Экзамены -продолжение 3-

Сергей Аршинов
Кафедру теплотехники в училище возглавлял профессор Жуковский, который сам и читал все лекции по своему предмету. Это был добрейшей души человек, который ставил курсанту тройку уже только за одно то, что тот посещает его лекции. Ну а поскольку в военном училище просто так не посещать лекции практически невозможно, то двоек по этой дисциплине, если экзамен принимал профессор, просто не бывало. Если же курсант при ответе на билет еще и обнаруживал какие-то знания, то четверка ему была гарантирована.
Пятерки, правда, профессор ставил крайне редко, так как считал, что и сам далеко не все знает на «пять».
Когда готовились к экзамену по этому предмету, Сергей как-то не очень хорошо разобрался с темой «истечение». А тема эта была очень важной, так как являлась основой для дальнейших расчетов всевозможных сопел, в том числе и направляющих и рабочих турбинных лопаток.
Кроме того, эта тема была любимой темой профессора, именно по ней он в свое время написал и кандидатскую, и докторскую диссертации и являлся крупнейшим специалистом в стране, и так же как Михаил Александрович Евтухов, по своему коньку любил задавать вопросы курсантам.
Накануне экзамена консультацию проводил преподаватель, который в классе Сергея вел практические занятия. Озабоченный своей недостаточной подготовленностью по ключевому вопросу, Сергей поинтересовался, как принимает профессор, на что нужно обратить побольше внимания и еще о чем-то в этом же роде.
- Ну, вам-то не о чем беспокоиться! – начал свой ответ преподаватель, обращаясь к Сергею, и лишь потом дал разъяснения по сути его вопросов.
Сергей был даже несколько обескуражен, - он и не подозревал, что этот преподаватель, всегда такой холодный и строгий, ставивший в основном на практических занятиях Сергею четверки, и никогда даже намеком не показывавший, что хоть каким-то образом выделяет кого-нибудь из курсантов, на деле так высоко оценивает его способности, возможности и знания.
Гордость за себя любимого так расперла грудь нашего героя, что он решил, что на экзамене должен получить только пятерку (чтобы уж хотя бы не оскорбить чувства так, оказывается, хорошо относящегося к нему человека). А заодно, про себя, решил, что нужно будет постараться на экзамене попасть отвечать именно этому преподавателю – при таком отношении он даже в самой страшной ситуации меньше четверки не поставит.
Но получилось так, что, когда подошла очередь Сергея отвечать, этот преподаватель ушел на обед. В «доставшемся» Сергею билете из трех вопросов и задачи задача как раз оказалась из раздела «истечение», да и отвечать пришлось профессору.
С тремя первыми вопросами Сергей справился блестяще, а в задаче с расстройства так напутал, что не только запутался сам, но и запутал профессора. Причем запутал капитально! Они долго вместе разбирались, в чем же там дело…
И вот тут Фортуна решила еще раз продемонстрировать Сергею свой «нежный оскал», - он не только раньше профессора нашел ошибку и сообразил, в чем там суть, но и сумел как-то четко и доходчиво объяснить это профессору. Профессор был в восторге, - за последние лет двадцать это был первый случай, когда кто-то смог указать ему на его ошибку и грамотно объяснить, в чем она заключается. Весь сияя от умиления, с огромным удовольствием он поставил Сергею пятерку и долго жал руку на прощание.
Выйдя из аудитории, Сергей чуть ли не нос к носу столкнулся с возвращавшимся с обеда и, как оказалось, столь неравнодушным к нему преподавателем.
- Ну, как дела? Вы уже сдали? – спросил он и, получив утвердительный ответ, продолжил. – Кому отвечали?
- Профессору.
- И каков результат? – продолжил преподаватель свой допрос.
- Отлично, - с удовлетворением ответил Сергей.
- Молодец! Все правильно! Так и должно было быть! Я в этом не сомневался!!!
Такой откровенный восторг и такой яркий и бурный всплеск эмоций по поводу его успешной сдачи экзамена и вообще его способностей со стороны всегда столь ровного и сдержанного преподавателя непроизвольно наполнили Сергея безграничной гордостью за себя любимого, что он даже как-то по-особенному расправил плечи и решил, что уж теперь-то он вообще не может и все остальные экзамены сдавать ниже, чем на пять баллов. Решить-то он решил, но… как говорится, человек предполагает, а Бог располагает!
Во время последней учебной сессии (зимняя сессия на пятом курсе) предстояло сдавать экзамен по дисциплине «Ядерные реакторы». Думаю, никому не нужно объяснять, что все материалы, связанные с этим предметом, являлись не просто секретными, а были с двумя нулями, т.е. носили гриф «совершенно секретно».
В соответствии с этим заниматься их изучением в процессе подготовки к экзамену можно было лишь либо в своем учебном классе, либо на кафедре, да и то только во временных рамках работы секретной библиотеки. Билетов на экзамен выносилось около тридцати. Но в этот раз почему-то ведущий преподаватель – заместитель начальника кафедры капитан 1 ранга, доктор технических наук, профессор Юрий Васильевич Разумнов – дал курсантам лишь перечень вопросов, но не дал их компоновку по билетам. Курсанты не раз задавали вопросы ему по этому поводу, и он обещал дать, но ему все время что-нибудь мешало.
А это было плохо с двух, и даже с трех сторон. Во-первых, готовиться к экзамену нужно было не по билетам, как таковым, а по вопросам. А это значит, что если ты не выучил или плохо выучил, к примеру, три вопроса, то это неравнозначно тому, что ты не выучил один билет, - невыученные вопросы могут оказаться в трех разных билетах, а это значительно снижает твои шансы на успех.
Во-вторых, терялся смысл в технической стороне подготовки к экзамену, т.е. в написании шпаргалок. В самом деле, шпаргалки всегда писались не по отдельным вопросам, а по билетам в целом, и терпящему бедствие всегда приносили полный комплект. Если же не известна компоновка билетов, то какой прок от того, что будет известен номер доставшегося тому или иному курсанту билета?!
В-третьих, становится бессмысленной годами и поколениями отрабатывавшаяся и бесперебойно функционирующая система контактов курсантской братии с лаборантами секретных кафедр посредством чая по-капитански. Какой смысл, что мичманы разложат билеты по указанной схеме, если кроме самих номеров билетов о них больше ничего не известно?!
Накануне экзамена (а экзамен был назначен на 9 января, воскресенье), ближе к вечеру примерно треть класса – те, кому было все равно, и те, кто, видимо, был уверен в своих знаниях и считал себя полностью подготовленными – ушли в увольнение (благо, у пятого курса выход в город в неучебное время был свободным). Группа же ходоков из числа оставшихся отправилась на кафедру, чтобы еще раз попытаться достать билеты.
- Ну, что вам так дались эти билеты? – воскликнул одевающий шинель Юрий Васильевич. - Они закрыты у меня в секретном чемодане, а чемодан я уже сдал в секретную библиотеку и собираюсь уходить домой, так что снова его получать не буду! Завтра на экзамене все и увидите.
Расстроенные ходоки понуро поплелись на выход.
- А вы знаете, что завтра за день? – окликнул их курящий около входной двери на кафедру дежурный лаборант, ожидавший ухода последних преподавателей, чтобы закрыть и опечатать помещение.
- Конечно, знаем! – с нескрываемым раздражением и сарказмом ответили они. – Кровавое воскресенье!!!
- Примитивно мыслите! – с явной издевкой возразил лаборант. – Завтра день рождения Юрия Васильевича. А дальше думайте сами.
По возвращении ходоков в класс был собран большой хурал, на котором был разработан стратегический план.
Во-первых, по всему училищу – от интересующей кафедры до КПП на выходе из училища – были расставлены посты, которые должны были проследить и доложить в мозговой центр о том, что все сотрудники данной кафедры покинули училище. Как только такой доклад поступил, приступили к выполнению второго, который по праву считался самым опасным, серьезным, сложным и ответственным, т.е. ключевым.
Но, как потом оказалось, при всей опасности, сложности, серьезности и ответственности второго этапа ключевым стал третий этап. Но об этом чуть дальше.
Чтобы рассказать о втором этапе, нужно опять дать некоторые пояснения. Поскольку обучаются курсанты в военных училищах, где, как я уже рассказывал, изучают помимо прочих еще и секретные предметы, там существует масса секретной литературы, в том числе и секретные тетради, в которых ведутся конспекты по секретным предметам. Хранится все это в секретной библиотеке.
Поскольку даже представить себе трудно, чтобы перед каждой лекцией все курсанты, сломя голову, неслись в секретную библиотеку и выстраивались там в многочасовую очередь, чтобы сдать одну секретную тетрадь и получить другую, вся эта система разумно упорядочена. По каждому предмету секретные тетради курсантов каждого отдельного класса хранятся в отдельном чемодане. В каждом классе имеется секретчик, в обязанности которого входит, перед началом занятий или в перерыве между ними получить необходимый секретный чемодан, доставить его в аудиторию, раздать курсантам секретные тетради, по окончании лекции собрать их и сдать чемодан в секретную библиотеку.
Точно так же они получают и другую литературу, и все необходимое для самоподготовки.
Поскольку к старшим курсам количество литературы, тетрадей (а соответственно, и чемоданов), различных схем, плакатов и других наглядных пособий неизмеримо возрастает, то и секретчиков становится два, а то и три на каждый класс. Во время написания диплома каждый курсант пятого курса становится сам себе секретчик, получая персональный секретный чемодан со всей необходимой для написания диплома литературой.
Поскольку описываемый случай происходил до написания диплома, в этом классе было три секретчика. На хурале было решено, что все трое одновременно, прихватив еще пару человек «для оказания помощи» идут в секретную библиотеку сдавать наглядные пособия, которых при подготовке и сдаче экзамена требовалось огромное количество.
Пока четыре человека отвлекают работника секретной библиотеки (каждый плакат нужно было развернуть, «предъявить» его название и инвентарный номер, затем снова скрутить и убрать на место) пятый скрытно, под прикрытием очередного разворачиваемого плаката, пробирается в недра секретной библиотеки – работник этой библиотеки сидел на входе за соответствующей конторкой, как дежурный в камере хранения, - и там отыскивает секретный чемодан капитана 1 ранга Разумнова. Отыскав, он должен был его забрать и под прикрытием все тех же плакатов незаметно вынести из секретной библиотеки в класс.
Как бы это ни было тяжело, и как бы ни дрожали руки и ноги у всех пятерых, да и у оставшихся в классе тоже, этот этап операции удалось провести успешно. Но когда, примерно через полчаса (они явно перестарались с количеством подготовленных для сдачи плакатов, поскольку боялись, что «лазутчику» не хватит времени на то, чтобы отыскать и умыкнуть нужный секретный чемодан) секретчики, в надежде получить «свои» билеты, прибежали в класс, оказалось, что чемодан так и не вскрыт.
Бывало, что секретные чемоданы опечатывали, просто налепляя кусок пластилина прямо на крышку. Такую печать легко было снять с помощью лезвия, нитки или волоса. Бывали и другие разные варианты, в которых, в принципе, можно было вскрыть чемодан, не нарушая печати.
Чемодан же Разумнова оказался оборудован по всем правилам секретного делопроизводства, и срезать с него печать не представлялось возможным. Поэтому я и упоминал о приобретенном ключевом характере третьего этапа операции. Что толку выкрасть секретный чемодан из секретной библиотеки, если его невозможно вскрыть?!
Покружившись вокруг него еще с полчаса, как известная лиса вокруг кувшина, вконец расстроенные гардемарины решили, было, уже возвращать его на место. А для этого, между прочим, нужно было вновь проделать всю операцию с отвлекающим маневром. И стоило из-за того, чтобы просто принести чемодан Разумнова в класс, так рисковать?!
Но тут Сергею пришла в голову простая до гениальности мысль, что крышка чемодана крепится к основной части корпуса не только там, где у нее замки и, соответственно, печать, но и с другой стороны, - там, где петли!!! Если удастся разобрать петли, то крышку можно будет откинуть на замках, не нарушив печати.
При внимательном обследовании требуемой части чемодана было установлено, что петли на нем не сплошные, а составные, соединяющиеся шпилькой, которая, в свою очередь, удерживается не месте с обеих сторон двумя загнутыми металлическими лепестками, отходящими от основного корпуса. Отогнув эти лепестки, наши Робингуды легко проникли в вожделенное нутро заветного чемодана и обнаружили там искомый конверт с билетами.
Быстренько переписав содержание всех билетов, они аккуратно уложили все на свои места и закрыли чемодан. Но при загибании три из четырех лепестков обломились, и шпильки теперь свободно болтались в своих пазах и в любой момент могли из них выскочить. Тогда, если бы это произошло при транспортировке, чемодан бы просто самопроизвольно раскрылся, и все его содержимое вывалилось бы наружу, привлекая к себе внимание всех окружающих.
Но не даром говорят: голь на выдумку хитра! Не долго думая, недостающие лепестки заменили кусочками пластилина. Вновь была проведена операция с секретной библиотекой, - только теперь уже по получению все тех же плакатов.
Изумленный работник библиотеки никак не мог взять в толк, зачем нужно было сдавать такую кучу плакатов, чтобы через час их снова получить обратно?!
Утром в день экзамена класс выстроился в коридоре перед аудиторией, в которой предстояло сдавать экзамен. Старшина класса доложил капитану 1 ранга Разумнову, что класс готов к сдаче экзамена, поздравил его с днем рождения и пожелал, чтобы высокие показатели при сдаче экзамена стали лучшим подарком курсантов к этому празднику.
И праздник действительно состоялся, поскольку из тридцати одного курсанта, обучавшегося в этом классе, лишь трое получили четверки, а все остальные сдали экзамен на «ОТЛИЧНО»!!!

(Продолжение следует)