Его высота

Зинаида Королева
ЕГО ВЫСОТА
С чего начинается жизненный путь человека – с его истоков, с корней, с воспитания? Непременно так. А если родители рано умерли, и ребёнок не потерялся, а смог выйти в люди? Значит, в него были заложены самой природой такие сильные корни, что он победил все невзгоды. Это можно проследить на примере судьбы Хлобыстова Василия Андреевича. Родился он 16 января 1914 года в деревне Ольгино Ржаксинского района Тамбовской области. Ему был один год, когда от тифа умерла мать. В десять лет потерял отца – при постройке дома его убило молнией. Воспитывался у дяди. В 15 лет пошел работать, в 16 поступил в Чакинский сельскохозяйственный техникум на агрономическое отделение. В техникуме учился вместе с Золотухиным. Тот был секретарём парторганизации и в дальнейшем займёт пост первого секретаря обкома партии. А Василий возглавлял комсомольскую организацию. Но административная линия не прельщала его: небо – вот к чему он стремился, о чём мечтал с юных лет. После окончания техникума работал в Ржаксинском Райзо. В 1933 году по Сталинскому призыву поступает в Тамбовское лётное училище, которое достраивалось и обустраивалось силами курсантов. В 1937 году он заканчивает его, женится и уезжает на службу в Куйбышев в лётный центр. Работая инструктором по лётной подготовке летчиков, он сам много летает, оттачивает мастерство полётов до автоматизма.
С началом войны жену и дочку отправляет в эвакуацию в г. Сталинабад (Таджикистан). Сам Василий Андреевич с первого дня и до победного конца находился на фронте. Вновь организованный полк авиации дальнего действия, у истоков которого он стоял, принимал участие на Сталинградском, Орловско-Курском фронтах. Во время прорыва блокады Ленинграда был тяжело ранен, но успел выброситься с парашютом. За освобождение Минска и всей Белоруссии полк получил звание гвардейский «Минский». В одной из школ столицы Белоруссии действует музей боевой славы полка. Их полк освобождал Кенигсберг, участвовал в штурме Берлина.
Василия Андреевича называли лётчиком от Бога. Он и был именно таким: он был лётчиком первого класса, мог летать в любых погодных условиях. На бомбардировщике летал как на истребителе, снижаясь до бреющего полёта. Сбивали неоднократно, но экипаж оставался в живых. Ранений было много, до сих пор в голове сидит осколок, ноги травмировались при выбросе с самолёта с разных высот.
Когда спрашиваешь Василия Андреевича об особых случаях во время войны, он отвечает, что это была обыденная военная жизнь, где сбивали, убивали, а задача любого воина состояла в том, чтобы своим умением, хитростью избежать этого.
За боевые действия Василий Андреевич имеет много наград: он один из немногих является полным кавалером ордена Красного Знамени (четыре ордена), имеет два ордена Красной Звезды, два ордена отечественной войны, двадцать одну медаль – за оборону и освобождение городов, «За боевые заслуги», «За храбрость», юбилейные.
После войны служил в гарнизоне Выползово – полк был брошен на освоение севера: открывали полярные станции на Новой Земле, на островах Шпицбергена, Шмидта и других. На Новой Земле во время испытания атомного оружия переправляли оборудование, людей. И хотя сами не принимали участие в испытаниях, но радиации хватило и им. Очень действовали на организм бесконечные полярные ночи. Но Василий Андреевич выдерживал всё. Он говорит, что если бы родился лет на двадцать позже, то по состоянию здоровья и по знанию материальной части летательных аппаратов он мог бы быть кандидатом в отряд космонавтов. И это действительно так: когда в полк прибыли новые самолёты ТУ–4, по распоряжению Сталина переделанные из американских, во время полётов они стали разбиваться. Они разбивались в любом положении – при взлёте, при посадке, во время полёта. И экипаж из семи человек погибал, потому что выпрыгнуть с парашютом не было возможности из-за его построения в три отсека, из-за нехватки высоты. Их прозвали «летающие гробы». Василий Андреевич досконально изучил каждый самолёт до винтика и тем самым спасся сам, очень многим лётчикам стал наставником и спас им жизнь. По-видимому, не зря его имя навечно занесено в списки полка.
Закончил службу подполковник Хлобыстов в 1960 году в должности заместителя командира полка по лётной подготовке. Очень тужит, что отказался от направления в военно-воздушную академию после войны. О своей службе в авиации сказал так: «Без пафоса и без прикрас – это была моя жизнь, которую я готов был без остатка отдать Родине и нашему народу, как и миллионы русских солдат отдавали свои жизни».
В январе 1961 года пришел на завод «Электроприбор» и проработал там до 1987 года: начинал с простого контролёра ОТК в цехе № 6, затем работал начальником бюро технического контроля цеха № 5. Кроме основной работы активно занимался общественной деятельностью: 17 лет был членом профкома завода в жилищной комиссии, в конфликтной комиссии по трудоустройству, и других. Руководство администрации завода прислушивалось к его голосу.
Вместе с Начинкиной Любовью Николаевной (ныне покойной) организовывал совет ветеранов завода, который плодотворно работает и сейчас. Он постоянно занимался военно-патриотическим воспитанием молодёжи в школах № 29, 24, 18, 13.
Василий Андреевич и после демобилизации продолжал крепить оборону страны – за освоение новой техники на заводе был награждён орденом Октябрьской Революции.
На 92-ом году жизни Василий Андреевич не изменил своему распорядку дня: встаёт рано, занимается зарядкой, пьёт чай с молоком и занимается посильной работой. Он считает, что жизнь свою прожил не зря, а в победе над фашизмом есть и его не малая заслуга.
2005 г.