Учительница литературы

Валентина Карлстрём
Учительница литературы

Полноватая, 54 летняя женщина, жена полковника, с большими голубыми глазами, которые загорались внутренним светом, стоило ей заговорить о литературе, превращалась на глазах у всех слушающих в юную красавицу с одухотворённым лицом и уже нельзя было отвести взгляда от её лучисто-говорящих глаз. И вот эта-то женщина вынуждена была приехать к Казахстан, в Жаксы со своим мужем, как верная подруга .
Урок в восьмом классе начался нетрадиционно. Новая учительница по литературе, сказав весело, что имя её Мария, что в переводе с греческого госпожа, (Самсон)овна - солнце. И как только она это произнесла, то действительно стало сразу всем легко и весело и даже светлее в классе, словно луч солнца, который падал на её лицо, как резинка с листа стирает ненужные штрихи, стёр изумительно идущие ей морщинки и от лица её падал на парты отражением. Но это только так казалось. На самом деле ученики были уже довольно взрослые и понимали, что это только так кажется. Затем добавила, что родилась она в самом сладком городе, и предложила угадать в каком. Устав говорить горячее, или близко в конце концов назвала город Изюм и обвела класс вопросительно весёлым взглядом. На душе каждого ученика поднималось настроение и ни кому не хотелось отводить взгляд, а наоборот, поймать, встретиться и встретившись затаить в душе своей, словно этот взгляд принадлежал только тебе. Она разбудила интерес каждого к своему личному имени и на все вопросы, знала ответ и каждый получил огромное удовольствие от перевода. И только имени Валя не оказалось в греческом, а с латинского valle в переводе с немецкого - здоровье. Увидев её разочарование Мария Самсоновна объяснила, что многие имена имеют свои интересные переводы с других языков и урок затянулся. Никто не хотел уходить из класса домой и даже Валя, которой не нашлось достойного перевода её имени, влюбилась в неё. Она, словно купалась в её лучистом взгляде. Её нравилось в ней всё; манера говорить, носить длинные юбки и свободные кофты и блузки...Всё, всё нравилось в ней.
Закончилась пора изложений, приближалось время первых сочинений. Рассказывали интересные истории. Затем рассказывали истории по репродукциям с картин классиков художников, художников - передвижников принесённых ею в класс.. Дети впервые столкнулись со своим невежеством. Это она открыла им мир литературы и искусства. Без устали рассказывая о художниках, которые жили в одно время с изучаемыми писателями, она хотела объединить эти два искусства, два мира слова и цвета. По партам из рук в руки передавали картину "Не ждали" Репина. Рассказав о художнике, она обратилась к классу: "Сегодня необычный день в вашей жизни. Представьте, что Вы писатели и вы описываете не то, что видите, а что представляете...
Кто эти изображённые люди? Какое отношение имеет к ним герой картины, одним словом свободный полёт фантазии". Всем хотелось угодить новой учительнице. Валя никогда не получала высокую оценку за изложение, потому что имела большие проблемы с грамматикой. Она всегда сомневалась в написании и поэтому одно и тоже слово писала на всякий случай по разному. Эта маленькая уловка могла заставить сомневаться самого учителя (знает девочка грамматику или нет) пусть думает, что это не что иное, как описка. Но учителя почему-то так не думали и ставили "2 или 3" Но новая учительница и здесь подходила нетрадиционно. Она поставила всем по две оценки; одну за полёт фантазии, другую за грамотность.
А было это так. Читатель вероятно знает, что в каждом классе есть элита. И в этом была тоже. В неё входили сын секретаря председателя Исполкома с красивым именем Артур и другой сын, а это даже и неважно, он был однофамилец юного в ту пору поэта Е. Евтушенко, Миша Евтушенко и он был её тайным уколом в сердце. Когда она проходила мимо его дома, он смотрел на неё радостно. Возможно он смотрел так на всех проходящих мимо его дома, ведь дом стоял у дороги. Но тогда её казалось, что он рад ей и только ей, потому что она радовалась, видя его, ему одному. Но она также знала, что он предмет обожания её лучшей подруги и поэтому он оставался тайной её души, о которой она никогда и никому не говорила, да и сейчас я пишу по большому секрету, надеясь, что эта тайна останется с читателем.Да и как она не могла не любить его, когда он единственный заступился за неё, ещё пол года назад , новенькую, сидевшую тихо и скромно за своей партой , когда мальчик, по имени Артур(тогда она ещё не знала что он из классной элиты) но об этом не сейчас . К ней подошла её будущая подруга и позвала на перемену, рассказав по пути, что этот мальчик, который заступился, Миша Евтушенко и она его обожает и запела песенку Мишка,Мишка, где твоя улыбка...И восторг подруги, и его заступничество, и то что он был лучший ученик в классе -всё это заставило играть её воображение.Но зная, что она не отличница, как он, даже допустить в мыслях не могла, что бы открыться ему, или поощрить его взглядом или словом.Класс был интернациональный. Из 12 человек только два ученика казахской национальности, а все остальные представители разных республик.
Сегодня все сидели затаив дыхание. Работы сданы несколько дней назад и все ждали результат первого сочинения в своей жизни. Валя ждала со страхом, вот сейчас опять назовут её фамилию Макарова и ей не захочется идти к столу этой приятной учительницы и самоё страшное, с тетрадью отяжеленной двойкой возвращаться теперь уже перед всем классом на своё место, и поймать сочувствующий взгляд Миши. Поэтому она внешне скучающе-безразлично, но сжавшись от страха позора внутри, приготовилась слушать.Но учительница была столь хороша и доброжелательна, что страх стал отпускать и вот она уже со всеми откликнулась на призыв учительницы поаплодировать Мише, за успех. Он как всегда написал замечательное сочинение. Она с радостью ,как если бы это было её сочинение поаплодировала вместе со всеми.Стихли аплодисменты. И учительница продолжала, что " особенно мне бы хотелось остановиться на сочинении Макаровой... Валя, не поверив своим ушам, впервые за время обучения, услышала свою фамилию в ряде лучших, да и ещё слово "особенно "оглушило её. Стало тихо в классе, что слышен был стук собственного сердца. Так чувствует человек, получивший мировое признание., ну наверное Нобелевскую премию. Разумеется, тогда она не знала о такой премии, но то что её фамилия прозвучала из уст любимейшей ею учительницы , заставило её спрятаться во внутрь школьной формы, и она, худенькая девочка почувствовала себя уменьшающейся на глазах всего класса, как Алиса в стране чудес. Ноги не слушались... А учительница продолжала говорить о её находках и тут некстати зазвенел звонок. А она хотела слушать ещё и ещё. И словно угадав её желание Мария Самсоновна( которую она любила в независимости от похвалы) называла её по имени и это нелюбимое ею своё имя, но произнесённое любимой учительницей сейчас ласкало слух. А тут звонок. Миша взглянул на неё с уважением и как добрый мальчик готов был поделиться первенством.За фантазию было всего две пятёрки.
Ах, какой был день. Солнце светило по особенному. Она явственно слышала пение птиц, но зимой они не поют..Дома была тишина, мама ещё на работе и она стала ждать её с нетерпением. А вот и кульминационный момент ожидания. Мама вошла в дом и дочь поняла, сейчас не лучший момент говорить ей что либо с ней, бледной от усталости и сосредоточенной в себе.Вот так всегда, когда Валя начинала что либо рассказывать, то та либо отмахивалась, либо перебивала. Если дочь рисовала для неё открытку весь вечер, а иногда и ночь( что бы мама не видела ) к 8 марта или новогоднюю, мама бросала быстрый взгляд и тут же забывала об этом.Что ж,Валя привыкла к безразличию, но сегодня её радость, клокотавшая в душе, бившая как в лихорадке её тело, оставила горечь и постепенно улеглась.
А на другой день весь класс был отпущен с урока литературы, потому что полк расформирован и учительница литературы , она же жена полковника, должна была уехать не попрощавшись и за неё извинился директор школы.
Все сидели тихо. Никто не был рад свободе. Какой же длинной была дорога домой. И она впервые не взглянула в Мишино окно, когда проходила мимо, ни сегодня и ни в другие дни.