По следам черных археологов

Шели Шрайман
РАЗГРАБЛЕНИЕ ИСТОРИИ

Кто бы мог подумать, что под крышей солидного Управления древностей, призванного охранять нашу историю, кипят нешуточные и вполне современные страсти! Поджарые ребята из отдела по борьбе с расхищением древностей что ни день готовятся к очередной охоте, на которую отправляются вооруженными до зубов. По профессии они археологи, а по роду работы, скорее полицейские и наделены самыми широкими полномочиями – вплоть до ареста и допроса преступников.

Земля Израиля нашпигована древностями: в пределах одной только «зеленой черты» не менее 35 тысяч исторических достопримечательностей. И все они принадлежат государству. Но реальность, увы, такова, что преступники начинают раскапывать древние поселения гораздо раньше археологов, поскольку, в отличие от посоледних, не зависят ни от бюджета, ни от наличия людей. Интерес злоумышленников к истории отнюдь не научного свойства: на предметах, имеющих отношение к библейской эпохе, можно неплохо заработать, поскольку они пользуются огромным спросом у коллекционеров.

По словам сотрудника отдела по борьбе с расхищением древностей Рона Кехати, портрет современного преступника, промышляющего незаконной добычей древностей, за последние годы сильно изменился:

— Посмотришь на него — простой, затрапезно одетый житель территорий, а зайдешь в его дом — и вдруг твоему взору
открываются стеллажи со специальной литературой, выписанной по почте, компьютер с адресами сайтов известных аукционов, Интернет, с помощью которого он выходит на связь с потенциальными заказчиками. Этот человек, не обладающий высшим образованием, на самом деле очень подкован в области антиквариата, он прекрасно знает, что именно пользуется спросом у коллекционеров и во сколько оценивается та или иная вещь.

...Слушая Рона, я вспоминаю, как одиннадцать лет назад мы с коллегой отважились поехать с сотрудниками отдела Управления древностей в рейд по окрестностям Бейт-Гуврина, где преступники вели раскопки древних поселений самым примитивным способом — с помощью кирки и лопаты, и говорю ему об этом.

— Между прочим, технология незаконного промысла в пределах «зеленой черты» осталась той же, — замечает Рон.
— А вот на территориях во время интифады местные жители раскапывали древние поселения с помощью тракторов или бульдозеров. Что, собственно,продолжают делать до сих пор.

— Средь бела дня?

— Средь бела дня. Территории закрыли, местные жители лишились работы в Израиле и занялись массовым промыслом древностей. Контролировать их действия в связи с проблемами безопасности крайне сложно. Кстати, среди задерживаемых нами расхитителей древностей оказывались и палестинские полицейские, которые либо занимались этим сами, либо конфисковывали находки у своих соплеменников, после чего продавали предметы старины владельцам антикварных лавок.

...Тут я вынуждена сделать небольшое отступление и рассказать о существующих правилах проведения археологических изысканий и тех, кто призван следить за их выполнением. Регулярные археологические раскопки ведутся на территории Израиля с позапрошлого века, а Управление древностей появилось в нашей стране всего шестнадцать лет назад — в 1989 году. Его предшественником был департамент древностей, созданный еще властями подмандатной Палестины и позже преобразованный в один из отделов министерства образования. В ведение управления входит не только отлов преступников, занимающихся незаконным промыслом, но и надзор за всеми земляными работами, ведущимися на территории страны, а также создание археологических парков.

Что же касается Закона об охране древностей, то он существует с 1978 года и определяет условия проведения археологических работ в стране. Согласно этому закону «древностью» именуется любой предмет, изготовленный ранее 1700 года новой эры. Любые раскопки, производимые без разрешения Управления древностей, запрещены. Однако закон не запрещает торговлю древностями, разумеется, при условии получения торговцами соответствующих лицензий от вышеупомянутого управления.

Специальный отдел по борьбе с расхищением древностей существует в Израиле уже двадцать лет. Его сотрудники работают в пределах «зеленой черты», а на территориях их функции выполняет параллельная структура, возглавляемая офицером по археологии при военной администрации.

ПО СЛЕДАМ ЧЕРНЫХ АРХЕОЛОГОВ

В Израиле подвергаются разграблению тысячи исторических памятников. Иногда преступникам удается обнаружить «неисследованное» поселение, где встречаются керамика, светильники, украшения из золота и серебра. Или выйти на разветвленную систему подземных ходов, ведущих в укрытия, где евреи прятали во времена восстания Бар-Кохбы утварь и ценные вещи. Пару месяцев назад одно из таких мест в районе Модиина подверглось нашествию грабителей. Псевдоархеологи были схвачены полицией древностей с поличным.

Рон выносит из складского помещения металлоискатели, кирки, лопаты и фонари, изъятые у охотников за древностями, а также конфискованные у них предметы старины.

— Вот, полюбуйтесь. Часть этих вещей в настоящее время фигурирует в суде в качестве вещественных доказательств. О том, что преступники орудуют в окрестностях Модиина, мы уже знали, там — в течение короткого периода — появилось множество глубоких ям. А когда к нам поступили сведения о том, что они опять собираются наведаться в район Модиина, мы основательно подготовились к встрече. Днем обследовали обнаруженную злоумышленниками древнюю пещеру с извилистой сетью ходов и зафиксировали все наружные выходы. А затем, ведя наблюдение с помощью прибора ночного видения за передвижениями преступной группы, мы дождались момента, пока ее члены спустятся в пещеру, после чего перекрыли все выходы. Взяли восемь грабителей, часть из них оказались нашими старыми знакомыми, которые уже были осуждены за аналогичные преступления. В этой истории примечательно то, что преступники, промышлявшие ранее в разных местах, познакомились во время тюремного заключения и образовали новую группу — ее-то мы и задержали в районе Модиина.

- К сожалению, нам далеко не всегда удается поймать расхитителей древностей на месте преступления и с поличным, — продолжает Рон. — Иногда мы обнаруживаем лишь следы преступления: зияющие ямы, ограбленные исторические памятники. Иногда какая-то вещь из этих «раскопок» вдруг всплывает на одном из аукционов либо обнаруживается в лавке торговца древностями. Беда в том, что подобные предметы
уже не имеют своей первоначальной научной ценности: неизвестно, где и когда они были найдены, сколько тысячелетий пролежали. И видимо, мы никогда уже этого не узнаем. Преступники неохотно сотрудничают со следствием или дают заведомо ложные показания. Лишенные исторического контекста,
краденые находки представляют теперь интерес разве что для музеев и узкого круга коллекционеров. Ибо для археологов важна не только находка, но и «сопутствующие обстоятельства»: место, где был обнаружен предмет, на какой глубине он залегал, кому принадлежал... Иными словами, исторический
памятник, подвергшийся расхищению, перестает быть таковым и речь идет о невосполнимом ущербе. Если выгорел лес, его можно вырастить заново, даже если на это уйдут десятки лет. А вот когда разграблено древнее поселение, из истории человечества навсегда стирается целая страница.

— Кто занимается этим преступным промыслом? — спрашиваю я Рона.

— В основном жители территорий. И кстати, они занимаются этим уже десятки лет и накопили огромный опыт. У этих людей особое чутье, они знают, где надо искать, и нередко находят. Обычно
охотники за древностями выходят «на дело» по ночам, под покровом тьмы, в составе небольшой группы. Но вообще-то в этой преступной цепочке задействовано очень много людей, в том числе и израильских граждан.

ФАЛЬСИФИКАТОРЫ ИСТОРИИ

...Рон начинает припоминать самые громкие скандалы и в числе первых называет историю, связанную с Одедом Голаном. Следствие по делу этого известного тель-авивского коллекционера древностей велось на протяжении двух лет, и только сейчас Одеду Голану наконец предъявлено официальное обвинение. Дело было очень громким. О нем писали средства массовой информации в Израиле и за рубежом. Приведу некоторые выдержки из многочисленных публикаций.

«Одед Голан получил мировую известность после того, как заявил о себе как о владельце двух предметов, вызвавших настоящую сенсацию в мире археологии. Первый из них — погребальная урна, в которой якобы хранились останки апостола Иакова, первого епископа Иерусалима, которого христианская традиция именует братом Господним. Многие музеи мира были готовы отдать от 1 до 2 млн долларов за этот оссуарий. Второй артефакт — каменная скрижаль с указаниями о том, как содержать ветхозаветный Храм в Иерусалиме. После тщательных исследований оба предмета были признаны подделками.

«Израильский коллекционер, оказавшийся недавно в центре внимания мировых СМИ как владелец каменного саркофага, в котором якобы хранились останки брата Иисуса Христа, был арестован по обвинению в сознательной подделке памятников древности».

«Арест состоялся через месяц после того, как израильское Управление древностей официально заявило, что надпись «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса», выполненная на древней погребальной урне, является поздней подделкой. Подделкой был признан и другой «библейский» артефакт из собрания Голана — так называемая скрижаль Йоаса».

«Полиция заявила, что в ходе обыска в доме Голана была найдена целая мастерская, в которой были сделаны эти (и возможно, другие) подделки. Сыщики также утверждают, что нашли «полуфабрикаты» других фальшивок».

«Мы знали его как владельца одной из самых крупных в Израиле коллекций древностей, — заявил в интервью израильскому радио сотрудник Управления древностей Амир Ганор, принимавший участие в обыске. — Мы и представить себе не могли, что он занимается изготовлением и продажей фальшивок».

«Управление древностей создало две научно-исследовательские группы в составе геологов, археологов и лингвистов, специализирующихся на древних надписях, для проведения научной экспертизы двух противоречивых артефактов. Как сообщают археологи, члены комиссии пришли к выводу, что надпись «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса» на оссуарии (и надпись на камне) являются подделкой. Изотопный анализ патины,
покрывающей урну, полностью доказывает это. Так завершились международные дебаты между геологами и археологами по поводу подлинности двух сенсационных находок».

— Речь идет об очень искусных подделках, — комментирует эту историю Рон Кехати. — Судите сами, погребальная урна отправилась на выставку в Канаду, ее видели сотни людей, в том числе специалисты очень высокого класса. Затем на протяжении долгого времени ученые вели дебаты по поводу спорных артефактов. На мой взгляд, в деле Одеда Голана есть опасный прецедент, поскольку фактически речь идет о фальсификации истории. Некоторые экспонаты из своей коллекции он продал в музеи мира как подлинные. А скрижаль Йоаса он предлагал приобрести одному из израильских музеев за четыре миллиона долларов. По нашим предположениям, этот человек мог заниматься подделкой древних предметов на протяжении многих лет. На это указывает лаборатория, обнаруженная в его доме. Если подобные подделки станут музейными экспонатами, наши потомки получат в наследство фальшивую историю.

КОНТРАБАНДА - ПОЧТОЙ

— Как же вам удается такими малыми силами охранять нашу историю?

- На самом деле у нас тысячи глаз и ушей. Мы сотрудничаем со многими ведомствами — пограничниками, полицией, специалистами по древностям, археологами, Интерполом, ФБР, у нас есть
своя разведка внутри Израиля и на территориях. О многих готовящихся преступлениях мы узнаем загодя. Так, например, благодаря своевременно поступившей информации мы выследили одного из торговцев древностями, который пытался отправить обычной почтовой посылкой ничем не примечательный для непосвященного глаза серый камешек, которых до сих пор в мире насчитывалось всего три.

Рон протягивает мне серый камень прямоугольной формы. На камне выбито имя «Шимон» и имеется изображение пальмы.

— Это грузило, которое устанавливали на сеть для ловли рыбы, поясняет Рон, — и принадлежало оно Шимону Бар-Кохбе. Ориентировочно — 135 год до нашей эры. Благодаря нашим коллегам из США нам удалось выйти и на след того, кому предназначалась посылка: им оказался известный американский коллекционер древностей.

Рон приносит небольшую толстую книгу, в центре которой аккуратно вырезано углубление для «посылки».

— Книга выполняла роль контейнера. А груз, представляющий немалую ценность для еврейской истории, был оформлен отправителем как обычная книжная посылка. В настоящее время в
Израиле проходит суд по этому делу. Оттого что обвиняемый отказался сотрудничать со следствием, нам не удалось узнать происхождение этого предмета — откуда он был взят, на какой глубине залегал. То есть его исторический контекст для науки утерян.

— Какие наказания предусмотрены израильским законом за расхищение древностей?

— Закон стал жестче, подобные преступления считаются уголовными, максимальная мера наказания — до девяти лет
тюремного заключения. Раньше многие злоумышленники отделывались небольшими штрафами и конфискацией награбленного, теперь ситуация совсем иная.

КАК ПОДРУЖИЛИСЬ ЗАКЛЯТЫЕ ВРАГИ

...Напоследок Рон решает угостить меня пикантной историей и приглашает пройти за ним в хранилище. В тесном помещении с длинными рядами широких полок на стенах, уставленных разными предметами, он указывает мне на две погребальные урны. На одной из них выбиты причудливый орнамент и имя усопшего. Край урны прикрыт пластиков мешком с изображением знакомой синей эмблемы: с начала интифады мне не раз приходилось видеть в телерепортажах подобные мешки, в которые представители похоронной службы ЗАКА собирали останки погибших в теракте людей.

— Мешок мы положили сюда не случайно. Это своего рода символ, — говорит Рон и начинает рассказывать историю находок. — Эти урны обнаружил в одной из древних погребальных пещер израильский араб — житель Бейт-Шемеша. Судя по всему, он не был большим специалистом в этом деле, не знал, кому можно продать свои находки, и в конце концов обратился к ортодоксам, работающим в службе ЗАКА, занимающейся сбором останков на месте гибели людей во время терактов, катастроф и стихийных бедствий. А именно — к ее начальнику Йегуде Меши-Захаву, который является противником Управления древностей на протяжении многих лет, протестуя против раскопок древних еврейских погребений. А дальше случилось невероятное. Йегуда Меши-Захав позвонил нам и обо всем рассказал. Мы снабдили его специальной аппаратурой, после чего он отправился на встречу с «продавцом», которого мы в момент «сделки» взяли с поличным. Подобное сотрудничество за всю историю наших непростых отношений с Йегудой Меши-Захавом случилось всего однажды.

- А вот наша последняя добыча, которую мы выловили в одной из антикварных лавок в прошедшую субботу, - Рон высыпает мне на ладонь содержимое небольшого мещочка. Это старинные монеты, причем совершенно почерневшие от времени и выщербленные по краям. Я не успеваю спросить Рона о том, к какому периоду относятся данные находки, как он опережает меня, заявляя, что это довольно искусные подделки монет, которые изготовлялись в первом веке нашей эры.

— Но до чего же похожи на древние!— изумляюсь я.

- Если через твои руки прошли тысячи подобных монет, ты уже способен отличить оригинал от подделки, — говорит Рон. — Но что интересно — эти монеты были проданы владельцам нескольких антикварных лавочек, и те приняли их за подлинные. Как они возмущались, когда узнали, что их надули!

— А где изготовили эти подделки?

— На подпольную лабораторию нам пока выйти не удалось — тот, кто продал эти монеты антикварам, отказывается сотрудничать со следствием. Мы предполагаем, что лаборатория находится на
территориях.

— И последний вопрос: насколько опасна ваша работа?

— Отвечу так. Оружие мы предпочитаем не применять. А рукопашные схватки совсем не редкость. Не всякий злоумышленник готов сдаться полиции древностей добровольно. Однажды я получил в подобной схватке удар по голове, и рану пришлось зашивать в больнице. Суметь проползти, подобно змее,
по узкому подземному ходу; преследовать преступника, рискуя упасть в глубокую яму и переломать себе кости, — таковы издержки нашей профессии. Но кто-то же должен стоять на охране истории, чтобы ее свидетельства не были разграблены и уничтожены, а предстали перед учеными-археологами в своем
первозданном виде.

P.S. Еще на ту же тему:
http://www.proza.ru/2005/08/15-10






РекламаНастроить | Отзыв