Потомки Хама, или Народ гиг-саг

Кайрат Бегалин
Около 1730 года до н.э. Древний Египет был потрясен вторжением чужеземных воинов. Их вождь по имени Шалати (Салатис, согласно древнегреческим источникам) захватил власть в Нижнем Египте, положив начало новой династии фараонов, которая вошла в историю под названием 15 династии фараонов Гиксосов.
Столицей новых господ стал Аварис(1) – город, основанный ими в восточной части дельты Нила на развалинах древнего Гауару. Здесь они расположили свой военный лагерь, вмещавший 240 тысяч солдат. Этот гарнизон стал настоящим рассадником отличных воинов, с помощью которых гиксосы закончили завоевание страны.
Вначале они обложили данью правителей Верхнего Египта, позже царю Ассесу удалось объединить обе части государства и стать единственным монархом. По его приказу столицу перенесли в Танис. Гиксосы правили в течение 150 лет, основали три династии фараонов, но были изгнаны египтянами.
В XVI веке до н.э. фиванский правитель Яхмос I повел войну против иноземной династии правителей. Он захватил город Аварис, изгнал чужеземцев из страны и основал XVIII династию фараонов, положив тем самым начало созданию Нового царства.
После исхода из Египта потомки гиксосов ушли в Сирию через пустыню. Здесь ими был основан город Йер-Сум-Йоллы, который позже стал известен под названием Иерусалим. Гостеприимную землю они посчитали своим новым Домом, и позже эта страна стала известна под названием Иудея.
Фараоны XVIII династии не оставили изгнанников в покое, они продолжили экспансию против них. Поначалу египтяне вели редкие военные кампании, но под их влиянием основная часть гиксосов вынуждена была мигрировать дальше на север. Дорогу им указала река, которая с тех пор стала известна под названием Йордан.
Затем, по воцарении Тутмоса III начались регулярные походы. Фараон предпринял несколько удачных военных акций на северо-восток. Остатки гиксосов решили отстоять свою независимость в бою. Они вошли в коалицию объединенных сил народов Сирии и Палестины. У города Мегидо, расположенного в Ханаане у склонов Кармельского хребта, произошло решающее сражение. Закончилась оно победой египтян. Так вкратце выглядит эпопея легендарных завоевателей Египта.

Прокаженные

После изгнания оккупантов египтяне начали уничтожать все, напоминавшее им об этом позорном периоде господства кочевников. Даже историческая хроника Египта, обычно очень обстоятельная и полная подробностей, внезапно прерывается в 1730 году до н.э. и возобновляется лишь в 1580 году до н.э. Долгое время и после этого срока египетские летописцы обходили молчанием времена правления фараонов Гиксосов.
Только тринадцать веков спустя египетский историк и верховный жрец в Гелиополе Монефон упоминает о вторжении чужеземцев: «У нас царствовал Тимеос. Не знаю, почему во времена этого царя бог прогневался на нас. Вопреки всякому ожиданию, пришли с востока люди неведомого происхождения, внезапно вторглись в страну и легко завладели ею без битвы»(2).
Трудно поверить, что покорение такой могущественной по тем временам державы, как Египетское царство, обошлось «без битвы». В этой связи определенный интерес вызывает картина покорения Египта, которую воссоздает польский исследователь Зенон Касидовский в своем научно-популярном труде «Библейские сказания».
Вот как он представляет это: «С востока надвинулась неисчислимая рать чужеземных воинов и, как горная лавина, низринулась на Египет. Захватчики, закованные в железные латы, вооруженные длинными мечами, с быстротой молнии мчались на боевых колесницах, запряженных лошадьми. Египтяне впервые в жизни столкнулись с новым способом ведения боя: взмыленные кони и колесницы, ощетинившиеся пиками воинов, привели их в великое смятение. Египетские солдаты сражались в пешем строю и почти нагие; прежде чем они успевали воспользоваться своими копьями, пращами и луками, их топтали конские копыта и давили колеса боевых колесниц. Они попросту оказались беспомощными перед навязанным им темпом боя. Непобедимая на протяжении веков египетская держава была стерта в прах и слава фараонов угасла почти на два столетия»(3).
Здесь необходимо с большой осторожностью отнестись к литературному гению автора, описывающему такими яркими красками одну из самых темных страниц истории Древнего Египта. Как бы там ни было, но в приведенных цитатах прозвучали два достоверных факта.
Во-первых, не вызывает сомнения что «пришли с востока люди неведомого происхождения», как сообщает Монефон. Судя по уцелевшим отрывкам письменных источников, египтяне, переживая вражеское нашествие, писали о чужеземцах как о неизвестном им восточном народе, сопровождая эту скупую информацию необычным эпитетом – «прокаженные».
Во-вторых, неприятель прибыл «на боевых колесницах, запряженных лошадьми». Тут Касидовскому можно поверить не только на слово. Действительно, ударную силу армии завоевателей составляли колесницы. Причем, в одомашненном виде лошадь стала известна египтянам лишь в период оккупации гиксосов. Об этом свидетельствуют изображения на гробницах, представляющие до мельчайших подробностей хозяйственную жизнь страны. То есть это установленный факт, который косвенным образом объясняет и «неведомое происхождение» чужеземцев, хорошо знакомых с коневодством и колесничной тактикой ведения боя. В те времена они еще не были известны ни одному из народов Передней Азии.
Кстати говоря, у гиксосов египтяне заимствовали церемониал торжественных шествий колесничих, который еще долго будет существовать у них после изгнания чужеземцев.

Недоумения

На Древнем Востоке уже не осталось народа, с которым ученые не старались бы отождествить пришлых в Египет кочевников. Большинство историков до сих пор стоит за их семитское происхождение. Доказывали, что это были арамеи, касситы, хетты, хурриты, финикийцы и т.д. Даже евреи, появившиеся на исторической сцене лишь в X веке до новой эры, убеждали в их близкой родственной связи с завоевателями. Не остались в стороне и арабы, родив миф об Аравии, как о родине сказочных лошадей.
Наконец, в последние годы дебаты ученых по этому поводу несколько поутихли, и многие пришли к согласию: во главе движения стоял народ не семитический. Правда, официальная точка зрения все-таки склонилась к тому, что «значительный контингент завоевателей составляли семиты хананейско-аромейского происхождения»(4), бродившие в те времена за стадами своих овец под жарким солнцем Сирии и совершенно не знавших коневодства.
«Однако, кажется, все согласны с тем, что основную массу гиксосов составляли западно-семитские, т.е. аромейские, или ханаанейские, племена»(5), – пишут авторы коллективного труда «Истории Древнего Востока».
Очевидно, что не все ученые с этим согласны. Об этом самим авторам «Истории Древнего Востока» хорошо известно. Ведь далее они раскрываются: «несколько собственных имен гиксоских царей, не поддающихся объяснению из семитских или египетского языков, вызвали к жизни различные недоказуемые гипотезы, в том числе об участии в гиксоccком вторжении или даже в руководстве им то ли хурритов, то ли арийцев. Но никаких хурритских или арийских имен гиксосов нам неизвестно...»(6).
Авторы лукавят. Причины, породившие «недоказуемые гипотезы», совсем иные, причем российская историческая школа советского периода предпочитала обходить их молчанием. Во всех других странах их широко обсуждали ученые. К ним и сегодня исследователи не просто прислушиваются, но цитируют и ссылаются в своих трудах по этой теме.
Бесспорным в этой ситуации следует признать пока только одно: так называемые «семитоcторонники» выиграли эту научную битву и таким образом «покорили» Египет. Увы, но сами гиксосы вошли в историю беспризорными героическими сынами.
Поставить перед собой на колени такую могущественную по тем временам державу, как Египетское царство – событие слишком серьезное и, по-моему, способно украсить героическую летопись любого народа. Поэтому не удивительно, что очень велико было желание многих народов Древнего Востока причислить себя к «людям неведомого происхождения». Правда, все эти попытки исследователей нельзя считать удачными по ряду серьезных причин.
Дело в том, что современная историческая наука не располагает сведениями о древневосточном народе, который имел такую мощную армию, которая была бы способна не просто противостоять мощи Египта, а захватить эту страну. При этом, кстати, завоевателям пришлось покинуть родину и уйти в поход.
Безусловно, это была смелая и масштабная военная кампания, требующая серьезной подготовки и достойная того, чтобы её расписали в древних летописях. Ведь уже к тому времени на Ближнем Востоке была развита письменность. Однако летописи об этом хранят молчание. В Библии мы также не встретим таких описаний.
Кроме того внешний облик семитов был хорошо известен египтянам. Об этом свидетельствует фреска XVIII века до н.э. из гробницы Хнемготепа в Бени-Гассане. На ней изображено прибытие толпы семитов в количестве 37 человек. Среди них мужчины, женщины и дети. Подобно египтянам, они вооружены луками, копьями, топорами и палицами. Колесницы на фреске отсутствуют, коней нет и в помине.
Следует заметить, что это прибытие семитов произошло незадолго до завоевания Египта гиксосами. Поэтому древний мастер, скорее всего, изобразил несчастных беженцев, которые испытали на себе военную мощь иноземцев и, очевидно, искали спасения у своих сильных соседей.
Различные этнографические типы людей также изображены на рельефах Египта. Даже «хананейско-аромейский» гибрид вряд ли мог удивить туземцев этой древней страны. Эти и другие факты вносят серьезные сомнения в принятую сегодня наукой версию, будто «значительный контингент» армии завоевателей мог состоять из знакомого египтянам этнографического типа людей. Ведь завоеватели были «людьми неведомого происхождения». Правда, даже это обстоятельство не смущает сторонников утвердившейся версии.
Не исключено, конечно, что среди завоевателей встречались семиты, но все-таки основная масса завоевателей, наверняка, принадлежала к тому этнографическому типу, который не был изображен на рельефах Древнего Египта, где художники обычно изображали ливийцев, семитов, негров и египтян.

* * *
Тайну внешнего облика «людей неведомого происхождения» способны раскрыть сфинксы и статуи, найденные на развалинах Таниса. Они дают возможность судить о состоянии скульптуры во времена правления династии фараонов Гиксосов: «Глаза малы; нос – крупный, горбатый и плоский; толстые и скуластые щеки, выдающийся подбородок и рот, углы которого опущены особенным образом. Общий характер лиц поражает грубостью черт, а жесткие космы волос, обрамляющие как бы утопающую в нем голову, придают памятникам еще более поразительный вид»(7). Это описание не подходит ни к одному из ранее известных египтянам этнографических типов людей. Нет его и на рельефах Древнего Египта.
Таким образом, становится понятно, почему завоевателей туземцы именовали «людьми неведомого происхождения». Но вот что еще интересно. За чужеземцами закрепился эпитет «прокаженные». Исследователи до сих пор не находят этому объяснений.
Одно время существовало предположение будто именно с появлением гиксосов Египет узнал страшную болезнь проказу. Позже выяснилось, что это не так. Проказа египтянам была знакома гораздо раньше. Может, эпитет «прокаженные» относится к внешнему облику чужеземцев?
В правильности этой догадки убеждают письменные свидетельства о нравах и обычаях кочевых обществ степной полосы Евразии. Правда, они написаны в более позднее время.
Например, Аммиан Марцелин был поражен одним интересным гуннским обычаем. Вот как он его описывает: «при самом рождении на свет младенца ему глубоко разрезают щеки острым оружием, чтобы тем задержать своевременное появление волос на зарубцевавшихся нарезах, то они доживают свой век до старости без бороды, безобразные, похожие на скопцов»(8).
Другой автор Иордан сообщает: «Детям мужского пола они (гунны – авт.) рассекают щеки железом, чтобы раньше, чем воспринять питание молоком, попробовали они испытание раной. Поэтому они стареют безбородыми, а в юношестве лишены красоты, так как лицо, изборожденное железом, из-за рубцов теряет своевременное украшение волосами»(9).
Гуннский обычай разрезать новорожденным щеки, возможно, зародился в ту далекую пору, когда степные воины оплакивали смерть собратьев по оружию не слезами, а кровью, делая глубокие надрезы на своих лицах. Этот древний воинский обряд кочевников тоже известен.
Вполне вероятно, что вид воинов с лицами покрытыми шрамами и загноившимися ранами поразил египтян, которые раньше могли видеть бугристые, изрезанные глубокими морщинами лица у страдающих проказой людей. В результате внешнего сходства они в страхе вполне могли называть чужеземных воинов «прокаженными».
Существуют и другие основания полагать, что именно из Евразийской степи вышел кочевой народ, покоривший Египет в XVIII веке до н.э. Впервые эту точку зрения высказал еще Страбон(10), но она не рассматривалась наукой в связи с мнимой неубедительностью доказательств. Ее существенный недостаток строгие ученые обнаружили в том, что опиралась она на предания и легенды. Впрочем, уровень доказательства, по-моему, вполне соответствовал требованиям своего времени и едва ли античный автор мог располагать более убедительным материалом. Правда, новые свидетельства и факты, ставшие известными современной науке, позволяют сегодня иначе взглянуть на версию Страбона.

Накануне

Восстанавливая последовательность событий XVIII века до н.э., происходивших в землях к востоку от Египта, можно лишь в общих чертах проследить за продвижением гиксосов по территории Передней Азии на примере проникновения арийских племен, которое происходило чуть позже. Возможно, гиксосы были первой ударной волной мира степных номадов, которая обрушилась на Древний Восток и захлестнула Египет.
Наиболее вероятным представляется, что первыми с ними встретились народы Закавказья и Верхней Месопотамии, которые соприкоснулись с кочевыми племенами, «пришедшими на Иранское нагорье из степей Восточной Европы или из Казахстана и Средней Азии»(11). Пришельцы, «уже и раньше хорошо знакомые с коневодством, проникнув на территорию современного Ирана, познакомились здесь с изобретением Передней Азии – легкой конной колесницей, но при этом усовершенствовали ее; вместе с тем была выработана и новая боевая колесничная тактика; ее и освоили автохтоны, их соседи по Иранскому нагорью, – касситы и хурриты из племени митанни»(12).
Эта встреча, кстати, объясняет стремительный взлет племени митанни, которое до этого времени ничем не выделялось среди соседей(13). Они успешно развили у себя коневодство и колесничную тактику ведения боя, после чего «митанни стало сильным государством, оказавшим немаловажное влияние на дальнейшую историю Ближнего Востока»(14).
Далее кочевые племена гиксосов с боями проникли в Палестину. Судя по данным раскопок, некоторые местные города подвергались разрушениям, что свидетельствует о военных действиях. В 1956 году экспедиция Иерусалимского университета обнаружила развалины древнего города. Крепость была расположена к северу от Галилейского озера и насчитывала около 40 тысяч жителей. Тщательно изучив добытый материал, ученые установили, что ими найдены развалины Асора, столицы легендарного царя Иавина.
Вместе с тем, на основе материалов из раскопок установлено, что в XVIII веке до н.э. этот город был занят гиксосами. Обширная платформа из утрамбованной земли и остатки конюшен свидетельствовали о расположении здесь мощного гарнизона колесничих.
Не исключено также, что еще одним центром гиксосов была Газа (Газза-ту, ныне городище Телль эль-Аджжуль, близ современного города Газы)(15). Вполне вероятно, что в Ханаане власть гиксосов опиралась на группу западных семитов, в лице которых они могли найти союзников.
Укрепившись в Ханаане, гиксосы двинулись дальше. Конечным пунктом их военной кампании стал город Аварис, откуда и осуществлялась последующая экспансия новых господ. О фактах проникновения в Египет семитов одновременно с завоевателями доподлинно ничего не известно. Они могли появиться здесь позже, когда гиксосы начали налаживать культурные и торговые связи с соседними странами. Именно в это время на территории Египта нашли широкое распространение печатки в виде священного жука скарабея, которые раньше встречались в Палестине и Финикии.
Для египтян и гиксосы, и семиты были иноземцами. Однако тут следует представлять, что это новое общество по своей сути не было однородным. В нем четко выделялась каста воинов, почитавшая бога войны Сета, а сам город Аварис был овеян мифами и легендами об Осирисе и Тифоне. Воинские традиции еще и после изгнания гиксосов долгое время сохранялись в этих краях, откуда позже вышел знаменитый египетский полководец третий фараон XIX династии Рамсес II. Кстати, его отца звали Сети. Этимологически это имя неслучайно связано с почитаемым в Аварисе божеством.

Кто вы и откуда, колесящие?

Одновременно с появлением гиксосов на Древнем Востоке и в Египте здесь распространяется коневодство. Не углубляясь в подробный разбор различных научных гипотез, скажем лишь, что древнейшим центром одомашнивания лошади считается Евразийская степь. Уже в конце IV тысячелетия до н.э. это благородное животное было приручено местным населением, что сыграло важную роль в их жизни.
Остеологический материал древних поселений Дреевка, Репин Хутор (Украина), Ботай (Казахстан) и др. позволяет судить об огромной территории распространения коневодства(16). Что касается других находок останков лошадей этого времени, обнаруженных вне степной зоны, то они относятся к диким животным(17).
В одомашненном виде лошадь появлялась в различных уголках Евразийского континента в разное время. В Китае – при шан-иньских и чжауских правителях(18). В Южную Туркмению лошадь попала во второй половине II тысячелетия до н.э.(19). По мнению палеозологов, древнейшие домашние лошади Индии тоже принадлежат восточной степной породе(20). Установлено, что в Палестине домашние лошади появляются лишь в среднем бронзовом веке (1950 – 1550 гг. до н.э.), но и в этот период и в позднем бронзовом веке (1550 – 1250 гг. до н.э.) их здесь было мало(21).
Понятно, что домашние лошади приходили в различные части света не сами, их приводили туда кочевники из степной полосы Евразии.
В шумерской литературе первые упоминания о коне относятся ко второй половине III тысячелетия до н.э., но тут следует особо заметить, что тогда у него не было собственного названия. Лошадей шумеры рассматривали как диковинное, экзотическое животное, именуя их «ослами гор»(22). Даже в XIX-XVIII веках до н.э. в Северной Месопотамии лошадь стоила два с половиной килограмма серебра, почти столько же, сколько стоило десять гектаров пахотного поля(23). Таким образом, для местных царьков было слишком дорого иметь армию колесничих. Однако единичные факты появления лошадей в Шумере лишь подтверждают местные связи с Великой Степью.
В Египет и Сирию, как уже говорилось, домашнюю лошадь привели гиксосы. Следовательно, их культуру справедливо будет рассматривать как часть огромной степной культуры, выросшей на почве развития коневодства, а само нашествие гиксосов – как мощное ее проявление в XVIII веке до н.э.
Кстати говоря, неслучайно в странах Передней Азии, оставшихся в стороне от продвижения гиксосов, долгое время ограничивались услугами ослов и верблюдов. Это касается также и Аравии. Еще во времена Ксеркса все арабы в его войске принимали участие в сражениях на верблюдах. Даже Страбон, посетив Аравию в I веке до н.э. в составе римской делегации, не обнаружил там лошадей и вообще каких-либо признаков коневодства.
Народы Сирии и Палестины, не имевшие культурных контактов с гиксосами, тоже долгое время не были знакомы с домашней лошадью и тактикой ведения колесничего боя. Правда, исследователей иногда уводит в сторону утверждение еврейского историка Иосифа Флавия (I век н.э.), дескать, он является потомком гиксосов. Интересно, конечно, что память об этом его предки передавали из поколения в поколение на протяжении почти семнадцати столетий. Случай уникальный.
Как бы то ни было, но этот единичный пример, конечно же, еще не доказывает родственной связи всего еврейского народа с легендарными покорителями Египта. Правда, порой приходится встречать такие замысловатые околонаучные ходы, что начинаешь чувствовать себя просто обязанным кое-что разъяснить по этому поводу.
Древнееврейское предание, сохранившееся в Библии, ясно повествует о том, что, пройдя пустыню, предки евреев пришли в страну, где ее древнейшие обитатели и соседние сирийцы использовали лошадей. Здесь евреям пришлось сражаться с ними. Врагов, выступавших на лошадях, иногда удавалось разбить, но, даже завладев животными, евреи не умели с ними обращаться. О том свидетельствует рассказ о подвигах Иисуса Навина, который отпускал на волю всех взятых в плен лошадей, а повозки сжигал.
Давид поступал таким же образом. Однако уже его сыновья действуют иначе. Авессалом «добывал повозки и лошадей», а Соломон покупал их в Египте. То есть лошадей и колесницы евреям удалось освоить почти тысячу лет спустя после нашествия гиксосов.
Что касается хеттов и хурритов, которые были знакомы с коневодством и колесничной тактикой ведения боя и в которых по этой причине иные ученые склонны видеть легендарных покорителей Египта, то в Сирии и Палестине они не могли появиться раньше XIV века до н.э.
Арамеи (или амореи) как одно из крупных племен Передней Азии и вовсе странным образом растворились в истории еще до появления гиксосов на Древнем Востоке. По этой причине, очевидно, некоторые ученые предполагают, что они переродились в известных покорителей Египта. Едва ли это могло быть так. Ведь на полтора века раньше основная их масса проникла в Нижнюю Месопотамию, и с тех пор на исторической сцене встречались в лучшем случае отдельные арамейские племена, которые по своей мощи заметно уступали армии гиксосов. Причем воевали арамеи в те времена и даже позже пешим строем.

К слову

Лингвисты считают, будто слово «гиксос» произошло от египетского словосочетания «гик-шасу» (цари-пастухи) или «гик-хасут» (царь стран). Существуют и другие, но менее убедительные версии, а потому не принятые наукой.
Однако если мы углубимся в лингвистические тонкости, то очень скоро выясним, что египтяне называли кочевые сирийские племена Шус, Шасу, буквально – «грабители», «воры». Выходит, управляли страной «цари-разбойники». Не думаю, что новые правители, пусть иноязычные, на протяжении 150 лет своего господства терпеливо сносили подобное оскорбление от покоренного ими народа.
Вторая версия – «царь стран» выглядит правдоподобно, но также сомнительно, чтобы завоеватели приняли название из чужого языка, будто у них не было своего.
Прототипом слову «гиксос» могло послужить самоназвание чужеземных воинов – «гиг-саг». Как оно появилось, и какой народ скрывается под этим именем – тема, заслуживающая внимания специалистов. Заметим лишь, что слова-перевертыши нередкое явление и появляются они обычно там, где происходит встреча народов, пользующихся разными направлениями письма. К сожалению, эта версия еще не рассматривалась учеными, но сегодня она уже вызывает интерес не только у специалистов.
Вместе с тем интересно было бы знать, на каком языке говорили гиксосы? Сведений на этот счет сохранилось мало, хотя есть основания полагать, что их язык мог быть родственен языку народа саг-гиг.







ПРИМЕЧАНИЯ

1. Аварис – миф об Аварисе (или Абасисе) был известен в античную эпоху. Согласно легенде, он был гиперборем и ходил по земле со стрелой в руках. Стоит заметить также, что Авары – это один из древних народов степной полосы Евразии, обитавший одно время на Алтае.
2. Манефон, издание Унгера. Стр. 140.
3. З. Касидовский. Библейские сказания. М. 1987. Стр. 106.
4. Б.А. Тураев. История Древнего Востока. Т. 1. Л. 1936. Стр. 236.
5. История Древнего Востока. Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. Т. 2. М. 1988.
6. Г.М. Бонгард-Левина. Там же.
7. А. Марьетт. «Lettre a M. le vicоmte de Rоuge sur les fоuilles de Tanis» // «Revue archeologigue». 1860. Стр. 9.
В свое время граф В.С. Голенищев доказывал, будто танисские сфинксы передают портретные черты фараона 12 династии Аменмхета III, дескать, он пользовался особым почетом у гиксосов. Правда, так и осталось непонятным, почему покорители Египта старались увековечить не свои образы, а чужого правителя, после смерти которого прошел большой срок и успело смениться почти сто фараонов трех династий.
8. Аммиан Марцелин. История.// Опыт тысячелетия. М. 1996. Стр. 51.
9. Иордан. О происхождении и деяниях гетов.// Опыт тысячелетия. М. 1996. Стр. 61.
10. Страбон. Кн. XV. Гл. I. «Indica». 5-6.
11. История Древнего Востока. Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. Т. 2. М. 1988. Стр. 71.
12. Г.М. Бонгард-Левина. Там же.
13. Возможно, племя митанни попало под власть индоиранских кочевых племен, правящая верхушка которых возглавила народ. На эту мысль наводит тот факт, что первое датированное упоминание индоиранцев в исторических источниках связано с царством Митанни, находившегося в верховьях Тигра и Евфрата. В XIV веке до н.э. царь могущественного малоазийского государства хеттов Супиллулиум заключил договор с правителем митаннийцев Куртивазой, который поклялся хранить верность договору именами Индры, Митры, Варуны и Насатья. Эти боги хорошо известны как главные боги пантеона индийцев.
14. История Древнего Востока. Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. Т. 2. М. 1988. Стр. 71.
15. История Древнего Востока. Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. Т. 2. М. 1988. Стр. 232.
16. Ш. Бекени. Роль степей Евразии в распространении коневодства.// Проблемы археологии степной Евразии. Кемерово. 1984. Стр. 11-12.; S. Bоkоny. The earlist waves оf dоmestic hоrses in East Eurоpe.// Jоurn. оf Indо-Eurоp. Stud. 1978.
17. Спорным моментом можно назвать только достоверно выявленные кости лошадей в Араде: там еще не удалось установить, идет ли речь о диком или одомашненном животном. Подробно: В. А. Шнирельман. Этапы развития древнего скотоводства в Восточном Средиземноморье.// Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата. 1989. Стр. 144.
18. П.М. Кожин. К вопросу о происхождении иньских колесниц.// Культура народов Зарубежной Азии и Океании. Т. 25. Л. 1969. Стр. 29-40.; Об иньских колесницах. // Ранняя этническая история народов Восточной Азии. М. 1977.
19. Е.Е. Кузьмина. Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев.// Диссертация... док. ист. наук. Новосибирск. 1988. Стр. 322.
20. H.W. Azzarоlli. An Early Histоry оf Hоsmanship. 1985. p. 353-355.
21. В. А. Шнирельман. Там же.
22. Э. Берзин. Сивка-Бурка, вещая Каурка, или Древняя Европа в зеркале мифов и сказок.// Знание-сила. № 11. 1986. Стр. 48.
23. Э. Берзин. Там же.















P.S. На сегодняшний день это последний материал в серии из восьми статей под общим заголовком «Кто вы и откуда, колесящие?..». Теперь все они размещены на моей авторской страничке в должном порядке (сверху вниз). И первой в этом списке стоит статья «От Вавилона до Белухи».
Следует также сказать, что для читателей сайта «proza.ru» я разместил только первую часть книги, которая так и называется «Кто вы и откуда, колесящие?..» (Алматы. 2004 г.). Иными словами, тема на этом не закрыта, но мне необходимо внести изменения и дополнения в существующие материалы о так называемых потомках Сима и Яфета. Как скоро они будут готовы, сложно сказать.
И последнее. Иллюстрации к этому материалу мне не удалось разместить на своей авторской страничке. Посмотрим, может, еще получится.

Кайрат Бегалин.

11.06. 2007 г.