, бесполезный пустырь, то и сам храм стал, как бы осью, вернее центром, объединяющим, ранее разрозненно стоящие дома, и центром, не настолько архитектурным, насколько, в высочайшей степени – ДУХОВНЫМ! Да, духовным и стратегическим, ибо, быв не защищённым со стороны пустырей, он от ныне не будет страдать от частых «татарских набегов», ну а от набегов братвы, уверен, жители себя оградят достойно... шутка...
Древнее село, страдая от частых татарских набегов в XVI в. и разорения в Смуту к 1620 г. обратилось в пустошь, с местом церковным, вместо церкви. С XVI-го века село Среднее было вотчиной Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря. Здесь был построен деревянный храм во имя великомученика Димитрия Солунского с колокольней, по проекту зодчего Кондакова. Иконостас расписывали в живописной мастерской «сёстры» в городе Кашире. Освящение совершал архимандрит Валентин из Давыдовой пустыни. Храм этот часто посещала приезжавшая из-за Оки помещица Головина с семьёй.
С 1764 г. село управлялось Коллегией экономии.
Усердием и на средства помещика сельца Образцова поручика Г. Карпова (Господи, сотвори рабу сему вечную память!) в1819 – 1821-м годах, на месте деревянного, обветшавшего, был построен ныне существующий каменный храм во имя Тихвинской иконы Божьей Матери в стиле классицизма. В 1862 г. была расширена трапезная, в которой освящены приделы во имя великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского. Думаю, уместно здесь вспомнить и Василия Георгиевича Румянцева. В конце 90-х годов XIX-го века он заведовал Ступинской церковноприходской школой, а в 1895-м году был рукоположен в священники и переведён на служение в Тихвинскую церковь села Среднее.
В 1916-м году в приходе Тихвинской церкви села Среднего было записано только 60 дворов с живущими в них прихожанами – мужчин в количестве 204-х человек, а женщин в количестве 200-т человек, не считая детей до 7-ми лет – это меньше даже чем в 1863-м году. После закрытия и разорения Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря, чудотворная икона Божьей Матери «Утоли моя печали» была спасена верующими и передана в Тихвинский храм села Среднее.
В советское время храм закрывался на короткий срок. Надругательств, осквернений, разрушений и кощунств храм, Милостью Божьей, избежал – Слава Богу!!!
Многие священнослужители комуняками были жестоко репрессированы.
25 ноября 1937-го года на полигоне в Бутово по ложному доносу решением «тройки», без каких-либо оснований, были хладнокровно расстреляны изуверами- коммунистами, священник храма отец Алексий Колоколов и бывший игумен, псаломщик Федор Иванович Тарасов. 10 декабря 1937-го года, на том же полигоне, хладнокровно, без капли сострадания, группой красноармейцев был расстрелян, служивший в храме игумен Назарий (Павлов) Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помяни невинно убиенных безбожной сатанинской «властью», рабов Твоих – Алексия, Фёдора, Назария и сотвори им Вечную память! Аминь.



* * * *
 *Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.