Плоское большинство

Олег Казаков
Малозаметными оказались законопроекты о введении прогрессивной шкалы подоходного налога, не принятые парламентским большинством в первом чтении. При этом власть пытается убедить общество в том, что плоская шкала – наше достижение. Но все понимают, что плоская шкала – это то, что выгодно прежде всего богатому сословию чиновников и бизнесменов.

В апреле было предпринято две попытки вернуть России прогрессивную шкалу ставок налога на доходы физических лиц. Первый законопроект был представлен на заседании Госдумы Сергеем Штогриным, второй законопроект – Александром Бабаковым. К сожалению, основным мотивом выступлений оппонентов стало не то, когда и к какой прогрессивной шкале должна вернуться Россия, а обвинения в политическом популизме, безграмотности авторов и ужасы декларирования и сбора налогов. И, как отметил адвокат плоской шкалы Андрей Макаров, «подоходный налог – это не способ установления социальной справедливости». Правда, в остальной части мира прогрессивная шкала почему-то понимается как один из механизмов социальной справедливости.

Председатель Совфеда Сергей Миронов отметил, что сохраняется, и даже растет, разрыв в доходах самых бедных и самых обеспеченных россиян. По данным Росстата, в 2006 г. доходы богатых россиян были в 25,3 раза выше, чем у бедных. А в Москве более чем в 40 раз. «В связи с этим я считаю необходимым решить вопрос о введении прогрессивного налога на доходы с физических лиц», – считает он. По мнению С.Миронова, нельзя брать налог в 13% с человека, получающего зарплату на уровне сегодняшнего прожиточного минимума. Представитель же единороссов А. Макаров полагает, что социальная справедливость – в прогрессивном налоге на недвижимость. И хотя для депутата там «все понятно», но такого налога нет. И это, несомненно, политическая дискуссия, в которой позиция «Единой России» выглядит ангажированной.

Введение в 2001 г. единой ставки в 13% было вызвано тем, что ослабленное государство оказалось вынужденным капитулировать перед невозможностью собирать налоги. Но так и не ясно, решена ли задача выведения значительной части зарплаты из тени. Нам внушают, что введение прогрессивной шкалы – это обман людей, которым пообещали 13%. Однако идея в том, чтобы оставить для среднего класса эти самые 13%, при этом обнулив налог для низкооплачиваемых и повысив налог для шибко обеспеченных граждан. Те из сословия бедных, которым снятие налога повысит их доход, скажут спасибо за такой «обман».

Есть и другой момент. Высокопоставленные чиновники, как известно, высокооплачиваемые люди. Поэтому введение прогрессивной шкалы отразится на их доходах. Вот и создается впечатление в заинтересованности части политической элиты в том, чтобы государство было неспособно эффективно собирать налоги. И тогда, сокрушаясь о национальных особенностях налоговой системы, можно и впредь отстаивать свои интересы и граждан из журнала «Форбс».

29.04.2007