Дао империи

Николай Семченко
Рецензия на книгу
Владимир Малявин, «Империя ученых», издательство «Европа», 2007 г.

Прошу вас: не начинайте знакомство с книгой Владимира Малявина «Империя ученых» с предисловия к ней. Философ Олег Генисаретский написал короткое, но настолько наукообразное эссе, что его, пожалуй, стоило бы «перевести» на язык, доступный обычному читателю, или хотя бы снабдить словарём терминов.
Предисловие пугает. Тот, кто никогда ничего не слышал о китаеведе Владимире Малявине, может решить: книга - очередная учёная заумь, эдакая академическая штучка, понятная лишь узким специалистам-историкам. К тому же она посвящена закату Ханьской империи и роли в ней некоего сословия ученых под смешным названием «Ши». Что за интерес нам в чьём-то далёком прошлом? В собственном бы разобраться! Но, как ни странно, вдумчивый читатель найдёт некоторые аналогии с историей нашего Отечества.
Новая книга В. Малявина - это, в сущности, расширенное переиздание его труда «Гибель древней империи», вышедшего 25 лет назад и почти сразу ставшего «дефицитом». Инакомыслящее меньшинство восприняло его как пророчество о приближающейся гибели советской тоталитарной империи.
С другой стороны, по мнению В. Малявина, закат империи - еще не смерть. Успех китайской цивилизации заключался как раз в неимперском: «В империи необходимо видеть историческую силу», она «воплощает избыточность бытия» и носит надэтнический, наднациональный, надкультурный характер. В этом ее могущество, которое укрепляли ученые Ши. Они изобретали вовсе не сверхсекретное оружие, а всего-навсего размышляли о жизни и определяли принципы Дао.
О, это таинственное Дао Китая! Его тайны и загадки Владимир Малявин постарался раскрыть в других своих книгах - о Лао Цзы, Конфуции, Чжуан Цзы и других знаменитых философах. На страницах «Империи ученых», кстати, щедро рассыпаны притчи и цитаты из трудов китайских мудрецов. Они помогают понять парадоксальную мысль ученого: закат могущественной Ханьской империи определил облик китайской цивилизации на много веков вперед, сделав ее великой Поднебесной.
В одном из своих интервью Владимир Малявин заявил: «Мы должны понять роль и положение России в современном мире. Думаю, что мы не можем просто отказаться от имперского наследия усилием воли. Россия изначально государство, которое было, есть и будет влиятельной геополитической силой. Думаю, что если бы мы, как советуют современные социологи, занялись «раскурочиванием» всех социальных институтов, мы бы пришли не к хаосу и к бесчеловечности, а к обнажению странной правды - мы более всего связаны друг с другом в момент, когда нас ничего не связывает. Именно Россия подталкивает нас к такому наблюдению. Я все чаще думаю, а, может, вообще «распустить Россию на все четыре стороны»?
Настолько все здесь хаотично, сделано «на живую нитку», настолько все институты текучи и постоянно сносятся подводным историческим течением. Я уже даже не боюсь этой мысли. У Жана-Люка Нанси, современного французского мыслителя, есть книга «Общество, которое перестало работать». Крах институтов общества, как ни странно, обнажает связь, которая не менее сильна, чем сила, с которой ее пытаются навязать. Между прочим, это именно то Дао, на котором стояла китайская империя. Это то, что спасало ее в постоянных гибелях, которые с ней случались с большой регулярностью, оставляя в то же время тем, что она есть».
Суждение, конечно, парадоксальное. Как парадоксальны и другие воззрения Владимира Малявина, например, о том, что наряду с развитием «империи ученых» существуют предпосылки возникновения «империи неучей» или «империи бессмыслиц». Что ждёт нас? Некоторые выводы можно сделать уже сейчас, внимательно проштудировав старую-новую книгу Владимира Малявина. Вообще, её полезно прочитать хотя бы затем, чтобы лучше понять не только Китай, но и собственную страну.