Нефтяной Клондайк России - правила игры

Виолетта Викторовна Баша
НЕФТЯНОЙ КЛОНДАЙК РОССИИ:
ПРАВИЛА ИГРЫ МЕНЯЮТСЯ



 «Единая Россия», Виолетта Баша

Трудно недооценить значение нефтяной отрасли для России, налоги с которой дают четверть бюджета страны. Только за 2002 год российские нефтяные компании заработали 55 млрд долларов. Хотя нефтяные компании заплатили в 2002 году государству на 3 млрд. долларов больше, чем в 2001-м, доля их чистых доходов возросла примерно на 7 млрд долларов. При этом, большинство нефтяных компаний применяло схемы минимизации налогов, используя прорехи в законодательстве. Многие подобные схемы стали неэффективными после того, как в 2002 году налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за пользование недрами (роялти) и акциз на нефть были заменены налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Заметно возросли поступления в бюджет. Какие изменения ожидаются в налогообложении нефтяной отрасли? Насколько целесообразно увеличить налоговую нагрузку на отрасль? На вопросы корреспондента «Единой России» отвечает Председатель Комитета ГД РФ по бюджету и налогам, член Центрального Политического совета партии Единая Россия» Александр Жуков.
- Александр Дмитриевич! В 2001 году «ЛУКОЙЛ», используя посредников, уменьшил налоги на 500 млн долларов, "Сибнефть" получила от такой схемы двукратный рост прибыли. "ЮКОС" покупал у "Юганскнефтегаза" нефть у скважин в 3 раза дешевле, чем в Арабских Эмиратах (где самая дешевая в мире нефть) и экспортировал ее по мировым ценам. Как удалось пресечь такие схемы?
- При помощи введения НДПИ. Этот налог зависит только от цены на нефть на мировом рынке. Его введение сделало бессмысленным использование трансфертных цен. Какие бы операции не проводились внутри одной компании, сумма налога не меняется. Уже в первый год после введения НДПИ доходы бюджета возросли примерно в 2 раза.
- Какие изменения готовятся в системе налогообложения нефтяной отрасли?
- Сейчас продолжаются те же дискуссии, которые шли при введении НДПИ: надо ли дифференцировать ставку этого налога в зависимости от условий добычи нефти - расположения, качества месторождения, обводненности и т.п. Правительство в свое время уже пыталось разработать такую систему, но, к сожалению, не смогло предложить такой дифференцированный подход к добыче полезных ископаемых. И тогда была принята единая ставка для всех. На мой взгляд, возможность дифференциации существует, если к этому подойти очень внимательно, так, чтобы дело не свелось к тому, чтобы какой-то чиновник сам устанавливал для каждого месторождения ставку налога. Этого нужно избежать. Критерии должны быть взвешенные и объективные. Насколько мне известно, в Правительстве идет подготовка предложений по дифференциации ставки НДПИ.
- По данным Минприроды, новых скважин у нас появляется недостаточно - прирост разведанных запасов нефти не компенсирует ее добычу. Однако, дифференцированный НДПИ улучшит налогообложение для «трудных» скважин, однако, ухудшит его для «молодых» скважин…
- Существуют разные возможности изъятия дополнительной природной ренты. Новые месторождения, где более легкие условия добычи, меньше себестоимость, в первый период времени могут давать более высокие доходы. В некоторых странах применяется «налог на дополнительный доход» или «налог на дополнительную прибыль». В этом направлении возможно совершенствование налогового законодательства.
- Будет ли учтен интерес геологоразведки, инвестиции в которую у нас в сотни раз меньше, чем в США?
- Сегодня расходы на геологоразведку включаются в себестоимость, то есть вычитаются из прибыли нефтяных компаний. Таким образом, стимул создан. Другой вопрос, должно ли государство направлять деньги на разведку природных ископаемых и в каких размерах? Думаю, что должно, но это требует затрат бюджета. Кроме того, нефтяные компании должны быть заинтересованы в том, чтобы больше денег тратить на геологоразведку, чтобы иметь запас на последующие годы, повышать капитализацию компаний.
- Будут ли пересмотрены экспортные пошлины?
- Экспортные пошлины регулируются законом, их размер зависит от цены нефти на мировом рынке: чем выше цена нефти, тем выше экспортные пошлины. В их пересмотре я не вижу необходимости. Это достаточно эффективный механизм, который сегодня хорошо работает. Другое дело – экспортные пошлины на нефтепродукты. Сейчас Дума приняла закон об отмене единой ставки экспортных пошлин на нефтепродукты в размере 90 % от ставки экспортной пошлины на нефть. У Правительства появляется возможность более гибко их регулировать в зависимости от сезонности, от необходимости поставок на внутренний рынок. Когда в России возникает спрос на нефтепродукты во время посевной или уборочной страды, Правительство сможет стимулировать или наоборот, не стимулировать экспортные поставки нефтепродуктов, чтобы обеспечить необходимое количество топлива на внутреннем рынке.
- Некоторые экономисты и политики призывают повысить налогообложение нефтяной отрасли на 10 млрд долларов. В какую сумму вы оцениваете резерв повышения налогов на нефтяные компании?
- Цифра в 1,5 – 2 млрд долларов реальна. Однако, нужно иметь в виду, что доходы бюджета и налогообложение очень сильно зависят от мировой конъюнктуры и в формуле НДПИ, и в формуле экспортных пошлин присутствует мировая цена на нефть. Поэтому доходы бюджета в сильной степени зависят от динамики мировых цен.
- Ожидается ли падение мировых цен на нефть? Какие прогнозы делает правительство?
- Доходная часть бюджета следующего года рассчитана исходя из средней годовой цены на нефть Urals 22 доллара за баррель. При этом бюджет останется сбалансированным и не будет иметь ефицита, даже если цена будет 20 долларов за баррель. На сегодняшний день цены значительно выше. Пока ситуация в Ираке остается напряженной, я не думаю, что цены на нефть будут сильно снижаться.

Подверстка:

• Законы экономики успешно опровергнуты виртуозами «Сибнефти». В первом полугодии 2003 года эффективная ставка «Сибнефти» по налогу на прибыль составила 5%. При этом базовая ставка этого налога в России - 24%.
• Первый заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов оценил ситуацию так: «В законодательстве почти всех стран, в том числе в нашем гражданском праве, есть принцип: существо сделок превалирует над их формой. Поэтому, если вы совершаете ряд сделок, но, по сути, они не имеют какого-либо иного экономического смысла, кроме как снизить налоги, вы совершаете преступление».
• По результатам проверок федеральным бюджетом в 2001 году недополучено 110 млрд. рублей налогов. "Резерв для получения дополнительных доходов в бюджет есть, - отметил С. Степашин, - как и резерв для того, чтобы деньги, которые получают нефтяные компании, шли на освоение новых скважин, на расширение производства, а не на покупку футбольной команды Chelsea. Я считаю, что этот факт - это вызов стране".