Эссе Каким должен быть преподаватель

Семенова Дина
Каким же должен быть преподаватель?
 Непростое задание – судить. Но любой человек делает это молниеносно : ровно пять минут и в левом полушарии на два столбика разбиты хорошие и плохие примеры. Вереница картинок быстрым вихрем проносится в голове. Здесь и школьные учителя, университетские преподаватели, пионервожатые и просто люди, которые когда-либо чему-нибудь меня научили. Странно, что мне, человеку с высшим педагогическим образованием, при этом грубом разделе совершенно не припомнился термин «профессиограмма педагога». Этот слащаво-нереальный эталон всегда вызывал у меня некое странное чувство сомнения – а в этом ли заключается ключ успеха в профессии или в действительности профессиональная удача – из рода фатальных вещей?

«…В соответствии с профессиограммой, учитель в процессе работы должен решать задачи формирования знаний, умений и навыков; задачи воспитания и развития личности учащихся, определенных Законом Украины «Об образовании», а также Программами, утвержденными Министерством Науки и Образования Украины…»
Теперь цель оговорена. Но средства? Может быть успех в различных сферах деятельности - это и есть талант преподавателя?
Конструктивная деятельность. Да, наверное, это немаловажно. Встать пораньше, распланировать свой день. На работу вовремя прийти. Подготовить чудесные легкоусвояемые лекции. Обстоятельства обязательно вмешаются в ваши замечательные планы : пару непременно посетит треть аудитории – не желающая воспринимать, и еще одна треть – не умеющая воспринимать. И тем не менее у нас осталась еще одна треть. Так что, будем считать, что конструктивизм привел нас хоть к каким-то положительным результатам.
Организаторская деятельность. Думаю, что это продолжение первого вида деятельности. Заводишь в начале обучения раз и навсегда четкие правила, по которым вы с группой сосуществуете. Здесь проще приходится преподавателям вуза. Такой стимул как стипендия и такое нехорошее слово, как отчисление играют немаловажную роль в построении взаимоотношений. А вот бедным школьным учителям деваться некуда и иногда приходится работать в качестве рупора, чтобы достичь минимальных побед. Организаторская деятельность в школе – это всего-навсего игра. Полагаться на детей очень сложно – никогда не знаешь, как перекрутит твои слова школьник и наверняка ли он выполнит поставленные задачи. Я думаю, мне бы сейчас могли сделать замечание – мол, педагог, он обязательно психолог и все такое… Но психолог – еще не значит психотерапевт. В прошлом году у нас был такой случай : мальчик из лицея при нашем вузе получил от учителя физики редкий старинный экземпляр учебника для подготовки к уроку. Дети ходили в поход. И мальчик бросил книгу в костер для растопки. Для чего он ее брал с собой? Как он планировал отчитаться перед учителем? В общем, становится ряд вопросов, на которые ответ получить невозможно. И это золотой медалист, а не трудный ребенок. Делаем выводы – организаторская деятельность может быть хорошо поставлена только в контексте урока. Все остальное – на свой страх и риск, причем не всегда обоснованный.
Коммуникативная деятельность. Здесь бы нужно иметь хорошую дикцию, умение правильно строить предложения, тактичность, минимальную начитанность. У нас были такие предметы в университете – основы педагогического мастерства и школьный курс по специальности. Почему-то все наши ответы у доски и имитации уроков проходили в режиме монолога. Никто не учил правильно общаться с публикой. Иногда, придя к маститым преподавателям на лекцию, видно, что неумение строить диалог с аудиторией приводит к отказу восприятия материала. Этот вид деятельности важен, важны даже тонкие грани интонации и самоконтроль.
Перцептивная деятельность. Докапываться до истинных мотивов поведения, изучать внутренний мир детей – весьма интересно и полезно для того чтобы ощущать личность ребенка. Этот вид деятельности особенно важен воспитателю в пионерлагере, когда приходится сутками общаться с совершенно незнакомыми детьми в непривычной для них среде обитания. Важна она и в школе. И практически не важна в вузе, поскольку перед преподавателем не стоит задача убеждать в чем либо, помимо своего предмета.
Исследовательская деятельность. Это настолько важно, что не хватит объема эссе для описаний надобности такого рода деятельности. Здесь весьма применим термин – компетенция. Многие учителя и преподаватели считают что раз и навсегда приобретенная специальность или степень позволяет им больше не расти. Учитель должен учиться всю жизнь. Ярким примером для меня в этом плане является моя бабушка. Ей 71 год и она занимается репетиторством. В школе бесконечно добавляют новые разделы. В прошлом году она изучала теорию вероятности и статистику, в этом – дифференциальные уравнения. И все это без возмущения и не с неохотой, а с глубоким неподдельным интересом.
Контрольно-оценочная. Реформация в нашем вузе дает мне сейчас возможность самой устанавливать нормы на отдельные темы в пределах ста баллов. И это не очень приятно. С начала семестра требуется распределить эти кредиты по темам с точностью до одного балла и предъявить этот документ группе. Но в любом случае, как бы точно не были описаны критерии, оценивание – сугубо субъективная вещь. Человеческий фактор зачастую мешает трезво оценить ситуацию по различным причинам. И даже если ты был непомерно справедлив, то раздав работы с оценками непременно услышишь хотя бы один недовольный возглас : «А почему?».
Вывод : деятельность такая нужна, однако лучше б это делали роботы.
А еще непременно нужно, чтоб все, вышеперечисленные виды деятельности, совмещали в себе элементы друг друга.
Однако все это проза, оболочка, в которую должен быть облачен преподаватель.
 Хотелось бы сказать о тех чувствах, которые, как мне кажется должен вызывать хороший педагог.
 
Я помню, было вокруг
Море цветов и звуков.
Из тёплых бабушкиных рук
Учитель взял мою руку.
Он ввёл меня в первый класс
Торжественно и почтительно.
Моя рука и сейчас
В руке моего учителя.
Желтеют страницы книг,
Меняют названия реки,
Но я его ученик:
Тогда, сейчас и навеки.

Этот стих написал маленький мальчик Антон Тытюк, ему 10 лет. Антон - инвалид и не может самостоятельно ходить. А у таких людей чаще всего обнаруживаются самые лучшие человеческие качества. Они способны по настоящему ценить людей, уважать их труд, сострадать. У него замечательный стихотворный талант. И, по-моему, он очень точно определил отличие хорошего педагога – к нему в класс входят «торжественно и почтительно».
А напоследок хотелось бы процитировать свое любимое стихотворение. Оно не конкретно о преподавателе и подходит к любой профессии, но тем не менее это именно то, к чему в профессиональной деятельности стремлюсь лично я. Итак, Роберт Рождественский:

 Сказка о кузнеце, укравшем лошадь
Был кузнец непьющим.
Ел – что бог предложит.
То ли от безумия, то ли – от забот,
Он украл однажды у соседа лошадь.
Кузнеца поймали и собрали сход…
Дали слово старцу.
Распростер он руки.
Покатились слезы из-под дряблых век:
«Люди! я заплакал от стыда и муки!...
Вор у нас в деревне. Мерзкий человек!...
Мне стоять с ним больно. Мне дышать – противно!
Пусть не станет вора на святой Земле!...»
Зашептались люди…
В общем выходило: кузнецу придется кончить жизнь в петле…
И тогда поднялся старец (очень древний).
От волненья вздрагивал седины венец.
Он сказал: «Подумаем жители деревни!...
Что украли? Лошадь.
Кто украл? Кузнец!!!
Он у нас единственный!
Нужный в нашей жизни.
Без него – погибель! (Бог ему судья…)
Мы, повесив вора, кузнеца лишимся!
Выйдет, что накажем мы самих себя!
Вдумайтесь!...»
И люди снова зашептались.
Спорам и сомненьям не было конца…
И тогда поднялся самый главный старец:
«Правильно! не надо вешать кузнеца!
Пусть за свой проступок он заплатит деньги!...
А поскольку этот разговор возник –
Есть у нас два бондаря.
Двое! И – бездельники!...
Лучше мы повесим одного из них…»
Умные селяне по домам расходятся.
Курят. Возвращаются к мирному труду…
Кузнецом единственным быть мне очень хочется!
(Если ненароком – лошадь украду).