Кама-сутра для самых маленьких

Дмитрий Гендин
Обычно считают, что Кама-сутра – это набор пикантных картинок. Это ошибка. Кама-сутра – это ТЕКСТ. Автор – Ватсьяяна. О принадлежности его к школам есть два мнения. Либо Ватсьяяна был материалистом и безбожником, т.е. чарваком, либо логиком и учёным, т.е. принадлежал к школе ньяя. Из текста Кама-сутры, где наряду с камой проповедуется и дхарма, т.е. религиозное благочестие, следует, что Ватсьяяна не был грубым чарваком, только если утончённым, изысканным гурманом, чарваком, который ценит высокие искусства, в том числе искусство любви. Структурированность и логический характер изложения, опора на медицинские, химические, социологические, этнические и исторические знания подсказывает, что Ватсьяяна был учёным, интеллектуалом своего времени.
Кама-сутра – это серьёзный текст, научный для своего времени. Но любовь – это не предмет для науки, разговор о любви Ватсьяяна начинает с религиозных тем, а потом приходит к пониманию, что любовь – искусство. Кама-сутра – это синтетический трактат, такой же как и «Пир» Платона. Философия любви только и может говорить про Эрос, в то время как грубая европейская наука редуцирует любовь к сексу, т.е. говорит уже не о любви, а о неясной абстрактном объекте. Кама-сутра – это философия любви, причём не уступающая ни Платону, ни Овидию. Искусство обольщения Овидия более черство, более развратно, заражено римской скверной. Овидий был так глуп, что не понимал, что искусство обольщения может понадобиться и женщине. Ватсьяяна напротив целые главы посвящает женщинам, пишет их для женщин. Тем более тупы и безвкусны современные лженауки: сексология, психоанализ, pick-up. В то время как Кама-сутра – это строго научный гуманитарный трактат. Трактат по искусству любви Ватсяяны более жив, там нет сухой статистики и скучной фальшивой логики наших современников. Ватсьяяне важна нравственность, благочестие своих читателей. Кама-сутра – это этическое произведение. Ни римляне, ни греческие эпикурейцы, ни нынешние американцы, европейцы или россияне так трепетно не относятся к любви. Запад никогда не умел любить, только поэзия уровня Данте и Петрарки что-то ещё сделала. В России – философия Владимира Соловьёва. Но Ватсьяяна трагически не знает Христа и евангельских откровений о любви, и это единственный его недостаток.
Кама-сутра – это культура. Кама-сутру невозможно обвинить в порнографии, потому что там нет пропаганды похоти или распутства, но там дана культура любви, самобытная индийская. Сейчас на Западе и в России нет культуры любви, её нигилистическим путём отвергли лидеры сексуальной революции, Фрейд и Маркузе, эти нелепые скудоумы. Как следствие Запад и Россия демографически вымирают, разрушена не только семья, но и любовь, культура любви. Верные постулатам своей религии и трактату Ватсьяяны индийцы заняли второе место в мире по численности населения. Философия спасла Индию, фальшивая философия и лженаука, безбожие погубили Запад.
Кама-сутра ищет путей к счастью, собирает все ключи, которые отпирают двери любви, ворота Эроса. Только в любви и возможно счастье, это понимает Ватсьяяна. Да, порою у него любовь лишь средство, но ведь и как средство любовь должна оставаться культурной, по-восточному структурированной. В искусстве любви не может быть произвола, разврата. Ватсьяяна бьётся над этим путём всякой половой любви, как теория трактат совершенен, но тот обман, тот адюльтер, то многоженство и та проституция, которые получили прописку в Кама-сутре, – они-то и погубили репутацию Кама-сутры. Ватсьяяна как и вся языческая Индия его времени думали, что придав проститутке благородный вид, научив её искусствам, музыке, философии, сделав из неё культурную интеллектуалку, они избавят её от греха похоти, от ошибки блуда, но в этом они ошибались. Сущность проституции и любого разврата вызывают лишь негодование, смех, пререкание. Если бы рупаджива была не проституткой, а кем-то вроде современных женщин-психологов или танцовщиц, то её статус был бы уместен в любом обществе. Абсолютная недопустимость многоженства, адюльтера и проституции чувствуется во всех культурах, разврат чужд всем культурам, потому что чужд самой сущности человека, его сердцу, его желанию и способности любить.
Советы Ватсьяяны для брачного ложа оригинальны, и это не главное в Кама-сутре, как обычно считается. Наиболее важно искусство понравиться, очаровать любимого или любимую. Там нет лжи, Ватсьяяна действительно хочет помочь юношам и девушкам. Тем более он принимает и то мнение, что искусство любить в каждой стране разное и зависит от культуры и религии. Ватсьяяна учит соединению сердец в реальности, причём не только в материальной, физической, но и в психологической, нравственной. Любовь должна воплотиться уже в этом мире, любовь должна быть счастливой, благочестивой и хозяйственно обустроенной, в этом Ватсьяяна убеждён. Его трактат полезен во все времена, но только с комментариями и оговорками.

Не знаю, был ли счастлив сам Ватсьяяна в личной жизни. Проблема любви и у него не до конца решена. Он дал теорию, гипотезу. Но любовь абсолютна, божественна, это понимаем мы как носители христианской культуры. И что бы не готовил нам Бог, радость в личной жизни или одни разочарования, мы всегда будем чуточку счастливее, чем самый/ая удачливый/ая индийский/ая любовник/ца.

Дмитрий Гендин.

7 июня 2007.