Почему многие православные не читают Библию

Андрей Сигутин
 Господи… просвети ум мой светом разума
 святого Евангелия Твоего
 (Православный молитвослов)

Существует множество причин этого духовного недуга, но основные - наверное, три: верующий или не желает возрастать во Христе или он просто не знает, что свою жизнь нужно подчинить Слову Божьему. А, может быть, ошибочно думает: зачем работать над собой, достаточно раз в неделю ходить в церковь, чтобы стать праведным… Да, «умом Россию не понять».

Еще в начале прошлого века доктор богословия И. Евсеев писал: «К нашему стыду Святая Русь не любила и не любит Библии». К сожалению, данные слова актуальны и ныне. Недавно знакомая прихожанка православного храма сказала: «У меня нет времени читать Евангелие». Парадокс! Христианин хочет следовать за Учителем – Христом, а Словом Его пренебрегает. Полагаю, таким занятым верующим было бы полезно «приклонить ухо» (и колени) пред словами Господа: «А вот на кого я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66).

Честно говоря, я уже перестал удивляться, когда от человека, несколько лет посещающего храм, слышу вопросы, типа: «А почему Христа называют Спасителем?». Однако, слова одной бабушки, прихожанки с 30-летним стажем, повергли меня в шок. Ее спросили, что ей дала вера в Бога. Она же, не задумываясь, выпалила: «Ничего!». Да, не зря преп. Серафим Саровский повторял приходящим к нему: «Читайте Слово Божие! Читайте!». Ибо, изучая Св. Писание, мы преобразуемся «обновлением ума» (Рим. 12) нашего, с Божьей помощью приобретая ум Христов, Его мысли. Человек, отдающий приоритет Божьим словам, а не своим, подражает Спасителю, Который говорил «не от Себя» (Ин. 14). Православному нельзя забывать, что необходимо пленять всякое помышление в послушание Христу (см. 2 Кор. 10). Ведь Всевышний сказал: «Мои мысли – не ваши мысли», «гибнет Мой народ из-за недостатка ведения» (Ос. 6). Например, жена, считающая себя верующей, часто о собственном муже думает и говорит все, что ей хочется, но правильнее мыслить словом Божьим: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5:22). Не правда ли, на самом деле верующий – тот, кто исполняет Слово? Тем более, раз Сам Христос учил: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин. 8), - к этому нужно прислушаться.

Насколько ум, просвещенный Господом, отличается от мирского разума, не обновленного мудростью Божией, можно заметить даже по одной фразе св. Феофана Затворника. Он писал: «Слово «не могу» - не христианское, все могу, но не сам по себе, а в «укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4)». (Т.е. святой в данном случае руководствовался библейским стихом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе», - а не своими мыслями). Вот в какой наивысшей степени в нем жило и главенствовало Слово Господне.

Один старец заметил: «Обычно мы любим восторгаться нашими святыми, но не хотим подражать их житию». Иногда непослушание Слову Божию доходит до крайностей. Однажды прихожанка пришла на исповедь к батюшке с жалобами на мужа. Выслушав ее, священник сказал: «Жена не властна над своим телом, но муж» (1 Кор. 7). Ваше тело принадлежит мужу». От этих слов женщина буквально взорвалась. Она стала в негодовании чуть ли не плеваться: да вы что, мол, мне советуете! И с гневом выбежала из храма… Человек не спасется только потому, что называет себя «православным». Христос предупреждал: «Не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12).

ПРИЛОЖЕНИЕ


 ПОБЕДИ В СЕБЕ ЗЛО


Без Меня не можете творить ничего...
Ин. 15

Чтобы победить в себе зло, нужно признать свою полную зависимость от Духа Живого Бога. Ибо без благодати Духа Святого мы не можем делать ничего. Следовательно, для верующего должно стать правилом, его главным умонастроением в повседневной жизни изречение преп. Симеона Нового Богослова (пересказанное епископом Вениамином (Миловым): «Христос радуется и веселится, когда видит в христианине твердое убеждение в том, что именно Он творит в верующих все доброе. Поэтому всякому христианину надлежит исповедовать, что Христос в нем воюет, побеждает, призывает Бога, молится, благодарит, благоговеет и ищет спасения с молением и смирением. Кто не помышляет об этом, тот не истинный христианин. Настоящий христианин возлагает на одного Христа полную надежду, веру, что Он один все в нем исправит и уврачует его душу и тело. Когда за этою разумною верою следует деятельность, тогда рождается любовь ко Христу. Господь входит в того, кто возлюбил Его и Ему вполне вверяет себя. От Спасителя родились и рождаются все святые».

Пока человек не родится во Христе, он не может противостоять греху. Благодаря искупительной Жертве Спасителя верующий в Него обретает (потенциально) силу, необходимую для победы над грехом. «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы… под благодатью» (Рим. 6). Бог дал нам благодать, чтобы она привела нас к святости. Святость – понятие неизреченное, но верующий интуитивно чувствует, что она есть проявление глубинной сердцевины человека как образа Божия. Это проявление совершается благодатью, когда Бог видит труд любви и покаяния. Как писал С. Фудель1, «все слово Божие и учение Церкви полно призывами к святости или раскрытию ее. А мы в течение столетия приучились к тому, что «святые» - это только на иконах, а в нашей жизни их не бывает, и что все призывы к святости – это только аллегория. И святость, действительно, стала уходить в аллегорию из жизни, не желающей ее реальности, и земля Церкви стала сохнуть, тоскуя о дожде благодати». Святость не есть совершенство чистоты. Ни один святой не считал себя чистым. Поэтому все праведники постоянно устремлялись к совершенству Бога, понимая недостижимость сего и свое недостоинство. Устремляясь же к Творцу, христианин пребывает в благодати, а значит, святость и есть благодатность. Когда грешник, - говорил св. Тихон Задонский, - «отстанет от грехов и о грехах кается – уже Божией благодатью, - к числу праведных присоединяется».

«Две причины оскуднения святости. Первая – нежелание труда очищения души. Вторая – невежество: мы считаем, что благодатность – это плата за нравственные труды, за добрые дела, нечто такое, чего мы достигаем по некоему духовно-юридическому праву. Хотя учение Церкви гласит: человек спасается по одной милости Божией, через благодать, то есть даром, а не потому, что он совершает подвиг. Но этот подвиг (или добрые дела) необходим, чтобы доказать свою волю к Богу, свою любовь к Нему, которая лишь и нужна Ему»2. Данное сочетание спасения даром и подвига непостижимо, как и святость – одна из таин христианства. «Все благое в нас – от благодати, и все добрые дела совершаются лишь через нее и благодаря ей. Но человек должен возжелать исполнения заповедей и предначать это исполнение всей волей, то есть вложить весь свой труд и усердие, а Господь, видя эту его волю, волю к Нему, тут же посылает помощь благодати, которая и совершает дело. Наша попытка, наше страдание или усилие совершить дело есть подвиг. Подвиг поэтому есть наше усилие поднять совершенно непосильную для нас тяжесть. Поднимает же ее благодать – помощь Божия. Без благодати ничего не совершится, но ее не даст Господь, если не увидит нашего старания, или подвига нашей любви, нашей воли, так как «любовь – добродетель воли» (Николай Кавасила)».
 
Поэтому обратимся еще раз к спасительным словам преп. Симеона Нового Богослова: «Всякому христианину относительно всех добрых дел, какие делает, надлежит исповедовать, что их совершает Христос, а не он; кто же не так помышляет об этом, тот всуе (напрасно) есть христианин…»