Кашкулак, эпизод 1 - Находка

Сергей Л.Коркин
ТИТРЫ

В левой или правой части черного экрана всплывает статичное изображение камня с наскальным рисунком. Линии рисунка начинают светиться, одновременно в пустом поле экрана высвечивается имя актера. Дойдя до максимальной точки свечения, вся картинка гаснет. Затем возникает следующий камень и так далее.

Рядом с последним камнем появляется название фильма. Название фильма гаснет, а камень оживает и становится отправной точкой для начальной сцены фильма.

НАТ. СТЕПЬ - АВТОТРАССА М-54 - ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

Ясный облачный день. Желто-зеленая степь с невысокими холмами и курганами. По дороге мчится старенькая белая “Волга” с красной полосой, на которой белыми буквами написано “Дорожная служба”.

“Волга” проезжает под информационным дорожным указателем. На одной его стороне сверху вниз написано: “Красноярск - 370 км, Дивногорск - 355 км, Новоселово — 178 км”, на другой стороне указателя, сверху вниз: “Кызыл - 550 км, Абаза - 432, Абакан - 66 км”.

“Волга” мчится дальше. Впереди - указатель населенного пункта и стрелка вправо “Матюшино. 8 км”. Здесь “Волга” сворачивает с трассы на грунтовую дорогу и продолжает путь. Позади вьется облако пыли.

НАТ. СТЕПЬ - МЕСТО СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГИ - ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

Степь. На горизонте - поселок и голубая лента реки. На переднем плане строительный вагончик с железной печной трубой. Чуть поодаль бульдозер выравнивает грунт.

Сопровождаемая облаком пыли, к вагончику подъезжает “Волга”. Из нее вылезает МИХАЛЫЧ - пожилой загорелый мужчина. Большие залысины открывают высокий лоб, на переносице очки в простой темной оправе. Михалыч одет в серые брюки и блеклую бежевую рубашку с закатанными рукавами. На ногах - видавшие виды светлые туфли.

Михалыч потягивается, разминает ноги. Смотрит сначала на свои командирские часы, а затем в сторону грунтовой дороги, по которой он только что приехал. Дорога пуста.

МИХАЛЫЧ
(недовольно)
И где его нелегкая носит? Пора бы уже на месте быть!

Михалыч разворачивается к бульдозеру. Критически осматривает, уже проделнную работу. Достает портсигар, вынимает папиросу. Разминает ее, дует в середину и лишь потом закуривает. Присаживается на капот.

Бульдозер делает крутой поворот, хищно фыркает и умолкает. Становится слышно, как стрекочут кузнечики и жужжат мухи. От легкого ветерка колышется трава. Из бульдозера выглядывает АРТЕМ – здоровый вихрастый парень в промасленной майке - и призывно машет Михалычу.

Михалыч поднимает руку. Он думает, что Артем просто приветствует его. Артем продолжает махать.

АРТЕМ
(кричит, но его плохо слышно)
Михалыч! Давай сюда!

МИХАЛЫЧ
(недовольно бурчит себе под нос)
Что там еще у тебя?

Михалыч забирает из кабины сумочку с документами. Захлопывает дверцу. Последний раз затягивается, выбрасывает сигарету далеко в сторону и не спеша идет к бульдозеру.

Артем спрыгивает с подножки, вытирает руки тряпкой, забрасывает тряпку в кабину и, нетерпеливо переминаясь с ноги на ногу, ждет Михалыча.

АРТЕМ
(протягивает руку)
Привет, Михалыч!

Артем и Михалыч обмениваются рукопожатием.

МИХАЛЫЧ
Привет, Артем. Что звал-то?

АРТЕМ
(кивает в сторону)
Я тут сегодня утром на какую-то старую могилу напоролся.
Заравнивать не стал, решил сначала тебе показать. Вдруг в таких случаях положено археологов вызывать?

МИХАЛЫЧ
Не думаю, что нам тут археологи нужны. Давай, показывай, что ты там откопал.

Артем бодро шагает вдоль гусеничных следов в сторону от бульдозера. В глинистой почве остаются глубокие отпечатки его кирзовых сапог. Михалыч бредет следом, стараясь наступать только на хорошо утрамбованные участки почвы.

МИХАЛЫЧ
(оглядывается)
Что-то Иван сегодня задерживается… Может случилось чего?

АРТЕМ
Да, что с ним случится? Сейчас, подтянется…

МИХАЛЫЧ
Надеюсь! Не хочется тут долго торчать. Намотался уже за день. Так бы позвонить, да сотовый не берет – далековато. Когда еще тут рядом антенну поставят!

АРТЕМ
Поставят – они сейчас быстро работают – конкуренция…

Пройдя метров сорок, Артем останавливается перед лежащей на земле каменной плитой. Засовывает руки в карманы штанов и ждет, когда подойдет Михалыч.

Рядом с плитой из земли торчат кромки еще нескольких каменных плит, обломки костей и человеческий череп.

Подходит Михалыч. Становится рядом, упирает руки в бока. На запястье болтается сумочка.
 
АРТЕМ
Вот, смотри. Так бы и не заметил ничего, если бы не этот каменюка. Сверху-то никаких камней не торчало, только пригорок небольшой был. Видать, могила совсем старая. Вот я подумал – раз она такая древняя, может тут, что ценное имеется?

МИХАЛЫЧ
Ценное?

Михалыч делает шаг вперед и присаживается на корточки.

МИХАЛЫЧ
Вряд ли. Все эти курганы еще до Рождества Христова разграбили. Обычная могилка какого-нибудь скифского пастуха. Там, где богатых князей хоронили, большой курган насыпали. А тут, сам говоришь, только бугорок был.
Хотя, конечно, если археологи пороются, то откопают какую-нибудь ржавую железяку. Да нам от этого какая польза? Если из-за каждой косточки, археологов вызывать, то мы эту дорогу никогда не построим!

Артем обводит взглядом утыканную камнями степь.

АРТЕМ
Да, уж чего-чего, а костей тут хватает!

Михалыч поднимается.

МИХАЛЫЧ
Давай, равняй тут все, пока Иван не приехал! Археологи и без нас найдут, где им покопаться.

АРТЕМ
Сейчас, сделаем!

Артем возвращается к бульдозеру. Михалыч топчется вокруг могилы, разглядывая останки. Затем присаживается на корточки, берет одну из длинных костей и подцепляет ею череп.

МИХАЛЫЧ
(сам себе, удивленно)
Вот у людей здоровье раньше было – все зубы целые!

Михалыч поднимается. С сожалением смотрит на свои облепленные грязью туфли. Наклоняется и пытается костью немного очистить их. При этом случайно выковыривает из земли блестящий предмет.

Михалыч отбрасывает кость и поднимает предмет. Счищает пальцем грязь. Это металлическая пластинка серповидной формы. В центре круг-лицо с тремя точками-глазами. От него расходятся витиеватые лучи.

МИХАЛЫЧ
(сам себе, восхищенно)
Ничего себе находочка!

Михалыч оборачивается, чтобы крикнуть Артема. Тот уже почти добрел до бульдозера. Секунду Михалыч раздумывает. Потом вдруг резко отворачивается, достает из брюк носовой платок, заворачивает в него находку и прячет в карман.

Заводится бульдозер. Михалыч поспешно удаляется к своей “Волге”.

НАТ. СТЕПЬ - “ВОЛГА” МИХАЛЫЧА - ДЕНЬ

Михалыч достает из “Волги” пластиковую бутылку с минеральной водой, отмывает находку от грязи и бережно вытирает тряпкой. Осматривается – не видит ли кто его? Бульдозер продолжает работать, машины Ивана не видать.

Михалыч садится в “Волгу” и рассматривает находку внимательнее. Задумчиво ерошит волосы на затылке.

МИХАЛЫЧ
Да, вот тебе и не ценная могила!

Михалыч пытается царапать амулет ногтем.

МИХАЛЫЧ
Похоже на золото.

Бульдозер умолкает. Михалыч поспешно заворачивает амулет в носовой платок. Вынимает из сумочки документы, прячет в нее амулет, а документы кладет сверху. Сумочку убирает в бардачок.

Михалыч смотрит на пустую дорогу, потом на часы. Недовольно качает головой. Достает из кармана старенький мобильник с потертыми кнопками. Индикатор показывает, что сеть недоступна. Михалыч вздыхает и выбирается из машины.

НАТ. СТЕПЬ - У СТРОИТЕЛЬНОГО ВАГОНЧИКА - ДЕНЬ

Почти все небо уже затянуто мутной серой пеленой. Из-за холмов широким фронтом надвигается полчище чернильных туч. Уже не слышно стрекота кузнечиков и жужжания мух, только шелест сминаемой ветром сухой травы. Одинокий коршун кружит в небе над бульдозером.

У вагончика на телогрейке сидит Артем. На нем брезентовая куртка. Рядом стоит походный примус “Шмель” с закопченным чайником и облезлая хозяйственная сумка.

Перед Артемом на скатерти-газете - две кружки с крепким чаем, пакетик с конфетами, полбулки хлеба, крупно порезанные помидоры, спичечный коробок с солью, самодельный нож с цветной полосатой рукояткой, пленка от очищенных сосисок.

Артем с аппетитом поедает из большой эмалированной миски лапшу, в которую покрошены сосиски. Заедает хлебом и смачно закусывает помидорами, обливая пальцы соком.

Михалыч в старой кожаной куртке топчется за спиной Артема. Михалыч нервно курит, посматривает то на часы, то на дорогу, то на надвигающиеся тучи.

АРТЕМ
(оборачивается)
Михалыч, чай-то пей – остывает.

Михалыч выбрасывает сигарету и присаживается рядом с Артемом.

МИХАЛЫЧ
Погода-то, как резко поменялась - солнца как будто и не было. Тучи-то вон какие идут! Скоро грянет - мало не покажется.
(после короткой паузы добавляет)
А может и мимо пронесет.

Артем молча кивает, рот у него занят. Когда Михалыч берет кружку, Артем одной рукой (в другой миска) вытряхивает из кулька конфеты.

АРТЕМ
(едва проглотив)
Михалыч, ты хоть конфетку возьми, раз есть отказался.

Михалыч пропускает слова Артема мимо ушей, сердито смотрит на часы.

МИХАЛЫЧ
Еще полчасика подождем, да я, пожалуй, поеду. Если с Иваном что-то случилось, надо тебе замену срочно искать.

Михалыч отхлебывает чай. Артем заканчивает с лапшой и приступает к чаю. Разворачивает конфету, целиком запихивает в рот, а бумажку комкает и прицельно бросает к в миску.

МИХАЛЫЧ
Ты, Артем, уж как-нибудь тут перекантуйся. А то деревенские мужики быстро бульдозер на запчасти разберут. В крайнем случае, завтра к обеду я что-нибудь придумаю.

АРТЕМ
(отхлебывая чай и пережевывая конфету)
Без проблем Михалыч, только ты жене моей не забудь звякнуть, а то испереживается вся.

МИХАЛЫЧ
Жене позвоню...

Михалыч ставит кружку на газету. Зло смотрит на дорогу. Прорывается накопившаяся в душе обида на Ивана.

МИХАЛЫЧ
(стучит себя кулаком по коленке)
Ну, Иван! Если снова в загул ушел, то, без разговоров, завтра же уволю к чертовой матери!

Одновременно с последними словами Михалыча на горизонте вспыхивает молния. Доносятся раскаты грома. Артем и Михалыч с тревогой смотрят на небо. На газету падают первые крупные капли дождя.

МИХАЛЫЧ
Ой, не хотел я по дождю ехать, да, видать, придется. Давай, Артем, собирай пожитки - сейчас ливанет!

Михалыч спешит к машине.

Артем одним махом допивает чай. Выливает в траву чай Михалыча. Споласкивает миску водой из чайника. Складывает посуду и еду в сумку. Телогрейку, примус и чайник забрасывает в вагончик и плотно захлопывает дверь. Затем хватает сумку и забирается в машину к Михалычу. Газета остается лежать на земле.

Резкий порыв ветра поднимает пыль. Газета срывается с места и прилипает к колесу вагончика. Затем снова взвивается в воздух и прилипает на лобовое стекло автомобиля, зацепившись за дворник.

НАТ. СТЕПЬ - “ВОЛГА” МИХАЛЫЧА - ДЕНЬ

Михалыч (за рулем) и Артем (на соседнем сиденье) вздрагивают от внезапного появления газеты на лобовом стекле. Им видны крупные буквы заголовка - “Не буди лихо, пока оно тихо”.

МИХАЛЫЧ
Вот и газетка за тобой в машину просится...

Михалыч и Артем заворженно смотрят на газету, пока новый порыв ветра не уносит ее прочь.

Дождь барабанит по корпусу автомобиля. Небо мрачнеет на глазах. Барабанная дробь дождя учащается и вскоре сливается в сплошной звук водопада. За окном уже ничего не видно, кроме потоков воды. Сверкает молния, сразу же отзывается гром.

МИХАЛЫЧ
Ну и погодка! Как бы молния сюда не прилетела, а то мигом превратимся в банку копченых шпротов. Хорошо хоть вагончик повыше, да труба торчит - если что, как громоотвод сработает...
 
АРТЕМ
(зевая)
Михалыч, если не возражаешь, я вздремну немножко, а то всю ночь комарье спать не давало.

МИХАЛЫЧ
Спи, если уснешь. Раньше, чем через час это светопредставление все-равно не кончится... Куда уж я теперь поеду?

Артем устраивается поудобнее. Закрывает глаза и погружается в сон.

Михалыч косится на Артема, потом переводит взгляд на бардачок, затем снова на Артема, затем снова на бардачок. Отворачивается, и с тоской смотрит на потоки воды, стекающие по стеклу.

НАТ. СТЕПЬ - “ВОЛГА” МИХАЛЫЧА - ВЕЧЕР

Стало еще темнее. Гроза не утихает.

Артем крепко спит, лишь иногда пошевеливается от грома. Михалыч ерзает на сиденье и вздыхает.

За стеклом появляется мутное белесое пятно. Постепенно оно разрастается и раздваивается. Вспыхивает молния, и становится видно, что к вагончику подбирается “Лада” Ивана.

Михалыч мигает фарами. Оживляется, смотрит на часы и недовольно кряхтит. Артем по-прежнему спит крепким сном уставшего человека.

“Лада” останавливается у вагоничка. Из нее выскакивает скрючившаяся фигурка и бросается к “Волге”, стучится в заднюю дверь. Михалыч торопливо приоткрывает ее.

На сиденье плюхается человек в промокшей куртке. Стаскивает с головы капюшон. Это ИВАН. Он вытирает ладонью воду с лица и с ходу начинает оправдываться.
 
ИВАН
Привет, Михалыч! Извини - виноват! Тесть с утра заехал - попросил помочь на даче крышу починить. Вечером меня в город забросил, да обратно укатил. А я собираться стал, а ключей от гаража тю-тю - посеял где-то на грядке. Пока смотался туда-обратно, да проискал, время и ушло.

Михалыч слушает с недоверием, принюхивается - не пахнет ли перегаром. Вроде нет.

МИХАЛЫЧ
На такой случай - запасные ключи надо иметь!

ИВАН
Запасные есть у брательника, да он на рыбалку умотал!

МИХАЛЫЧ
(добрея)
Ладно. Чего уж теперь! Только больше меня так не подводи. Видишь по какой погодке нам теперь возвращаться? Так бы переждать, да что-то конца края не видно. Да и время уже - ого-го!

ИВАН
(радуется смене темы)
Да, погодку, как черт накликал. Ни хрена не видать!

Михалыч трясет Артема за плечо.

МИХАЛЫЧ
(Артему настойчиво)
Артем, просыпайся!

Артем вскидывает голову. Сонными глазами смотрит на Михалыча.

МИХАЛЫЧ
Иван приехал, сейчас домой поедем. Из вагоничка будешь что забирать?

Артем оборачивается на Ивана, одновременно нащупывая в ногах хозяйственную сумку.

АРТЕМ
(широко зевает)
Да, нет - все при мне. Можно ехать.
(вертит шеей)
Приснилась какая-то хренотень...

ИВАН
Ну тогда пока, мужики! Счастливо вам добраться!

Михалыч и Артем обмениваются с Иваном рукопожатием. Иван набрасывает капюшон и выскакивает из машины.

Михалыч заводит мотор, включает фары и дворники.

НАТ. СТЕПЬ - МЕСТО СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГИ - НОЧЬ

От вагоничка отъезжает “Волга” Михалыча. Покачиваясь на ухабах, она исчезает за стеной дождя.

НАТ. СТЕПЬ - ВЫЕЗД НА АВТОТРАССУ М-54 - НОЧЬ

Степь истязаемая ливнем. Сверху - слой черных облаков. Вдали сверкает молния, гремит гром.

По размытой дороге ползет “Волга” Михалыча. Подъезжает к выезду на автотрассу.

Трасса пуста. “Волга” притормаживает, затом резко газует и выезжает на асфальт. Прибавляет скорости.

НАТ. АВТОТРАССА М-54 - “ВОЛГА” МИХАЛЫЧА - НОЧЬ

Артем дремлет. Михалыч держится за баранку, облегченно выдыхает.

МИХАЛЫЧ
(сам себе)
Ну вот и выбрались, слава богу! Теперь уже проще...

Михалыч расслабляется.

НАТ. АВТОТРАССА М-54 - НОЧЬ

Прорезая стену дождя, по пустой дороге мчится “Волга” Михалыча. Стрелой взлетает на пригорки, ныряет вниз.

Вдруг колесо “Волги” попадает в небольшую выбоину. “Волга” подпрыгивает и мчится дальше.

НАТ. АВТОТРАССА М-54 - “ВОЛГА” МИХАЛЫЧА - НОЧЬ

“Волга” подпрыгивает на ухабе. Брякают железки в багажнике. Бардачок открывается и из него наполовину высовывается сумочка Михалыча. Корпус вибрирует и сумочка норовит вывалиться совсем.

Михалыч тянется к бардачку. Пихает сумочку вглубь и защелкивает бардачок. Кладет руку обратно на руль.

Вспыхивает молния. В ее свете через лобовое стекло виден залепленный грязью зад грузового автофургона. Он стоит прямо на проезжей части. Расстояние слишко мало, а скорость “Волги” слишком высока, чтобы Михалыч успел затормозить или вывернуть руль влево.

Видны горящие стоп-сигналы автофургона. На полном ходу “Волга” Михалыча врезается в автофургон.