Кастилия

Сергей Федорович
КАСТИЛИЯ или СТРАНА КРАСНЫХ МАКОВ.

И снова Испания… Еще не надоело, спросите Вы? Да, нет, очень уж она разная, да и где-то у меня просто слабость к этой стране. На этот раз мой путь лежал в старый университетский город Саламанка, в провинции Кастилия и Леон с двухдневной остановкой в Мадриде. Мадрид, как известно, находится между двумя провинциями – Кастилия и Леон и Кастилия-Ла-Манча.
И вот самолет польской авиакомпании ЛОТ (я летел из Варшавы) начал снижаться. Земля под крылом самолета неожиданно оказалась красноватой. Потом, когда меня на автобусе везли в Саламанку, я убедился, что распаханная испанская земля имеет в самом деле красноватый оттенок.
Я приземлился в аэропорту и вместе с многочисленными индейцами из Латинской Америки встал в длинную очередь “другие национальности”. Пограничник долго не мучал и быстренько шлепнул штемпель в паспорт. А вообще потом я убедился, что экологическую нишу индусов в Британии и арабов во Франции в Мадриде занимают индейцы. Первые два дня я провел в Мадриде, могу сразу сказать, что Барселона мне понравилась значительно больше, но и у Мадрида есть свой шарм. Мадрид строили в 16 веке, когда столицу перенесли из Толедо на берега Мансанареса, поэтому ни нормальной европейской готики, ни старого города как такового у него нет. Мадрид – это прежде всего площади, парки и широкие бульвары. У него две главные площади, старая Плаза Майор, вокруг которой все-таки есть небольшое подобие старого города и Пуэрто-Дель-Соль, Ворота Солнца. Несмотря на красивое название, это шумная, современная площадь. А на огромной Плаза Майор в свое время горели костры инквизиции. Есть еще площадь Кибелы с одноименным фонтаном. В путеводителе написано, что это греческая богиня плодородия, но это не совсем точно, на самом деле богиня азиатская (хотя ее культ и распространился на весь античный мир) и скажем так весьма неоднозначная. Одни жрецы-скопцы и массовые кастрации во время мистерий чего стоят.
Отель или точнее хостел где я жил, это просто переделанная под гостиницу большая квартира на 5 этаже, типа знаменитых питерских коммуналок. Подыматься надо было по лестнице со скрипящими деревянными ступеньками. Сходство усугублялось тем, что окна выходили в совсем уж питерский двор-колодец. Кстати в таких-же гостиницах я жил и в Лиссабоне и как-то раз в Барселоне. Видимо, то что характерно для Питера, характерно и для Пиренеев.
Совсем рядом с гостиницей кстати находился знаменитый район Ла Латина, где рекомендуется держаться за кошелек, потому что там живут настоящие “мадрильеро”.
Конечно же, я сходил в Прадо, там висят мои любимые Босх и Эль Греко, много Веласкеса и Мурильо, всяких голландцев. Рай для любителей живописи. Должен сказать, что в оригинале Эль Греко производит гораздо более сильное впечатление, чем копии. Еще был в ботаническом саду, в отличии от аналогичного заведения во многих южных городах, он на меня, может быть за исключениям роз, особого впечатления не произвел. Он находится в центре города, поэтому маленький и зажатый между шумными улицами. На пути домой у меня снова образовался день в Мадриде и я сходил в археологический музей. Разумеется, в Испании был римский период, варвары-вестготы, потом пришли арабы, потом в никогда не сдававшихся горах Астурии началась реконкиста и полное завоевание полуострова. Это я все отлично знал. Но оказывается в Испании был и доримский период с очень интересной культурой, где смешалось что-то местное иберское, кельтское влияние (они жили на севере полуострова) и явно что-то очень восточное. Восточное скорее всего взялось из многочисленных финикийских поселений, они правда не достигли такой мощи как Карфаген в Тунис, но все таки в античные времена Испания скорее была частью карфагенского мира. Может быть, с тех пор у них и слабость к зловещим азиатским богиням. Особенно впечатляют откопанные женские статуи, установленные в усыпальницах. По степени натурализма и “живости” они по-моему превосходят римские, а там уж куда натуралистичнее.
То, что мы называем литературным испанским языком, на самом деле считается каситльским. Самый чистый кастильский язык кстати в Саламанке. Но о Саламанке чуть позже. Испанский язык может преподнести русскоговорящему человеку пару сюрпризов. Я долго шарахался от люков в зданиях с надписью “Эксклюзиво бомберос”, пока мне не объяснили, что бомберос – это пожарные. Столь понятное нам слово ‘трабахо’ означает не то, что вы подумали, а работу.
В Мадриде очень много “музеев ветчины”, но на самом деле конечно это ни какие не музеи, а гибрид магазина и закусочной. С десяток-другой окороков свисает с потолка, можно купить кусочек, а можно отрезать ломтик и прямо здесь с пивом и употребить. Во всяком случае это не забава для туристов, такие “музеи” полны галдящих испанцев. Недавно узнал откуда у испанцев такая тяга вешать в общественных местах свиные окорока. Оказывается этот обычай пошел со времен реконкисты, что-бы там где отдыхают честные кастильцы всякие арабы и евреи не очень шоркались. Еще они очень любили проверять искренность крещения с помощью куска свинины. Если не брезгует, значит наш человек. А если нос воротит, то могли на всякий случай и в инквизицию стукнуть.
От Мадрида до Саламанки около 2.5 часов езды на автобусе, поэтому у меня была возможность увидеть кусочек Кастилии не только из иллюминатора самолета. Сейчас в мае, вся испанская степь была покрыта цветущими красными маками, какими-то фиолетовыми и желтыми цветами. И по всему эту разнотравью пасутся злые черные быки для корриды. Вот такой у меня в памяти Кастилия и осталась, черные быки на красных маках. А вообще я потом видел, что в Саламанке, дикие маки растут как обычные сорняки прямо из-под заборов.
И вот мы проехали через тоннель, проложенный под небольшой горной цепью и через какое-то время оказались в Саламанке. Саламанка славится своим построено еще в 12 веке Университетом. Пожалуй, это испанский аналог Кембриджа или Оксфорда. Я вообще люблю бывать в университетских городах, в них какая-то особая атмосфера бесшабашной молодости. Отель в Саламанке оказался просто комнатой в студенческой общаге. Зато какое романтическое название у общаги! Резиденция “Лас Аррибес”. У входа меня встретила тетка с журналом регистрации посетителей, и разумеется до определенного времени они должны были покинуть общагу. Я тут как будто в собственную студенческую юность вернулся, но к счастью туристы могли обойтись без всяких записей.
Весь готическо-барочный исторический центр Саламанки сделан из розовато-золотистого песчаника, поэтому производит впечатление единого ансамбля и выглядит очень стильно. Особенно впечатляет конечно резное испанское барокко. В Саламанке очень красивый собор, который строили несколько веков, совершенно нереальный резной с многочисленными гербами и фигурками королей фасад университета, ну и как положено университетскому городу много колледжей. Очень необычно здание бывшего ордена иезуитов. Оно все покрыто как сыпью лепниной с ракушками-гребешками. Сейчас это университетская библиотека.
Но рано или поздно все подходит к концу. Закончилась и моя поездка в Испанию. Кинопленку как будто провернули назад, снова автобус, но на этот раз в Мадрид. В свой последний день в Испании я как уже писал раньше, сходил в археологический музей и погулял по главной улице Мадрида Гран Виа. Улица торговая, слегка похожа на минский Ленинский Проспект, только там все больше.
И еще в Мадриде от всех “музеев ветчины” отчетливо пахнет окороком, поэтому запах Испании, это запах чего-то копченого.
Назад я добирался довольно сложным образом, так как мой рейс был 5-45 утра, то я решил отель не брать, а ночевать в аэропорту. Очень поразили разъезжающие по пустынному ночному аэропорту на автоматических самокатах сотрудники. Я честно говоря вначале подумал что из-за недосыпа привиделось, не смотрю, вон еще поехал. Транспортное средство представляло собой два колеса с моторчиком, стойку с ручкой и узкую ступеньку между колесами. Как они сохраняли равновесие на таком сооружении, ума не приложу. Рейс мой был в Варшаву, а из Варшавы до Минска я добирался автобусом. Каково же оказалось мое удивление, когда я обнаружил что автовокзал “Варшава Усходняя” оказался просто автобусной остановкой на знаменитом варшавском стадионе-рынке. Час до отхода я провел довольно нервно, сторожа вещи. А тут как раз какая-то тетка начала вопить одновременно на польском и украинских языках, что у нее баулы утянули. Вьетнамцев там на рынке было столько, что они уже даже не стесняясь ходили в своих национальных конических шапках. Вообщем, Бангкок отдыхает. Еще для полного счастья на польско-белорусской границе устроили полный шмон с “вещами на выход”. Но вот все закончилось, и я на ночном минском вокзале ловлю такси. Дома… Сейчас спать, а утром разбирать сумку с подарками. И как будто и не было ни Мадрида, ни Саламанки, ни черных быков на красных маках.

А что там едят?
Я уже достаточно писал об испанской кухне в своих предыдущих записках, но все таки добавлю, что есть такое народное развлечение под названием тапас. Тапас это совеем небольшое блюдо с каким-нибудь ярко-выраженным вкусом, например кальмары, кусочек окорока или пару ложек какого-нибудь острого салата. Вообщем, чего-нибудь такое закусить рюмашку. Недавно узнал, что раньше тапас бесплатно полагался к бокалу хереса во всяких забегаловках, а само слово означает тарелку, которой накрывали закуску от мух. На конференции нам раздали специальные талончики на тапас, “бонатапа”, которые мы могли отоварить в некоторых барах.
В Кастилии разумеется, потому что она относительно далеко от моря главным образом налегают на мясные блюда.
А еще из знаменитых испанских блюд я попробовал суп ‘гаспачо’. Это холодный томатный суп, очень густой, очень начесноченный, и еще с кусочками зеленого лука. Страсть как хорошо в жару.




А что там пьют?
Разумеется, как я писал в своих предыдущих заметках, там пьют “кофе соло”. Но в это свое путешествие, я обнаружил, что горячий шоколад почти так же популярен как и во Франции.
Испанские вина все также превосходны, причем любые. Но многие испанцы во всю хлещут пивко. Очень уж оно хорошо под всякие “тапас” идет.

А какие там девушки?
В целом ничего, если с индейцами непомешанные, если помешаны то могут быть толстоваты. И очень уж говорливы. На испанском… По-английски мало кто говорит.