Резь в ушах

Андрей Благовещенский
 Заметки старого брюзги

Есть у музыкантов такая оценка – «режет слух». В музыке, особенно, когда в ней нет мелодии, я смыслю мало, но вот неграмотная русская речь ухо мне режет. Я не говорю про молодежный сленг – обычно с возрастом и образованием это проходит.

В былые времена меня убивало, когда члены Политбюро КПСС говорили «выборА», «бюлетнИ» Закрадывалось даже подозрение, что так они давали оценку социалистической как бы (якобы) демократии. С крахом советской власти первые лица государства стали говорить правильно. А вот в речи наших правоохранителей и теперь сохранилось «осУжденный» и «возбУжденный». Может быть, они так «констаНтирцют» своё отношение к нынешнему судопроизводству?

Слушал недавно на «Эхе Москвы» «Родительское собрание» о едином госэкзамене (ЕГЭ). Не хочу вдаваться в суть разговора, я о другом. Некто Комков, как видно, авторитет в просвещении и ярый противник ЕГЭ, рассуждал об испытаниях по русскому языку. В его речи резанул меня оборот «…признал о том…». И я подумал, что г-н Комков точно не сдал бы ЕГЭ: компьютер поймал бы его на переходных глаголах. Признать можно что-то или кем-то (признать ошибку, признать виновным). Вообще с этими переходными-непереходными глаголами беда. В школьной программе что-то пропущено? В речи наших политиков то и дело приходится слышать «видели о том…», «ожидали о том…». А выражение «более лучше»? Ну, нельзя по-русски удваивать сравнительную степень! Ладно, депутаты, они (патриоты!) по должности распинаются в необходимости блюсти чистоту русского языка. Но ведь так же говорят и многие журналисты-телеведущие. Уж эти-то точно экзамен по культуре речи сдавали!

Про склонение числительных и говорить боюсь. Например: «нет 25 р.» Прописью: «двадцати пяти» А что слышим? А как сказать про отсутствие более крупной суммы – 12225?

Много лет назад одна из дочерей принесла из школы присловье «блин» («А я ей, блин, и говорю…»). Я спросил, причём здесь блин. Не недоумённый взгляд пришлось пояснить, что тут она просто заменила другое слово, тоже на букву «Б». С тех пор про блины от неё не слышал, разве что на масленой неделе.
Теперь уже как-то забежала к нам внучка. Разговор: «Есть хочешь?» - «Нет, я как бы пообедала» - « Ну, если как бы, значит голодная». Дошло, больше этого мусора в её речи нет.

Будь я издателем, я бы выпустил массовым тиражом брошюрку «Говорим по-русски», в которой привёл бы распространённые языковые ляпы и как их избегать. Я бы адресовал её депутатам, чиновникам и учителям. Уверен, что это был бы бестселлер.