Над пропастью во лжи

Teo Jer
(Статья опубликована в двух номерах газеты “ГОЛОС АРМЕНИИ”, от 30 мая и 1 июня 2000 г. с купюрами и под заголовком “ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ? ИСТОРИЯ ОДНОЙ АВАНТЮРЫ”, а также в Инете, на сайте www.armenia.ru\azdarar)
_________________________

Не перестаю задаваться вопросом: почему исследованию важнейших сфер общественной жизни Армении последних двенадцати-пятнадцати лет, причинно-следственных связей происходящих разрушительных процессов, роли конкретных политических фигур в истории этого периода не уделяется должного внимания и времени? Ибо без всестороннего, максимально полного анализа происходящего и определения самого недуга и причин болезни невозможно рекомендовать успешное лечение и выводить из комы больную страну, в которой даже за высокими и благородными идеями, как правило, кроются корысть и сиюминутная выгода… и не только властных структур, но массы всевозможных "благотворительных, гуманитарных, общественных и др." организаций. В которой все, кто может, подчас вынуждено, в условиях полного беспредела, произвола, отсутствия актуальных и действенных законов, механизмов сдержек и противовесов (речь не о балансе клановых интересов), реальной свободы слова, возможной лишь в условиях максимально доступной информации, играют по сложившимся абсурдным правилам. Почему власть - законодательная, исполнительная, судебная - не состоялась, не была построена эффективная система управления в новой независимой Армении, более того, по сути своей она стала антигосударственной, антинародной, создала благодатнейшие условия для безнаказанного процветания коррупции и правоохранительную систему, карающую, к примеру, женщину, взявшую, не заплатив, булку, чтобы накормить голодного ребенка.

…Совершенно вне поля зрения армянской прессы остается история прихода к власти Л.Тер-Петросяна и логически проистекающие из нее дальнейшие события и процессы. А ведь именно здесь "зарыта собака", и в ней, как мне думается, нужно искать причину основных бед Армении и населения республики.

Никто почему-то не говорит о том, что на митинговую арену в апреле-мае 1988 года дотоле мало кому известного востоковеда толкнуло одно-единственное желание - спасти старшего брата Тельмана Тер-Петросяна, бывшего гендиректора ПО "Разданмаш", уличенного в хищениях в особо крупных размерах и взятках, и ожидавшего в камере предварительного заключения суда. Заметим, не в феврале-марте, а именно тогда, когда стало ясно - миллионная масса, собирающаяся на Театральной площади, уже в состоянии смести на своем пути все. И сам ли он догадался предпринять этот шаг, или кто ему подсказал?

Первым же воззванием Л.Тер-Петросяна наряду с прокарабахскими стало: Долой несправедливую судебно-прокурорскую систему! Долой Прокурора республики! В стране, где все общественные институты работали исключительно на государство, на КПСС и, по большому счету, против каждого отдельно взятого человека, где все в той или иной степени были ущемлены в правах и свободах и жаждали справедливости, клич был воспринят с воодушевлением. Цель была достигнута - Прокурора сняли, и новоиспеченный член комитета "Карабах", цинично использовав массовое народное движение, в буквальном смысле слова вытащил брата из тюрьмы. Именно с этого вопиющего факта попрания Закона, пусть и той - советской - системы, началось восхождение на вершину власти заурядного кандидата филологических наук, почувствовавшего вкус повелевать "толпой".
Напрашивается вопрос: если задача была решена, брат спасен, зачем же он, рискуя всем, продолжал ораторствовать на митингах и призывать: "борьба, борьба до конца!"? Все просто. По свидетельству некоторых источников, Тельман Тер-Петросян, будучи гендиректором одного из крупнейших предприятий республики, был не только промышленным воротилой в АрмССР, но также и одним из держателей "черной кассы" коммунистической партии, так называемого "черного нала", денег, идущих через ЦК КП Армении на взятки властям всех уровней. И его, одну из ключевых фигур, одного из "столпов" Советской Армении, новая горбачевская "перестроечная" система подставила. Необходимо было не только спастись, но и разрушить ее, чтобы та не возобновила своих карательных действий и окончательно не разгромила старую, проверенную номенклатуру.

Не удивительно заявление, сделанное Л.Тер-Петросяном в 1992 году: "Мы вступили в новые, рыночные отношения, а они не приемлют морали и нравственности". Думаем, не надо быть апологетом капитализма, чтобы доказывать, что в реальности, по своей природе, рынок - это в первую очередь мораль, нравственность, справедливость, в противном случае он трансформируется в "базар мелких жуликов".

Таким образом в основу властной системы независимой Армении было заложено беззаконие, помноженное на безнравственность и аморальность… Знали ли об этом с самого начала лидер карабахского движения В. Манукян, чьим активным сподвижником стал Л.Тер-Петросян, и члены комитета "Карабах", преобразившиеся вскорости в "Армянское общенациональное движение" и прибравшие к рукам всю власть в республике? И тени сомнения нет, что знали. Так что тривиальный преступный сговор, прикрытый высокой идеей освобождения порабощенных соотечественников и исторических территорий, был заключен вполне осознанно и расчетливо. Скандальные же факты разграбления Армении - лишь отдельные мелкие штрихи на широком полотне уничтожения республики не только в экономическом и финансовом отношении, но и в политическом, социальном (демографическом), нравственном.

При полном попустительстве "первого президента Армении" разворовывалось, разграблялось абсолютно все, уродовался облик страны как физически, так и морально.

История прихода к власти Л.Тер-Петросяна (читай: его семьи) - краеугольный камень в понимании процессов, начало которым было положено в 1988 году. Нет даже необходимости ворошить архивы, чтобы вспомнить официальную политику Л.Тер-Петросяна, направленную на сдачу Карабаха, усиленно противодействующую созданию регулярной, дееспособной армии, "ратующую" за мир и добрососедские отношения с Азербайджаном и Турцией.

Опять же в контексте вышеизложенного ларчик открывается просто: дело сделано, семья спасена, впереди чарующая перспектива награбления миллионов, друзья и соратники не предадут, ибо сами предвкушают колоссальные барыши. Нужны только "мир и спокойствие" для комфортной и сытой жизни! А там - посмертное президентство и бессрочное правление клана. И ничего страшного в том, что страна опустошается, население бежит. Кредо тогдашней власти четко сформулировал один из ее идеологов - впоследствии застреленный - Амбарцум Галстян. В бытность мэром Еревана, обращаясь к бастующим работникам метрополитена, он сказал: "Вам не удастся саботировать работу метро, мы привезем машинистов из Киева и Минска, а вас выкинем на улицу." Таким образом, во второй раз в течение ХХ века, на этот раз по вине собственных правителей, половина населения Армении оказалась выброшенной на улицы городов мира, стала изгоем, скитальцем, покинула Родину в поисках справедливой и лучшей доли…

Резонен вопрос: неужели абсолютно вся властная структура, без малейшего исключения, снизу доверху, и по вертикали, и по горизонтали была пронизана коррупцией, взяточничеством, преступлением? Да, так оно было. Более того, она смогла адаптировать и часть здоровых, патриотических, созидательных сил общества, не желающих покидать страну (ученых, преподавателей, писателей, журналистов, художников), взрастить "свою" молодежь.

Выступить против этой "воровской системы", создавшей и использующей для своей защиты и сохранения армию, органы безопасности, суды, выпестовавшей бесконтрольные вооруженные "союзы добровольцев" - Еркрапа, разрушить ее не мог и не смел никто. Оставалось лишь пристраиваться к кормушке и урывать кто сколько может.

Еще ждут своего расследования преступления против нации и государства, например:

• как были образованы и проданы Арментел и Ереванский коньячный завод и как в процессе этой операции "заработали" десятки, а по некоторым оценкам и сотни миллионов долларов компаньоны Л. Тер-Петросяна;
• как организовали вырубку и без того скудных лесов и на этом "сделали" сотни тысяч долларов;
• как разворовывали международные банковские кредиты и гуманитарную помощь;
• как без подготовки и, сняв с себя всю ответственность, приватизировали сельское хозяйство, тем самым разграбив и погубив этот сектор экономики;
• как разваливали работающие предприятия с тем, чтобы выгнать крепкого, но не своего директора, назначить своего, затем присвоить завод и разграбить, продавая станки и оборудование по цене металлолома;
• как, придя во власть, становясь министрами, "творцы" новой Армении вымогали и вымогают мзду у потенциальных инвесторов и местных, доморощенных предпринимателей, тем самым губя под корень экономику страны;
• как "избранные" - хозяева рынков, фирм и коммерческих предприятий - зарабатывают сотни тысяч долларов только на том, что им позволено не платить государству налоги, в обход госбюджета пользоваться энерго- и прочими ресурсами, но расплачиваться с власть предержащими "черным налом", и как последние душат абсурдными налогами неугодных предпринимателей;
• как для личного обогащения используют государственную таможню, не взимая пошлин со "своих" и грабя сторонних коммерсантов;
• как было разрушено МВД, разогнан основной состав кадровых офицеров, среди которых было немало честных и достойных людей, и "построено" новое Министерство внутренних дел, способное выполнить любой преступный замысел "демократического" режима, реализовать любой незаконный приказ своего шефа - Ваника Сирадегяна - вплоть до политических убийств;
• наконец, что и как подтолкнуло Наири Унаняна на самоубийственный шаг - расстрел Национального Собрания и многое, многое другое…

Но каждый случай подобного рода - лишь отдельная часть "программы" разграбления и уничтожения Армении как независимой страны и не дает понимания того, почему, по каким причинам происходящее с обществом и государством стало возможно в принципе. И как так получилось, что за каких-то 10 лет в Армении, не состоявшись, дискредитировались ценности современного цивилизованного мира - демократия, права человека, многопартийность, свобода слова, рыночные (справедливые по определению) отношения и проч., проч.? Как и почему западный мир поверил и продолжает "верить реформам и демократическим преобразованиям" в Армении и выделяет кредиты, специалистов, гуманитарную помощь, не заботясь о механизмах контроля и проверки целевого использования предоставляемых ресурсов?..

Как случилось, что после провозглашения третьей независимой республики и обретения Арменией всех атрибутов государства по форме - герб, флаг, гимн, институты власти, членство в международных организациях - по содержанию эти символы свободной страны превратились в непробиваемый щит, прикрытие для преступлений и невиданного по масштабам (в пересчете на душу населения) ограбления собственной страны и народа?

…Упрямое стремление все же разрубить гордиев узел карабахской проблемы капитулянтским соглашением, чтобы в "спокойной и безмятежной" обстановке "вкушать плоды трудов своих", привело-таки к отставке Л.Тер-Петросяна. При всем своем цинизме и расчетливости он эту партию - казалось бы, главную в своей жизни - проиграл. Но безоговорочно подчиненная и извращенная им система по большому счету не предала его, не изменила курса на разграбление и уничтожение республики, более того, устроила ему почетную отставку, без суда и расследования преступлений. И как иначе? Не может же система судить сама себя.

Верно то, что в 1996-1997 гг. наметились стабилизация и небольшое оживление экономики (система ради выживания самовоспроизводилась), после же прихода Р. Кочаряна ситуация снова стала ухудшаться. Если корень зла в Л. Тер-Петросяне, почему так произошло? И здесь все просто. Достоверно известно, многие деятели левоновской когорты и "бизнесмены", взращенные ими, после избрания президентом Кочаряна сразу же свернули дела и исчезли за пределами Армении, побоявшись возмездия, справедливого наказания. Но в скором времени, убедившись, что все спокойно, вернулись. Кочарян же, видимо, понял: тронуть их - разрушить СИСТЕМУ, пусть даже и преступную. Ни времени, ни возможности в условиях нестабильного мира строить новую у него не было. А система действовала и не погнушалась даже убийством Прокурора республики, решившего с вновь избранным президентом покончить с произволом. Она стала работать против чуждого ей лидера. Да и то сказать, ни Вазген Саркисян, ни Еркрапа, ни генералитет из бывших шоферов, ни даже так называемая оппозиция не позволили бы ему что-либо изменить. Кровь от крови, плоть от плоти левоновской системы, они не дали разрушить ее, ибо и сами потеряли бы все.

К "восшествию на престол" спешно стал готовиться Вазген Саркисян, несомненно, прекрасно знавший всю подноготную Л. Тер-Петросяна и в свою очередь также попросивший поддержки у патрона. Всесильный бывший Первый секретарь ЦК КПА Карен Демирчян, терпеливо ожидавший нового поворота событий, протянул руку помощи ему - менялись актеры, спектакль оставался тот же, да и его время выхода на арену настало. Судьба же президента Кочаряна была определена с самого начала - быть фигурой переходной, временной, в большой игре не участвующей, а значит, и ничего в принципе не меняющей. Если бы, конечно, не события 27 октября 1999 года.

…Через пять с небольшим месяцев Роберт Кочарян все же решился снять с главного правительственного поста брата "без пяти минут Президента" Вазгена Саркисяна Арама Саркисяна, назначенного под давлением здравствующей левоновско-демирчяновской системы. То, что А. Саркисян не деятель премьерского масштаба, что экономика и страна, дышащие на ладан, под его руководством окончательно загнутся, не волновало никого. Системе после неожиданной трагедии 27 октября необходим был тайм-аут, дабы воспрянуть, укрепить, расширить метастазы и снова пойти в атаку. И первый раунд она выиграла. Но надо отдать должное Кочаряну - это, очевидно, была тактическая уступка, ибо второй раунд, как видим, остался за ним.

Еще немного и мы, возможно, станем свидетелями завершающего акта драмы - битвы прокочаряновских фаланг с левоно-демирчяновской когортой, и тогда станет ясно, насколько Президент Армении - лидер всей страны и народа, хоть и вынужденный, но ставленник преступной, антинародной системы, хочется верить – агонизирующей, готов сломать порочную систему и выстроить новую, демократическую.