Загадки алматинских курганов

Отюкенская Чернь
О народах, населявших в далекую эпоху предгорья Заилийского Алатау, в том числе и территорию современного города Алматы, древнегреческие авторы имели весьма расплывчатые представления, обобщенно именуя их скифами. Иранские и персидские летописцы называли их саками. Головы китайских историков долгое время были заняты мыслями об их северных соседях – гуннах, сильно докучавших им.
Что касается Древнего Востока, то жители Семиречья могли быть знакомы им еще во времена правления воинственной царицы Семирамиды, которая, согласно смутным свидетельствам, доходила до стран Сак и Согдианы.
Египтяне тоже владели скупой информацией о народах, населявших где-то далеко на востоке сказочную страну Захи (Заси – согласно другим памятникам древней письменности), название которой неожиданно всплывет в памяти французских историков XIX века как одно из самых древних имен Сакии.
________________________


С VIII века до новой эры Казахстана, Среднюю Азию, Восточный Туркестан, Афганистан населяли сакские племена. Специалисты считают, что Южный Казахстан, в том числе территория Алматы, были местом проживания саков-тиграхауда, то есть «носивших остроконечные шапки». Их поселения и могильники в большом количестве расположены в предгорьях Заилийского Алатау.
Одна из богатейших царских усыпальниц обнаружена и исследована в 1970 году близ города Иссык. Благодаря этой находке, ученым удалось реконструировать парадную одежду и головной убор так называемого «Золотого воина», лучше понять мифологию и искусство местных жителей давно минувшей эпохи.
Могильные группы, как правило, тянутся цепочками вдоль речных террас и по краям высохших русел. Они сосредоточены в районах Талгара, Иссыка, Тургеня, Кегеня, Каскелена, Узун-Агача, Чемолгана, Дмитриевки, Бурундая и т.д.
Курганные захоронения сакского времени также обнаружены на территории Алматы. Здесь когда-то были сосредоточены «царские» усыпальницы и рядовые погребения. Множество курганов располагалось в Тастаке, Аксае, по берегам рек Большой и Малой Алматинок, Весновки, Карасу и других местах. В своё время эти памятники древности возвышались над землей на 16-18 метров и достигали диаметра 90-100 метров.
К сожалению, расширение территории современного города, интенсивная застройка привели к тому, что сегодня большинство алматинских курганов уничтожено, скрыто и застроено частными жилыми массивами. О местах расположения курганов теперь можно судить лишь по старым планам города и воспоминаниям старожилов. В самом городе сейчас уже не сохранилось ни одного сакского погребения в «чистом», то есть в не потревоженном виде. Общая численность зафиксированных курганов составляет около полутора десятка, хотя в свое время их было гораздо больше.
По сей день при случайных обстоятельствах люди находят отдельные предметы, и даже целые клады уникальных высокохудожественных изделий сакской культуры: бронзовые котлы, жертвенники, курильницы, кинжалы, наконечники стрел, удила, браслеты, глиняную посуду и зернотерки. Это не удивительно. Ведь район Алматы и прилегающих районов были местами постоянных стойбищ сакских племен, а наличие мощных курганных некрополей, формировавшихся не одну сотню лет, позволяют считать этот край одним из центров их расселения.
Сакские племена Семиречья занимались скотоводством, совершая короткие перекочевки с зимних пастбищ на летние. Они умели строить большие и сложные сооружения из дерева, камыша, камня. Об этом, например, свидетельствуют конструкции подкурганных гробниц Бесшатыра.
Часть саков занималась земледелием и жила оседло. В 1984 году открыто и частично исследовано уникальное в своем роде поселение, датируемое VI-III вв. до новой эры. Оно расположено к югу от студийного комплекса Казахского телевидения и занимает естественную возвышенность между улицей Тимирязева и проспектом Аль-Фараби по улице 6-ой Кирпично-Заводской.
Раскопки показали, что тут находилось полуоседлое поселение постоянного летнего стойбища или кочевья. Ученым удалось извлечь из раскопов зернотерки, терочники, керамическую посуду, пряслицу и другие предметы. В нижнем слое памятника обнаружены очаги.
О занятии земледелием свидетельствует большое количество найденных зернотерок. Однако основным видом деятельности местных обитателей было скотоводство. Судя по отходам, они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, верблюдов. Керамика поселения сходна с керамикой, обнаруженной у автостанции «Таугуль», на склоне горы Кок-Тобе, на левом берегу реки Казачки и в других местах.
Интересно, что посуда поселения, расположенного рядом с телецентром, напоминает посуду из погребений Молалы и Шубарт (V-III вв. до н.э.), расположенных у поселка Чемолган. Очевидно, древние жители Алматы имели там родовой некрополь.
Множество аналогичных поселений встречаются по берегам небольших речек и сухих саев рядом с южной столицей, например, у поселков Тузусай, Кызылту, Коккайнар. Наверняка, жители этих селений имели культурные контакты, возможно, родственные связи. Но остается загадкой, насколько был широк ареал обитания сакского племени, оставившего следы своего пребывания на территории Алматы и прилегающих районах? Не известно также, на каком языке они говорили, была ли знакома им письменность…
Принято считать, что люди, обитавшие в сакское время на территории Алматы, не оставили письменных свидетельств. Хотя существует надпись руноподобного письма из 26 знаков. Она была сделана на дне серебряной чаши, найденной в знаменитом иссыкском кургане.
Опираясь на косвенные свидетельства и факты, некоторые ученые полагают, что часть саков-тиграхауда говорила на прототюркском языке и писала поперечным письмом. Впрочем, это только одна из версий, их сегодня немало породили алматинские курганы.