Метрогетто

Денис Сорокин
Во многих капиталистических странах есть престижные районы, куда бедняки не захаживают, чтобы лишний раз не смущать себя разницей между тем, что они имеют и что могли бы иметь. Исключения случаются, если криминальные представители данной группы населения пребывают туда с вполне конкретной целью ограбления пустующих домов или мародерства по пояс в воде в затопленном стихией Новом Орлеане. Богатые, в свою очередь, тоже не слишком жалуют трущобы, не желая упрощать задачу овладения чужим имуществом вышеупомянутым маргиналам.

В Москве к счастью пока нет еще столь ярко выраженных и исторически устоявшихся географических границ между богатством и бедностью. Отдельные островки «звериного оскала капитализма» в виде нарицательной Рублевки признаем скорее исключением, чем правилом. А вот когда на карте Московской области появится еще находящийся в проекте город для обеспеченных сограждан с рабочим названием «Рублево-Архангельское», то можно будет задуматься о тенденции.

Однако, не имея пока возможности прочертить границы между бедными и богатыми на улицах города, Москва провела естественную селекцию своих жителей по социальному признаку, разделив их на автомобилистов и «детей подземелья», вынужденных в силу разных причин перемещаться по мегаполису на метро.

В некоторых развитых государствах общественный транспорт является демократичным и поощряемым обществом способом передвижения. Особенно это касается густонаселенных стран, таких как Южная Корея, Китай, Япония. Однако в России передвигаться на общественном транспорте это скорее символ неуспеха! Ведь унижение, которое испытываешь, пролезая под неработающим турникетом в автобусе или маринуя свое тело в толпе таких же подавленных попутчиков на Таганско-Краснопресненской Дороге Жизни в час пик, нельзя назвать демократичным. Если Вы хотите увидеть ад на земле, то спускайтесь в московскую подземку! Ад здесь не физический, а скорее эмоциональный. Вы где-нибудь еще видели столько несчастных лиц одновременно? Мне кажется, узники Освенцима, заходя в газовую камеру, и то имели более оптимистичный вид, хотя им в этом и помогали нацисты, делая надписи на душегубках «Баня» и «Столовая». Согласен, надпись «Метрополитен им. В.И. Ленина» может и не вызывает таких приятного слюноотделения, как «Столовая», но все же, господа, надо соблюдать приличия и следить за мимикой!

Половину из 90% создателей дурного эмоционального фона подземки составляют милые дамы, к которым, впрочем, не может быть претензий в силу их невысокого авторитета у офисных руководителей финотделов, распоряжающихся выдачами зарплаты. В данном случае, скорее не они создают фон, а он поглощает их! А создает его другая половина, вобравшая в себя удивительное разнообразие мужского лузерского истеблишмента. Здесь и вечно подающие надежды менеджеры, т.н. офисные сидельцы, и студенты, которым не повезло родиться у родителей, проспавших времена создания первоначального капитала, и работяги, едущие добывать прокорм для семьи из дальнего Подмосковья, и приезжие парни из других городов, клацающие зубами в порыве порвать «эту» Москву, ну или, по крайней мере, просто бабла заработать. К жертвам фона отнесу, пожалуй, только наших обиженных государством пенсионеров и последних из могикан «советского кодекса жизни», принципиально не желающих играть по правилам рыночной экономики.

Ну разве представшая картина не похожа на гетто, в которое заточены не самые лучшие представители человечества по классификации современной РФ? Лучшие ездят наверху, по автотрассам, сделанным из ценной породы пробкового дерева, контурами автомобиля охраняя вторжение в свою интимную зону. Те, кто рассекает столичный воздух на стареньких отечественных авто, скорее являются обслуживающим персоналом тех, кто ездит на марках ведущих производителей мирового автопрома. Им всего лишь на всего разрешили на время покинуть гетто и оставить след от протекторов на трассах Москвы.

О, как узники гетто хотят вырваться из него и стать полноценными гражданами столицы, а не быть безымянным пассажиром №69 в седьмом вагоне поезда на перегоне «Тверская-Театральная»! Но стать ими удается немногим. Большинство из них - это голодные до денег и жизненной реализации провинциалы, которые, вырвавшись из цепких лап самого красивого в мире метро, стараются больше в него не заглядывать, предпочитая ходить в магазин by the car и с удовольствием в разговоре с друзьями произносить: «Ой, а я то уже в метро сколько не был!...»

Обитателей благополучной наземной части города от несуразного попадания в метрогетто ограждают его бесплатные охранники в виде бомжей, кучкующихся на входе, к примеру, такой туристической станции как «Комсомольская». Заставить себя пройти через эти живые турникеты способен далеко не каждый благородный патриций, все же предпочитая потратить 300 рублей на такси.

Если же и случаются у представителей среднего и высшего класса (в европейском понимании этого слова) спелеологические вылазки в рукотворные подземелья, то происходят они как у Михаила Фридмана, проехавшегося пару станций в метро на спор. Вероятно, после этого подвига он ощущал себя так, как если бы Билл Гейтс благополучно пересек ночной Гарлем с «коробкой из под ксерокса» под мышкой. Или как у футболистов «Спартака», не желавших проигрывать межународный матч техническим нокаутом по причине 6-часовой пробки в Москве и предпочетшим спортивному позору позор социальный, всей командой проехавшись из центра до станции «Спортивная». Метропипл счел это схождением Богов под землю. Что ж, через 2000 лет после Иисуса…

Написать подобную заметку меня побудили многолетние наблюдения за социальным составом людей, перемещающихся в подземке. Сейчас для меня становится очевидным, что метролюди стали более однородными и безликими, чем еще 10 лет назад, когда на кольцевой можно было встретить уйму красивых девчонок, а прислушавшись к разговору соседей по вагону, обнаружить умный и интересный диалог. Отличительными признаками большинства метролюдей являются одежда с вещевых рынков, детективы Донцовой и Устиновой в руках, а также угрюмые лица, заставляющие присмотреться, не стоят ли их владельцы с табличками вроде «Я 3 дня не ел. Спасите.» или «Обокрали на вокзале. Дайте денег до Ростова.»

Я отнюдь не отношусь с неприязнью к этим людям, ибо сам являюсь одним из них. Просто, на мой взгляд, социальное расслоение людей становится все заметнее и если в масштабах России циркулирует понятие «Мкадландия», очерчивающее границы государства в государстве, то относительно самой Москвы актуально применить выражение «метрогетто», разделяющее слоем земли социальных винеров и лузеров.


P.S. Статья написана зимой. С наступлением весны и лета ситуация не выглядит столь критично, как описано. Но боюсь, года через два-три будет полностью соответствовать написанному.