Исторические этюды. с. Ивановское

Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.
Храм Рождества Иоанна Предтечи. Село Ивановское.
* * *
Живописное село. Расположено по берегам, красивейшей речки Сосенки.
Название речки говорит само за себя – склоны её берегов в зарослях, причудливо растущих, низкорослых сосен, с драгоценными вкраплениями берёз и стройных, почти синих елей...
Упасть бы под этой, узорно раскинувшей ветви, сосенкой, на прохладном бережку хрустальной речушки и проваляться так до той поры, пока вороны глаза не выклюют... эээххаха...
Впервые в писцовых книгах имеем запись об этом селе в 1628-м году – «принадлежность Хатунской дворцовой волости деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи в селе Ивановском на погосте». Как видно – название села происходит от названия церкви.
В записи от 1675-го года имеем ещё одно упоминание о деревянной церкви, построенной «клёцки» (как изба) с трапезной. А в 1706-м году, на месте обветшавшей старой, возведена новая деревянная церковь.
В 1708-м году село Ивановское, по прежнему, было принадлежностью дворцовой Хатунской волости и за сомнительные заслуги было пожаловано князю Григорию Фёдоровичу Долгорукому, но затем, вскорости, по неизвестным же причинам, было отписано вновь в дворцовое ведомство... маразм, видно и тогда, крепчал... хм... но послушайте, что деялось дале.
А в 1772-м году село (ну, прямо – анекдот) опять, ненадолго же, было жаловано графу Г.Г. Орлову, чтобы затем, вскоре перейти к его брату графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому, (сколько ж можно?) видимо для того, чтобы последний передал это несчастное село, своему брату Владимиру Григорьевичу Орлову, который, наконец-то, в отличии от всех предыдущих владельцев села Ивановское, был человеком весьма разумным и совершил невероятно значимый, в отличие от предыдущих владельцев, поступок – на его средства и при его непосредственном попечении в 1831-м году на месте сгоревшей деревянной церкви, по проекту известного зодчего Д. Жилярди был построен величественный каменный храм с трехъярусной колокольней в стиле русского классицизма во имя Рождества Иоанна Предтечи с приделами во имя Пророка Илии и Святителя Николая Мирликийского. Характерной особенностью храма, явился, необычный для этих мест, высокий цоколь из, великолепно подогнанных, белокаменных блоков, что придало храму ещё большее величие и грандиозность. Но, несмотря на некую тяжеловесность общего архитектурного решения, Жилярди сумел, каким-то непостижимым образом, создать визуальную лёгкость восприятия храма, добившись этого тем, что над центральной, довольно-таки массивной частью храма, словно парит лёгкая купольная ротонда, а украшенный лоджиями, тяжеловесный четверик, путём зрительного обмана, за счёт изящной колоннады фасада, маскирует внутреннюю структуру построения пространства здания – этот приём более характерен для эпохи барокко и редко встречается в памятниках классицизма, хотя иногда применялся русскими мастерами ампира...
 С северной стороны у алтаря находится могила. Венчавший надгробие крест, давно похищен, а на гранях постамента сохранились надписи: «Здесь погребен кучер великого князя Сергея Александровича – Андрей Алексеевич Рудинкин. Крестьянин Московской губернии Серпуховского уезда Хатунской волости, деревни Сумароковой. Умер от ран, полученных им от бомбы, убившей Великого Князя Сергея Александровича в Московском Кремле 4 февраля 1905 г. Памятник сей поставлен великой княгиней Елизаветой Федоровной, Августейшей супругой в Бозе почившего Великого Князя Сергея Александровича».
 Андрей Рудинкин, физически, человек очень сильный, скончался от осколочных ранений на десятый день после покушения. Вдову А. А. Рудинкина, с шестью сиротами устроили на жительство во Вдовьем доме на Кудринской площади в Москве и назначили приличную пенсию, а детям помогли получить хорошее образование. В наше время могила обнесена деревянным забором, установлен надмогильный крест.
После переворота 1917-го гэ, потомки тех бомбометателей, эти, духовно смердящие нелюди, отрицающие, и до ныне, все принципы морали, храм этот великолепный, естественно, закрыли. Всё, что можно украсть, украли, но украли, то ли по неведению, то ли из генетического страха Божия, уворовали отнюдь – не всё. Не дал им Господь испоганить многие Святыни, но всё же и в умеренно осквернённом храме, они всё-таки устроили – зернохранилище...
 Ныне, задним числом, я, грешный составитель этих справок-этюдов, благодарю Бога, за то, что пусть случилось так, что в храме устроили зернохранилище, а не что-нибудь померзее... и сейчас вы поймёте – почему?
Все, кому сейчас за 40-50-т лет, помнят славные, весёлые, безмятежные и часто, пьяные поездки на уборку картошки... но... конечно же, не о пресловутой картошке вспоминать буду...
Волею случая, а нынче я думаю иначе – Волей Божьего Провидения, мы с небольшой группкой приятелей, удостоились чести, не в грядках загнивать, а участвовать в сортировке и погрузке злаков – пшеницы, ячменя, ржи и т.д. И, когда нас привезли на «зернохранилище», то нашему изумлению и скрытой радости не было придела – пред нами, ничтожными карликами, во всей своей могучей красоте, предстал Чудо-Богатырь – Храм Рождества Иоанна Предтечи...
Вполне естественно, что в том возрасте и в той атмосфере воспитания, в нас не возникло трепетного чувства преклонения пред святыней, но чувство неизъяснимого страха, внутренней робости, восхищения и чего-то ещё – тёплого и уважительного, что ли – возникло...
Сложно сейчас, по прошествии стольких лет, оформить в конкретную мысль те чувства и ощущения, которые объяли нас, но то, что это было нечто НЕОБЬЯСНИМОЕ, когда почему-то прыгает сердце, когда хочется туда, в ПОТУСТОРОННЕЕ и всё это требует, в душе ещё неосознанного, к себе и окружающим – УВАЖЕНИЯ – это было, точно...
Но во сто крат большее потрясение мы ощутили, когда вошли внутрь Храма...
Зернохранилище располагалось только лишь на полу храма – мешковины, а на них кучи зерна...
А выше! С высоты, из-под купола храма свисало, необыкновенной красоты, матово поблескивая старинной золочёной бронзой, паникадило. Своды храма были расписаны чудесной красоты фресками и оттуда, с высоты, мы ощущали печальный укор в глазах Апостолов. Евангельские сюжеты на стенах храма светились тёплым, ласковым светом, согревая, проникающей в самоё сердце, незримой благодатью. Но самое чудесное и невероятное это то, что боле всего потрясло нас в этом осквернённом храме – от солеи и до свода храма возвышался, сверкая сусальным золотом, резной узорчатый иконостас, со всеми чинами сияющих икон, практически без видимых повреждений и утрат...
Как и почему, без приличного замка, без какой-либо, охраны, где все окна и двери настежь... ну как смогло сохраниться это ЧУДО во времена, когда всё ломали, взрывали, коверкали, жгли, и крали, крали уже осмысленно, крали ради продажи, продажи за границу???
Автор до конца своих дней будет благодарить Бога за то, что удостоился Его Милости попасть, в те страшные годы безверия, в этот ХРАМ, чудом сохранивший остатки благодати и творения безвестных мастеров-иконописцев, зодчих, резчиков по древу, сусальщиков, ибо после тех дней, проведённых нами в этом храме, автор сих этюдов стал абсолютно иными глазами смотреть на Величие Православной Культуры и Великие творения Русских мастеров, создававших и ныне создающих непревзойдённые шедевры во СЛАВУ БОЖЬЮ!!! А так же автор стал внимательнее смотреть и оценивать себя и окружающих. Смотреть на то, насколько мы бережно или варварски относимся к тому, что конкретно НАМ это не принадлежит, а принадлежит всё это наследие, нашей ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ, которая и создавалась ДЛЯ НАС и ради НАС САМИХ и ДУШ НАШИХ СПАСЕНИЯ ради!!!
P.S. Спустя два года, решив осуществить давнюю задумку, посетить село Ивановское, чтобы увидеть, что же произошло с этим храмом, выбрав время, я направил стопы свои в те края... И что же? – Разочарование было, ну, просто до слёз... я плакал словно дитя...
Храм был ПУСТ, фрески ободраны, полы вскрыты, двери и окна распахнуты, решетки выломаны... От Чуда, наиболее поразившего наше воображение – великолепного иконостаса, не осталось даже щепочки... Очнувшись от шока и смахнув слёзы, узнал от местных жителей то, что год или полтора назад, какой-то дедушка с лошадкой, запряженной в телегу, потихоньку, за несколько ездок, аккуратно разобрав иконостас, вывез его в неизвестном направлении...
И вот уже почти 35-ть лет молю Бога, чтобы Святыни эти нашли достойное, подобающее им назначение – славить Бога...
И все эти годы, автор, потрясённый увиденным в столь юные годы, пронёс через всю свою, весьма нелепую жизнь, искреннюю любовь к Творениям Безвестных Русских Мастеров, служивших не мамоне, а Господу нашему Иисусу Христу! И доныне автор максимально трепетно относится к самой, казалось бы, незначительной Православной Святыне, ибо даже ничтожная молекула, несущая на себе Благодать Духа Святаго – освящает море! Да будет нам по Вере нашей!
P.P.S. В 1994-м году храм передан общине Православных верующих. Весьма успешно восстанавливается. Внешне уже довольно благообразен. Возобновлены Православные богослужения. Открыта воскресная школа. Слава Богу, За всё!
Но это – У-ЖЕ-ДРУ-ГОЙ-ХРАМ...
* * * *
*Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.