Что значит - быть христианином?

Андрей Сигутин
Ответ на сей вопрос дает протоиерей Димитрий Смирнов: «Быть христианином – это значит иметь в себе Дух Христов: Дух мира, любви, подвига, согласия. А не дух гнева, возмущения, зависти, осуждения…». Действительно, читая Евангелие, мы видим: Спаситель любил всех и вся, даже Своих врагов и убийц. Они не вызывали в Нем чувства ненависти, потому что в Боге сего чувства нет. Как известно, Христос, вися на Кресте, молился за Своих палачей, а не проклинал их… Бог есть Любовь, любовь жертвенная, исцеляющая и созидающая. Вот и христианин должен в собственном сердце взращивать любовь (которая не возможна без смирения), делая окружающий мир лучше, гармоничнее, совершеннее. В каком-то смысле верующему необходимо стать для ближних «благословением». «Живи так, чтобы людям с тобой было хорошо», - говорил недавно канонизированный старец Алексей Мечев. Насколько же это созвучно со словами митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия: «…нужно, чтобы человек созидал добро и любовь. И добро, и любовь - это имена Божьи, поэтому в нашем православном понимании это одно - верить Богу, или жить по Евангелию, или жить, творя любовь и добро… все мы призваны к святости, поэтому мы должны в первую очередь спрашивать с себя и своим примером зажигать других людей».

Однако, «люди часто представляют себе христианство в двух аспектах: или оно для них какое-то полнотелое и благодушное, ни к чему, в общем, не обязывающее благополучие внешней веры, или же оно самоистязание черных телоненавистников, изуверское презрение к материи во имя бесплотной духовности. Христианство, конечно, ни то и ни другое… Христианство есть учение о Царстве Божием, которое ищется подвигом жизни и которое открывается еще здесь, на земле, внутри нас. В этом предначатии, в благодати Святого Духа, будущей полноты блаженства и вся цель, и вся возможность подвига очищения души и тела на узком пути Христовом» (С.И. Фудель «Путь отцов», с. 247).

Да и что греха таить, образ Самого Христа в сознании многих людей сильно искажен. Точно подметил один известный священник: «Что же касается Его земной жизни, Иисус ошибочно воспринимается каким-то слабовольным, беззащитным, избитым, Его жалко, основной акцент делается на Его страдания... А ведь Христос как Личность, в духовном, психологическом, мужественном смысле является самым ярким, самым потрясающим образцом для подражания. За Ним хочется идти, на Него, мудрого, решительного, доброго и бескомпромиссного, хочется быть похожим… Наша пастырская и педагогическая задача, показать Его мужественность и волю, Его желание называться Другом (Иоан. 15, 15), Его решительность, смелость в противостоянии различным системам того времени, осознание Своей миссии, Его отношения с Отцом». Образ Христа хорошо раскрывает и профессор, протоиерей Глеб Каледа: «И вот, в 30 лет, выход на проповедь. Иисус красив и строен, об этом свидетельствует Туринская плащаница. Рост Его примерно 180 сантиметров. (Кстати, используя параметры Плащаницы, вылепили скульптуру. Получилась фигура человека атлетического телосложения. Что, в принципе, неудивительно, ибо Спаситель – и совершенный Бог и совершенный Человек. – Авт.) Его взгляд был всевидящим; только будучи всемогущим Богом, Он мог видеть всю жизнь Нафанаила или рассказать самарянке о ее пяти мужьях. Его взгляд поражал порою даже привыкших к нему апостолов; апостол Марк часто прибегал к такому обороту: "Он взглянул на них и сказал" (см. Мк 3:5,34; 5:32; 8:33; 10:21, 23). Из глаз Его, насколько мы можем понимать слова Евангелия, исходила сила любви. Этот взгляд мог быть укоряющим и будящим, властным и покоряющим... Иисус ходил по всей стране Иудейской и Галилейской, посещал Самарию и доходил до стран Тира и Сидона (Мф 15:21)… Мы как-то не задумываемся, с каким огромным физическим трудом это было связано.

...Горячая южная страна. По своему опыту могу засвидетельствовать, что, когда в тени 44° С, кажется, что твой организм уже не принадлежит тебе. На камни, раскаленные под лучами солнца до 50-60° и даже до 70° С, нельзя сесть в обычной одежде. Как-то мы шли ущельем среди черных камней, и собака стала подвывать: тропа обжигала ей лапы. Пришлось ее взять на седло. Если попытаешься взять железный предмет, сразу разжимаешь пальцы: жжет.
А представьте себе, что переходя от селения к селению, из города в город, надо подниматься на горы и спускаться с них. Высота гор в Палестине достигает 1 км и более… А у Иисуса Христа это были не единичные маршруты, после которых Его ожидал отдых у какой-нибудь речушки или ручейка, а постоянный труд изо дня в день. После переходов Его ждали встречи и беседы с людьми; больные, слепые, немые, бесноватые и прокаженные жаждали исцеления… Его последний переход из Иерихона в Иерусалим это шесть часов под палящими лучами солнца по ничем не затененным тропинкам, через нагромождения скал, когда приходилось преодолевать восхождение более чем на 1000 метров. Это требует больших усилий.

У меня однажды половина отряда полегла с тепловыми ударами. Солнечные удары случаются и у вороных лошадей.
Спутниками Христа при Его постоянных путешествиях были голод и жажда. Нередко Он отправлял Своих учеников отдохнуть, а Сам оставался с народом для бесед и проповеди… Из чтения Евангелия у меня сложилось впечатление, что Христос совершал переходы в наиболее тяжелое время суток, чтобы, когда еще не наступил или уже спал дневной зной, у народа были силы слушать Его». Не правда ли, наглядный пример жертвенной любви Спасителя к людям?..

Но вернемся к нашей теме. Невозможно быть христианином, не имея опыта реальной встречи с Богом, Богообщения и личных отношений со Христом. Святитель Василий Кинешемский писал: «Каковы наши отношения к Богу? Для многих из нас не существует никаких отношений. В душе полное безразличие: мы не думаем о Боге, не чувствуем Его благости и всемогущества, живем вне Бога; не у Него ищем вдохновения и помощи, не к Нему несутся наши молитвы. Главное — нет личного отношения: мы не представляем Его реально перед собою так, чтобы видеть Его не видя, слышать не слыша, ощущать в собственной жизни Его влияние и промыслительную деятельность. Даже не отрицая Бога, часто чувствуем себя так, как будто находимся вне поля Его внимания, как будто ни Ему до нас, ни нам до Него нет никакого дела. Мы знаем, что Он есть, но мы с Ним незнакомы...». В этом же ключе учит и протоиерей Димитрий Смирнов: «Большинство из нас в Боге вообще не нуждаются. Он к нам обращается со Своим словом, дает заповеди, которыми мы пренебрегаем... Нас интересует только своя жизнь: дай нам это, дай нам то… А что Господь по этому поводу думает или чувствует, нас вообще не интересует. Нас совершенно не заботит, что Он чувствует, что Он хочет, как Он к нам относится. И это что, духовная жизнь? Нет, большое заблуждение».
Следовательно, правильное отношение к Богу, подлинная вера предполагает, что человек хочет творить волю Божию, то есть жить так, как этого желает Сам Господь. Православие не есть рассудочное знание ума. Это – состояние души, основанное на истине Священного Писания и опыте святых отцов: сегодня мы должны быть трезвее себя вчерашних, а завтра – духовнее себя сегодняшних. Необходима внутренняя борьба за спасение собственной души, но изменение возможно только в Боге. Вот, что необходимо помнить христианину, чтобы соответствовать сему высокому званию.