Замки Луары

Наталья Шауберт
В каждой стране есть местность, которую можно назвать её «сердцем», местность, которая вмещает в себя все самое главное, характерное для национального духа страны. Во Франции это долина Луары — «самой французской реки», по выражению Гюстава Флобера. Судьба замков Луары богата событиями, как и сама судьба Франции. Уже давно не освещены королевским блеском и властью прекрасные дворцы, и не раз за время своей истории переходили они из рук в руки, перестраивались, разрушались и снова восстанавливались, наконец превратившись в музеи, но, до сих пор можно смело утверждать, что замки Луары — это сверкающее драгоценное ожерелье в сокровищнице прекрасной страны. «Свадебным платьем Франции», ее садом, называют долину Луары сами французы. С рекой Луарой связаны жизнь и творчество многих писателей, поэтов, философов Франсуа Рабле, Пьера Ронсара, Рене Декарта. Оноре де Бальзак начинал именно в этих местах создавать свою знаменитую " Человеческую комедию ", а Марсель Пруст написал " В поисках утраченного времени ".
Долина Луары, второй после Рона по величине реки Франции - край зелени и холмов, считается самым спокойным и тихим уголком Франции и очень ценится за мягкий климат, за свою уникальную красочность в пастельных тонах. На берегу ее расположен Нант, город Жюля Верна, административный центр департамента Атлантическая Луара. А «королевской» река стала в XIV -XVII вв., когда была избрана французскими королями местом для строительства прекрасных дворцов: Шамбор, Амбуаз, Шенонсо и других (всего в долине Луары находится 75 замков!).
Амбуаз

 Он вошел в историю приблизительно около 503 года. Король древних франков Кловис, встретился с королем вестготов Аларихом на острове Св. Иоанна, расположенном посреди Луары, а вскоре появился и этот величественный замок. Неоднократно подвергавшийся набегам норманнов, он был присоединен позднее к землям Анжуйских графов, чтобы затем стать частным владением знаменитой династии Амбуаз-Шомон.

Начиная с 1431 в Амбуазе находилась резиденция короля Карла VIII. Карл, как и любой смертный, хотел создать свой дом, свой очаг, но, конечно, по-королевски! Из Италии им были привезены лучшие мастера, чтобы возвести на месте старого средневекового замка огромный дворец с парками и садами, подобный увиденному им в Неаполе. Работы были начаты и шли полным ходом, когда король неожиданно умер. Строительство прекратилось. Замок так и остался хаотическим нагромождением старых и новых конструкций. Но и сегодня в Амбуазе можно почувствовать аромат эпохи Возрождения.

В подвальном этаже замка рядом с огромной кухней с монументальным камином и причудливой утварью тех времен разместился маленький музей машин и механизмов, созданных по чертежам Леонардо да Винчи. Здесь, во дворе церкви Святого Флорентина, он нашел свой последний приют. Позднее, прах Леонардо был перемещен в Италию, но и сейчас можно с трепетом пройтись по тем самым мостовым, что хранят память о шагах великого Леонардо. Он поселился здесь, приехав по приглашению Франциска I, и привез с собой во Францию три картины, среди который была и его знаменитая "Мона Лиза ". Художник попросил ее у хозяина картины, чтобы доработать портрет, но на самом деле, он просто не мог расстаться с этой работой, и после смерти Леонарда, картина навсегда осталась во Франции.

А в городском музее почты хранятся пистолеты, из которых, по преданию, был убит на дуэли Александр Сергеевич Пушкин.
Блуа.

Молодой Франциск I вступил на французский престол в 1515 году. Он сразу начал перестройку и другого знаменитого замка Луары, Блуа, намереваясь затмить его великолепием Ватиканский дворец. Построенные в несколько ярусов открытые галереи с арками, обрамлёнными полуколоннами, пилястрами и рельефами, повторяют рисунок лоджий Ватикана, которые, в свою очередь, являются эхом архитектуры знаменитого древнеримского амфитеатра Колизея.
Это было своего рода новаторством, впервые французский замок смотрел на город не толстыми стенами и крепостными башнями, а лоджиями, это был новый, ренессансный стиль архитектуры. В мотивах украшений замка часто встречается саламандра – геральдический знак Франциска. Вообще из всех французских королей, удостоивших своим посещением замки Луара, именно Франциск 1 оказался самым деятельным, ведь он приютил не только великого Леонардо, но и известного итальянского скульптора и ювелира Бенвенуто Челинни, намереваясь с его помощью построить огромный охотничий дворец Шамбор.
Причем, новатор Франциск нашел средства на построение этого дворца, а вот на выкуп у испанского короля своих сыновей денег у него не нашлось. В результате богатые наследники просидели четыре года в испанской тюрьме! Замечательный образчик пассионарного служения своему делу и хороший пример градоначальникам и правителям всех времен и народов.
Шамбор

Замок Франциска I с неповторимыми по красоте террасами на крышах, расскажет путешественнику о королевских охотах и многодневных празднествах, проходивших здесь во времена Франциска I, Генриха II, Людовика XIV и Людовика XV. Здесь инсценировались когда-то пьесы Мольера под музыку Жана-Батиста Люлли. Но это уже из более поздних событий, в начале же своей истории Шамбор задумывался, как феодальный замок. Однако, во время строительства, приобрел два симметричных крыла – королевские покои и часовню.
Симметричное построение жилого корпуса с похожими друг на друга апартаментами для дворцовой знати, расположились между королевским крылом и крылом с молельней, символизируя переход власти земной, преходящей, во власть небесную, вечную.
Охотничья резиденция короля, Шамбор был запланирован, как место не слишком часто посещаемое, но масштабы строительства поражают даже сейчас, в замке 440 комнат, 74 лестницы! А лесной парк вокруг замка, стал сегодня национальным охотничьим заповедником. Он обнесен самой длинной во Франции стеной протяженностью в 32 километра (для сравнения: кольцевая дорога вокруг Парижа – 36 км). Здесь и сегодня можно охотиться, в этих лесах по-прежнему водятся дикие кабаны, олени и лани.

Шенонсо.

С Шамбором соперничает по популярности знаменитый «дамский» замок Шенонсо. Это удивительный по красоте замок на реке, задуманный и обустроенный выдающимися женщинами Франции: Дианой де Пуатье и Екатериной Медичи. Он строился с 1513 по 1521 год.

Знаком ли вам знаменитый канон красоты?

Три вещи должны быть белыми: кожа, зубы, руки.
Три – чёрными: глаза, брови, ресницы.
Три – красными: губы, щёки, ногти.
Три – длинными: тело, волосы, пальцы.
Три – короткими: зубы, уши, ступни.
Три – узкими: рот, талия, щиколотки.
Три – полными: руки, бёдра, икры.
Три – маленькими: нос, грудь, голова.
 А известно ли, кто был автором этих слов? Фаворитка Генриха II Диана де Пуатье. Впрочем, фаворитка – звучит как-то не совсем верно, когда мы вспоминаем эту женщину.
Каждый день она просыпалась вместе с солнцем, принимала ледяную ванну и затем – непременные верховые прогулки не менее двух часов и в любую погоду! Диана была образована и умна, проповедовала сдержанность в еде и питье, отвергала алкоголь, табак и косметику, писала неплохие стихи.
Совсем девочкой она была отдана замуж за старого барона. Овдовев, все силы посвятила самообразованию и самосовершенствованию. Покоренный умом и изяществом ее манер, король Франциск отдал прекрасной вдове на воспитание своего младшего сына Генриха. Разница в возрасте у наставницы и ученика была - девятнадцать лет. Но, это не помешало юному Генриху полюбить Диану, и сохранять ей преданность даже после его династического брака с Екатериной Медичи. Став королем, он учредил даже ее эмблему в виде полумесяца - знак Дианы-охотницы, и одевался в цвета своей фаворитки - белое и черное.
Немало преобразований и новшеств в архитектурном оформлении замка были сделаны, благодаря стараниям и тонкому вкусу Дианы. Одновременно с сокровищами своей короны, Генрих II сделал еще один подарок своей фаворитке, простив ей часть обязательного в то время налога, который вернул ей лично. Благодаря этим средствам Диана де Пуатье смогла с 1551 года предпринять работы по благоустройству замка , включая перепланировку парка и сада, в котором росли овощи и фрукты, считавшиеся в ту пору экзотическими, например артишоки и дыни. Она заставила промерить глубину реки Шер и приказала построить мост, который был возведен по проекту Филибера Делорма. В 1559 году, как и предсказал ему когда-то Нострадамус, Генрих II скончался от смертельной раны, нанесенной ему на турнире копьем Монтгомери. Королева Екатерина, став регентшей, поспешила вернуть себе Сокровища Короны и, в первую очередь, замок Шенонсо. Всегда отличавшаяся мудростью Диана поняла, что лучше уступить, и удалилась в замок Анэ, где она и умерла в возрасте 66 лет.
 Здесь же, В Шенонсо, после возвращения из Польши Генриха III, проходили знаменитые балы в стиле празднеств Плесси-ле-Туре, когда женщины одевались в мужские костюмы, а мужчины в женские. Генрих III любил надевать на балы платье из розовой с серебром парчи, волосы его украшали бриллианты, а шею обвивала нитка жемчуга. По словам французского хроникера Пьера д'Этуаля, "глубина его декольте не позволяла определить с первого взгляда, кто перед вами - король-женщина или королева-мужчина".
 В 1733 году герцог Бурбонский продал замок богатому банкиру Клоду Дюпену. Его жена, поклонница искусств, литературы и театра, открыла в Шенонсо модный салон, который посещали многие знаменитости той эпохи: Фонтенель, Бюффон, Монтескье, Вольтер, мадам де Теней, мадам дю Деффан...
 Сам Жан Жак Руссо был когда-то секретарем мадам Дюпен и наставником ее дочери.
В 1914 году замок был преобразовал в госпиталь, где размещалось более 2000 раненых. Во время второй мировой войны здесь находился связной пункт для местных партизан, участников французского «Сопротивления».
В служебных помещениях находится музей восковых фигур, где воспроизведены сцены из жизни замка. Там можно увидеть Екатерину Бойе с менестрелем, Диану де Пуатье на охоте, Генриха II и Диану, мадам Дюпен, принимающую Руссо и Вольтера, а также воспроизведение обстановки военного госпиталя 1914 года.
Шомон.
Окруженный вековыми лесами, возвышается на скалистом берегу реки замок Шомон. Скульптурный фриз, расположенный на донжонах и прилегающих к ним стенах, изображает гору, объятую пламенем (по-французски, “Chaud montu), что объясняет название замка.
При Екатерине Медичи в замке находилась богатая библиотека и астрономическая обсерватория астролога Козимо Руджери, здесь королева “консультировалась” со звездами. В замке можно увидеть редчайшие гобелены XVI века с аллегорическими изображениями планет и дней недели, а также замечательная испанская майолика XVII века со сценами охоты.
В Шомоне в окружении близких друзей жила когда-то писательница мадам де Сталь, высланная из Парижа Наполеоном Бонапартом.
 Каждое лето на ферме при замке проводится известный во всем мире Международный Фестиваль Садов.
Юссе.
Построенный в XV и XVI веках этот замок состоит из трех жилых корпусов, выходящих на двор, откуда открывается прекрасный вид на Эндр. Фасады замка оформлены в стиле раннего французского Возрождения.
 Считается, что именно сказочно прекрасный Юссе вдохновил Шарля Перро, который часто бывал в поместье, на создание “Спящей Красавицы”.
Азэ-Ле-Ридо.
 Этот замок - один из шедевров французского Возрождения.
 Супруга владельца замка - банкира и финансиста Жиля Бертело - Филиппа Лебаи сама руководила строительными работами. Впервые парадная лестница не выносится отдельно, а размещается внутри здания.
Залы украшены фламандскими гобеленами на библейские сюжеты. Бальзак называл этот замок “граненым бриллиантом, вставленным в оправу реки Эндр”.
Летом здесь устраиваются музыкально-световые спектакли, гремит музыка, плещется на стенах замка разноцветье новой эпохи.
Шеверни.
Анрм Гюро, граф де Шеверни, закончил строительство замка в 1634 году. Это один из самых ярких примеров архитектуры времен Людовика XIII.
В большом салоне находится портрет школы Рафаэля, а в обеденном зале – исполненные юмора и иронии картины, из истории жизни Дон Кихота.
 Стены и потолок «Королевской комнаты» украшают расписные деревянные панно и шпалеры, вытканные на парижской мануфактуре. В комнатах - мебель эпохи Людовика XIII. По преданию, в небольшом павильоне в парке замка в 1616 и 1620 годах писал свои пейзажи молодой Никола Пуссен.
 В замке и поныне живет прямой потомок графа Шеверни, маркиз де Вибре. Жилище маркиза всегда открыто для посещений, и путешественники могут полюбоваться и красотами замка, и, поражающим своем изяществом, парковым ансамблем, разбитым вокруг него, а если повезет, то можно стать свидетелем кормления охотничьих собак, которые тоже являются гордостью семьи Шеверни.
Анже.
Эта крепость с семнадцатью башнями пятидесятиметровой высоты строилась Святым Людовиком IX с 1228 по 1238 год. Вокруг стен вырыт глубокий ров. Главный вход в крепость - через подъемный мост. Настоящий бастион! Но сейчас, на дне оборонительного рва разбит замечательный сад, где прогуливаются павлины.
 Анже знаменит своей шпалерой (ковром) на сюжет Откровения Святого Иоанна Богослова, работа Николя Батайе. Этот ковер - самый старый (1380 года) и самый большой по своим размерам во Франции. Здесь же - шесть гобеленов, шесть картин на темы Апокалипсиса - настоящее сокровище замка.
Лош.
Самый выразительный пример укрепленного замка средневековой Франции. Людовик XI превратил когда-то эту мощную крепость в тюрьму. Башня Мартелло известна своими тюремными камерами, где сидели многие знатные лица Франции.
 В Лоше жила «Прекрасная дама» Агнесса Сорель, фаворитка Карла VII. В ее честь названа одна из башен замка.
 Карл VII, большой ценитель женских прелестей, не смог когда-то пройти мимо этой фрейлины, которую называли королевой Сицилии. Она была так прекрасна, что увидев впервые, «очарованный, он с восторгом созерцал ее пепельного цвета волосы, ее голубые глаза, ее совершенный нос, ее очаровательный рот, ее обнаженную грудь» (С).
Агнесса стала одной из многочисленных жертв дворцовых интриг, была отравлена и скончалась молодой в 1450 году. Ее белое мраморное надгробие - настоящее произведение искусства, хранящееся в стенах замка.
Серран
 Замок выходит фасадом на пруд и романтический парк, который считается самым красивым на Луаре. Внутри замка сохранилось его первоначальное убранство и мебель в стиле ампир.
Собранная прадедом сегодняшнего владельца замка библиотека - одна из самых полных и прекрасных во Франции. В ней хранится более десяти тысяч томов, в том числе подлинные прижизненные издания авторов.

История замков Луары, это и история Великой королевской династии. История роскоши и расцвета эпохи Возрождения во Франции. Достигнув своего апогея при Екатерине Медичи, она начинает угасать при трех ее сыновьях, которые сменяют друг друга на троне Франции - Франциске II, Карле IX и особенно при Генрихе III. Затем годы религиозных войн, ночь Св. Варфоломея, чума, неурожаи и голод, довершают упадок Великой Эпохи. Богатство знати и буржуазии быстро проматывается при дворе. Долина Луары скудеет. Угасает производство ковров, гобеленов и шелка, нищает сельское хозяйство. С упадком долины, совпадает и закат династии Валуа.

Все реже совершаются роскошные королевские выезды, прекращаются празднества и развлечения во дворцах и замках, созданных специально для этих целей. Короли начинают отдавать предпочтение более огромным, монументальным дворцам.
Восходит звезда Фонтенбло. Замки Луары сходят со сцены истории.


 Сегодня же они являются лучшими свидетелями славных страниц истории Франции. Любители истории и архитектуры не раз отмечали, как удачно смешиваются здесь разные стили, направления - старые и новые, как о многом могут рассказать путешественнику бережно сохраненные свидетельства прошлой жизни. Удивительно и то, что камень, из которого построены луарские замки, постоянно светлеет, как будто высвечивается солнцем, шлифуется временем, как будто только светлую часть своей истории хочет сохранить в стенах средневековых замков.
 После осмотра замков, так приятно побродить по улицам луарских городков: Амбуаза, Монришара, Блуа, выпить кофе на террасе в кафе с видом на реку или посетить спрятанные в подножье скал крестьянские дома, которые называют здесь «троглодитами».
 Они строились в тех местах, где извлекали известняк – строительный материал для замков. В этих полу-пещерах когда-то можно было спасаться от жары и холода, а то и просто спрятаться от нежданных врагов. Сейчас в них можно открыть для себя уютный ресторанчик, маленькую гостиницу или старинный винный погребок и обязательно попробовать знаменитые луарские вина: из белых – «Вуврэ», из красных – «Шинон» и «Бургей».
А чтобы почувствовать, как медленно и плавно идет здесь время, перетекая из одного века в другой, надо просто посидеть на берегу реки, слушая шелест волн или старинную рыбацкую песню.

Статья опублиуована в журнале "Гулливер" в сентябре 2006 года. Мюнхен. Германия