Открытый вопрос проблема воспитания чувства ответственности и...

Царевна-Рассмеяна
Открытый вопрос: проблема воспитания чувства ответственности и боли у человека.


Педагогика – это обширная наука, включающая в себя воспитание и обучение ребенка. В разные времена в различных странах педагогический процесс колебался от самообразования до практически «программирования». Соответственно, и проблемы перед педагогами различных эпох стояли разные.
В настоящее время задачей данной науки в целом можно обозначить воспитание культурного и образованного человека. При этом под категорией «образованный» подразумевается обладание человеком полным знанием о какой-либо области действий, включая последние научные достижения, а также обладание знаниями, позволяющими этому человеку свободно общаться с людьми, не связанных с его видом деятельности. Под категорией «культурный» понимается такой образ действий человека, который бы удовлетворял большую часть общества, не вызывая агрессии с какой-либо стороны. Но решение такой задачи на деле является «голубой мечтой» педагога.
Более острой и конкретной проблемой, как я считаю, является проблема воспитания чувства ответственности и боли у человека. Человек с момента своего рождения не испытывает никакой ответственности со своей стороны, он даже не задумывается о значении этого слова до тех пор, пока в его руках не окажется чья-либо жизнь, кроме его собственной. Однако прежде чем решать проблему, нужно найти ее причину.
Все родители стараются воспитать в своих детях чувство ответственности. Воспитатели, учителя поступают также. Но большинство детей, подростков не обращают внимания на слова старших наставников. Почему так происходит? Ведь, казалось бы, все учат одному и тому же.
На мой взгляд, дело обстоит именно так, потому что окружение ребенка составляют не только его учителя и воспитатели. Любой ребенок рождается и растет в обществе. Детям свойственно копировать слова, действия и образ мыслей окружающих людей прежде, чем они начнут самостоятельно оценивать обстановку. Однако к тому моменту, когда это произойдет и они начнут разбираться в том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», в их жизненной практике уже будет много небольших, но достаточно значительных для ребенка, безнаказанных деяний. А со временем их становится только больше.
Кто же в этом виноват? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя.
Совсем маленькие дети полностью копирую то, что видят, умышленно ничего не добавляя своего. В этом случае нужно помнить, что примером для ребенка может служить не только близкие родственники, но и совершенно незнакомые прохожие. Отсюда вытекает, что воспитателем и учителем для ребенка является каждый член общества. Косвенным подтверждением тому может служить тот факт, что каждой нации (образно - отдельному обществу) присуще какая-либо черта в поведении, свойственная почти всем людям этой нации.
Возвращаясь к теме, хочу привести пример: мама говорит ребенку не играть в мяч у дороги, мотивируя прискорбными последствиями, но ребенок видел, что в этом месте дети из соседнего двора уже играли, и никаких последствий не было. В итоге этот ребенок идет туда, куда мама не разрешила, его мяч улетает, ребенок выбегает на дорогу, его сбивает машина. В результате ребенок погибает, а водителя машины отдают под суд. Кто виновен здесь? Мама? Но ребенку не объяснишь теорию вероятности автокатастрофы. Водитель? Разве виновен он в том, что ребенок прыгнул буквально ему по колеса? Или все-таки ребенок? Но он делал только то, что видел. А сколько пострадавших и убитых горем людей в итоге!
Но что было бы, если бы у ребенка было чувство ответственности? Если бы он знал, как от его поступков зависят судьбы окружающих, стал бы он так делать? Казалось бы, нет. Но это не верно. Людям (не только детям) на каждом шагу говорят, чтобы они были внимательны на проезжей части. Мама наверняка предупреждала ребенка об опасности. Следовательно, ребенок знал, что от него зависят жизни людей, но он все равно поступил по-своему. Почему? Ведь если водитель ему совершенно безразличен, то чувствами матери все дети дорожат.
Мне кажется, что так происходит потому, что дети не знают не самих последствий, а боли, которую испытывают все пострадавшие. Однако это не значит, что нужно бросаться в крайность и заставлять детей переживать физическую или эмоциональную боль. Детей надо научить сопереживать, сочувствовать, в них необходимо воспитать чувство боли.
Сейчас мне бы хотелось перейти к более старшей возрастной категории. Подростки – по сути такие же дети, хотя они уже и не повторяют бездумно поступки окружающих, их деяния осмысленны и осознаны. Среди этой части населения ярко выделяются так называемые «пофигисты». Им действительно все равно, что с ними будет. Часто такие подростки считают, что они приносят окружающим только несчастья, и потому нарочно ищут себе наказания. На вопрос: «А о родителях вы подумали?» такие дети отвечают, что они это переживут и потом все будет лучше. А для кого? Подростки легко отвечают, что для всех. На самом деле они заблуждаются, но не замечают этого. А всё оттого, что дети до конца не осознают масштаб возможных последствий. Например: подростка сбила машина, водителя посадили в тюрьму, у этого водителя остался сын – того же возраста, что и погибший в аварии. Как он будет жить? Подростку легче понять чувства такого же ребенка, как и он сам, чем гораздо более опытного взрослого человека. Поэтому я считаю, что, воспитывая подростка, нужно приводить ему в пример именно чувства его сверстника. Это гораздо более эффективно.
Проблема воспитания чувства ответственности и боли у человека связана не только с криминальными последствиями, но также и с проблемами формирования идеологических взглядов целого общества. Людям, а особенно жителям России, свойственно копировать своих соседей. Для ученых остается загадкой, почему копируется обычно не самое лучшее. Ребенку часто хочется сделать то, что ему запрещают, именно потому, что сие деяние недоступно для него. Если же за «запретный плод» ему не приходится платить, то у ребенка рождается спортивный интерес, а наказания отныне лишь разжигают его. В итоге вырастает человек, совершенно далекий от ответственности. Как и любой другой член общества, он уже является учителем, примером для окружающих его, не только детей.
Таким образом, вырастает «безбашенное» поколение, создается общество, в котором «всё можно», - такая идеология.
Следовательно, каждый человек, осознавая или даже не предполагая, несет ответственность за культурное воспитание общества. Каждый делает свой вклад.
Именно поэтому проблема воспитания чувства ответственности так актуальна в любую эпоху и так остра в нашей стране на данном этапе ее развития.
Тогда в чем же роль воспитания чувства боли? На самом деле, как это было показано выше, эти проблемы тесно связаны между собой. Человек мало воспринимает опыт других людей, его самовоспитание заключается в методе проб и ошибок. Чувство боли является очень яркой и запоминающейся ошибкой при безответственной деятельности.
Тут следует учитывать, что чувство боли нужно воспитать в человеке. В этом заключается главная проблема: нельзя просто обрушить на человека, тем более на ребенка, физические, а особенно эмоциональные, травмы. Ребенок должен понять суть, не притрагиваясь к реальности. Я считаю, что это должна быть задача профессиональных педагогов, потому как не сведущие в данной области люди могут запугать ребенка, или же наоборот, не добиться никакого результата. Однако в круг обязанностей современных педагогов такая постановка проблемы не входит.
В современном обществе дети практически предоставлены сами себе. Ни родители, ни педагоги не могут воспитать такого ребенка, какого бы им хотелось. Но так происходить не потому, что они не стараются – нельзя их в этом обвинять. В настоящее время очень велико влияние средств массовой информации, куда в конкретный момент можно включить телевидение с показом художественных произведений. Учитывая, что социалистическое общество рухнуло относительно недавно, следует принять во внимание тот факт, что каждый человек находится под постоянной агитацией двух противоборствующих идеологий: той, в которой один человек может перевернуть мир, и той, в которой один человек ничто против целого общества. Отсюда разрыв и противоречие: на каждом человеке лежит ответственность за весь мир, и в тоже время, человек не отвечает ни за какие свои поступки перед обществом – он просто выбывает из него. В итоге в сознании людей складывается следующее: «я отвечаю только за себя».
Помимо телевидения на человеческое мышление каждый раз огромное влияние оказывает предвыборная агитация: ведь политики вместо того, чтобы сообщать, как «хорошо они заботятся об обществе», в буквальном смысле поливают друг друга грязью. То есть обычные граждане, читая газеты, слушая радио, смотря телевидение, понимают только то, что люди, которые добровольно взяли на себя ответственность за судьбу населения ведут себя в высшей мере безответственно. И это те, кто стоит у самой верхушки общества! Так политики воспитывают население, хотя мне всегда казалось, что воспитание – это главная задача педагогов, но в реальности педагоги вынуждены исправлять ошибки других людей. А ведь переучивать всегда сложнее!
Я задалась вопросом: а кто на практике занимается вопросом воспитания чувства ответственности? И кто подает пример этой самой ответственности? Ответы оказались не такими, какие мне следовало ожидать. Каждый раз получается так, что напоминают об ответственности совершенно незнакомые люди. Родители и педагоги очень часто свои мысли выражают видом, взглядом, - говорить они уже устали. Но обычно к ним и не прислушиваются. Почему? Ответ на этот вопрос прост. Родители и преподаватели всегда перед глазами. Разве будет ребенок их слушать, если, например, они говорят, что курить вредно, а сами курят? Дети никогда не прислушиваются к советам тех людей, кто сам себе противоречит. А вот незнакомых людей трудней уличить во лжи, им легче поверить, потому, как у них нет никакого резона обманывать. Так кто же все-таки воспитывает детей? Как ни странно, но все мы. Я лично подаю пример окружающим. Пусть я сама не прислушиваюсь в некоторых вопросах своих родителей, им внимают незнакомые дети. А вот «безбашенных» подростков воспитывают врачи и милиционеры при встрече.
Я могу привести пример, который произошел в реальности совсем недавно. Девушка ехала на велосипеде по темноте по левому краю дороги, прекрасно зная, что нарушает правила. На посту ГАИ ее остановил милиционер. Он мог оштрафовать ее, сделать выговор, но вместо этого он стал говорить ей об ответственности. У него нет педагогического образования, но кто знает: может быть, его слова возымели действие?
А вот кто подает пример ответственности? Ответ на этот вопрос гораздо сложнее. Никто не хочет идти на поводу у тех, кто сам не следует своим советам. Обычно у ребенка примером является какой-нибудь родственник, которого он редко видит, или же это воображаемый друг. Также часто в сознании ребенка живут два воображаемых друга: один олицетворяет добро, другой – зло. Воображаемые друзья – это память ребенка. Если их два, то один – это «склад» наставлений «хорошо и можно», другой – «плохо и нельзя». Все знания ребенка – это только то, что ему когда-то говорили, или то, что он видел своими глазами, своих собственных мыслей и идей у него пока нет. Таким образом, можно сказать, хотя это звучит и не корректно, но детей воспитывают воспоминания.
Подростки же – это уже не маленькие дети, у них есть свои мысли, идеи, свое мнение. Часто им служит примером какой-либо герой из художественного произведения, или же это может быть придуманный ими самими персонаж. Обычно, чтобы не делал такой «пример для подражания», в итоге он не приносит ущерба окружающим, а наоборот, «делает им добро». В этом случае можно выразиться, что подростков воспитывают фантазии.
О взрослых людях я рассуждать не стану, скажу лишь, что их воспитывает их же собственный жизненный опыт.
Таким образом, получается, что практически никто не берет абсолютный пример со своих родителей или учителей. Обычно люди копируют только одну или несколько черт с одного человека, но никак не все сразу.
Следовательно, один человек, даже высокопрофессиональный педагог, не может полностью повлиять на своего воспитанника. Как же быть?
Я постараюсь предложить здесь пару вариантов решения проблемы воспитания чувства ответственности и боли у человека, но следует учитывать, что у меня нет профессионального педагогического образования.
Первый вариант: воспитание ребенка. Не следует отмахиваться от вопросов «почему?». Также не следует давать один вариант ответа: нужно как можно большими способами разъяснить ребенку, почему он должен быть ответственным, чем ему грозит безответственность. Также, чтобы ребенок осознал само понятие «ответственность», можно подарить ему домашнее животное, за которым ему придется ухаживать. Таким образом, ребенок сможет на живом примере понять последствия безответственности. Также важно воспитание чувства боли, однако нельзя нарочно травмировать ребенка, но можно при случае напомнить ему о той боли, которую испытывал ранее. Например, когда упал и разбил коленку, или когда он простыл, и у него поднялась температура. В таком случае он будет лучше понимать последствия своих деяний.
Второй вариант: воспитание подростка. У подростков обычно очень сильно развита фантазия, в большинстве своем они живут сюжетами книг или кинофильмов. Они сильно переживают своим любимым героям и мало заботятся о чувствах окружающих их людей. В этом случае следует проводить параллель между людьми, живущими в реальности, и персонажами. Пусть подросток представляет, что от его безответственности страдает не незнакомый прохожий, а его любимый герой.
Взрослых людей, на мой взгляд, уже практически невозможно перевоспитать. Их мировоззрение окончательно сложилось.
На этом я бы хотела закончить статью. Мне остается только подвести итог.
Проблема воспитания чувства ответственности и боли у человека – это реальная проблема современного мира. Решение ее ложится на плечи не только педагогов и родителей, но и каждого члена общества. Каждый человек должен всегда помнить, что в любой момент какой-нибудь ребенок может взять с него пример.
Также мне бы хотелось, чтобы средства массовой информации следили за тем, что сообщают, и говорили больше о положительных моментах, а об отрицательных упоминали в кратком варианте. Особенно это касается деятелей высоко стоящих инстанций: ведь чем больше известность, тем больше людей берет с тебя пример.
Однако это все является лишь рекомендацией. Не факт, что она даст результаты. На мой взгляд, вопрос о решении проблемы воспитания чувства ответственности и боли у человека остается открытым.