Горький вкус одиночества

Галина Разумова
ГОРЬКИЙ ВКУС ОДИНОЧЕСТВА


Я ехала в трамвае.
 На одной из остановок вошла пожилая дама, как у нас говорят - старушка. Она с трудом поднялась на высокие ступеньки новенького вагона, не понятно, на кого рассчитанные такой крутизной, но явно - не на старых и хворых.

Я наблюдала за женщиной со своего места: одета опрятно, тканевая сумочка в руках и на лице добрая улыбка, обращенная не к кому-то конкретно, а ко всем, кто рядом.
Тут же освободилось место, и уже через минуту, старушка обратилась к соседке, все с той же приветливой улыбкой:

- Какая жара стоит! А ведь еще весна!

Соседка взглянула на разговорчивую бабулю свысока и гордо отвернулась, видимо, считая ниже своего достоинства вести беседы с незнакомым человеком. Но я могу только предполагать. Честно говоря, у меня тоже мелькнула мысль, как часто люди навязывают свое общение каждому встречному. Память тут же услужливо предложила, написанное мной раньше, стихотворение:

«Расплатой станет горечь одиночества,
Пусть даже есть, кому подать воды стакан,
Но если нормой жизни был обман
И разрушение,
А не созидание, любовь и творчество».

Еще совсем недавно я именно так и думала, да и от других не раз слышала, что надо детей нормально воспитывать, чтобы не остаться потом без их внимания. Но сейчас, когда мои дети стали взрослыми, и всеми силами стремятся к самостоятельности и независимости, я изменила свое мнение. Однажды сын откровенно заявил:

- Надоела ты мне! Вот уеду отсюда, ты и знать не будешь, где я живу.

- Что ты говоришь, сынок, - пыталась я возразить, - я думала, что теперь, когда вы выросли, у меня будет поддержка и опора.

- Если тебе нужна опора, купи себе костыли, - нагло предложил он.

Скорее всего, это был эмоциональный всплеск с его стороны, но в мою душу слова запали крепко.

И вот теперь, я смотрела на эту милую пожилую даму, в сердце появилась жалость и сострадание к ее одиночеству.
 
Человек – существо социальное, он не может жить без общения, а потому ищет его, если не у родных, то хотя бы у случайных встречных. Как дорога бывает мимолетная улыбка попутчика! В душе вдруг появляются радостные нотки, и ты живешь уже на другой волне: чуть выше, чуть светлее.
 
Но мы не спешим дарить свои улыбки, кому попало. Вот огрызнуться, поворчать – это, сколько угодно, а подарить частичку своего сердечного тепла – это оказывается не так просто.

На конечной остановке люди быстро покидали салон. Бабушка продолжала сидеть на своем месте и я даже подумала, что она поедет в обратном направлении. Уже выйдя из трамвая, я обернулась и увидела, что она мечется от одного выхода к другому, но ступеньки везде были одинаково круты и далеки от земли.

Я вернулась, протянула руку и предложила:

- Держитесь за меня и спускайтесь осторожно!

- Ой, миленькая, - запричитала бабулечка радостно, - красавица ты моя! Спасибо большое! Дай Бог тебе здоровья и всего, чего пожелаешь!

Я улыбалась, обласканная ее добрыми словами, и тоже пожелала ей удачи.
Мы направились в разные стороны, но след от этой встречи остался во мне, как напоминание: не заносись, никто не знает, что его ждет впереди, и поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.