Коллекционер. Д. Фаулз

Инга Холодная
Ну, что, граждане тунеядцы, алкоголики...и маньяки.. Прочитала я сие творение под названием «Коллекционер». Душевно. Тут вам полный комплект человеческих комплексов и история "маленького человека", и "человека в футляре" за одно, и квазимодик и псих - с одной стороны, и просто Ромео - с другой. Но, по порядку. У Фаулза я читала одно единственное произведение "Любовница французского лейтенанта". Это было давно, помню, что понравилось, чем именно не помню (склероз - вообще отличная вещь: прочитанную книгу через пару лет можно читать, как новую). Ну так вот. «Коллекционер» - это вообще другое: стиль изложения, динамика сюжета. Если в "Любовнице..." все протекает медленно и печально, в «Коллекционере» динамично и захватывающе, хотя действие происходит в ограниченном пространстве, и всего два главных героя: маньяк (если очень узко рассматривать эту личность) и его жертва. Показалось забавным разделение книги на два принципиально разных повествования - от лица "мальчика с потными ручонками" (да-да, это я о маньяке), и от лица девушки, которую он похитил, обосновывая свои действия любовью к ней. И вот именно рассказ об одной и той же ситуации разными героями меня озадачил вопросом: кто есть коллекционер?
Его повествование от первого лица выдает в нем человека отвратительно заурядного, не умеющего правильно и свободно говорить, излагать свои мысли, а эти мусорные словечки, когда он не знал, что сказать: "и все такое". Ограниченная личность, но при этом страстно желающая любить, и наверно по-настоящему. Только любовь у него такая же ограниченная, как он сам, уродливая, куцая, с потными ручонками и похабными мыслишками, и с вечно краснеющим от этих мыслишек лицом...Просто маньяком его обозвать - это как-то примитивно что ли...С другой стороны может показаться- он натуральный шизоид, которого от здоровых людей держать подальше надо. Да и внешность типичного маньяка: рыбьи глазки, влажные ручки, тощий, длинный, вечно краснеющий и потеющий...Никакушка вообщем ..
А казалось бы! Увидел мальчик девочку, влюбился (или показалось, что влюбился?), выследил (хотя следить-то вообщем-то не хотел, получилось так просто), размечтался о том, что жить они вместе будут долго и счастливо, ну и пусть она взаимностью может никогда не ответить (допускал и такое, но осознавать не хотелось, верилось, что если ее украсть, кормить вкусными печеньками, одевать в модные шмотки и показывать всю свою собачью преданность, дамочке ничего не останется, как только и прошептать: "Ваня, я ваша навеки!" (с)) и, естественно, отдаться со всей страстью и пылом прекрасному прЫнцу! Домик с подвальчиком прикупил для этих целей. Ну, то есть опять же вроде как не хотел, но так получилось. Это вот он мечтал, и как бы под воздействием мечт совершал, говоря юридическим языком, приготовление к преступлению. (Граждане, я всегда говорила, мечтать - вредно!). Опять же подвальчик оборудовал под жилую комнату, подготовил все, ну и спер девушку буквально посреди бела дня. И все бы ничего, и девочка, покочевряжившись недельку (как положено настоящей женщине), дала бы ему, ненаглядному, и жили б они душа в душу, НО! Дамочка не та попалась! Полная противоположность его ограниченности и скудоумию, его банальности и заурядности, его делению мира на белое и черное. Она свободна изначально, свободна и в этих стенах, куда он ее посадил. Она - бабочка! А он - червяк! А рожденный ползать, что? Правильно! Вот была б его избранница такой же заурядной, сказка б кончилась замечательно. А эта девушка умерла, заболев в сыром подвале воспалением легких. Хотя, сдается мне, что она просто жить больше не захотела, освободила не тело, так душу. Улетела. И вот, как мне кажется, крыша у нашего квазимодика съехала как раз таки, после ее смерти, и просто маньяком его можно было уже обозвать в книжке Коллекционер-2, например..., тогда это был бы уже натуральный Буфало Билл из «Молчания Ягнят». Но если честно, не знаешь, что хуже: маньяки или такие вот заурядные личности....