Мы за мир с позиций силы!

Дмитрий Шишкин
Студенчество – это сообщество молодых людей, сознательно, а в некоторых случаях и бессознательно, стремящихся к получению образования, приравнивающегося государством к категории высшего.
Процесс усвоения знаний – штука специфическая.
Но ещё более сложная вещь – это формирование мировоззрения будущего интеллигента (хотелось бы так думать).

В качестве примера, свидетельствующего о сумбуре, иногда царящем в горячих студенческих головах, хочу рассказать следующее…

ВЛИЯНИЕ МИНУВШИХ ДНЕЙ ДАЛЁКИХ

В июне 1979 г. достославное руководство нашего института, заботясь о здоровье своих подопечных, подорванном за время сессий, традиционно послало студентов «индуса» на…
На ЮГ оно нас послало, на ЮГ.
На юг нашей необъятной Родины – Союза Советских Социалистических Республик.
Двести человек Студенческого строительного отряда (ССО) «Фанагория-79», прибыли в пос.Сенной, который располагается на берегу Таманского залива Таманского полуострова Краснодарского края.
Прекрасная возможность позагорать, покупаться в Чёрном море, поездить на экскурсии, перемежая это трудом на виноградниках винодельческого хозяйства "Фанагория», местном винзаводе и других не менее важных работах, связанных с обеспечением населения страны фруктами и овощами. Что самое интересное, нам за наш отдых ещё и деньги платили…!
В одни из выходных наши бригады грузчиков попросили срочно затарить несколько вагонов марочным виноградным соком, который отправлялся в Москву в рамках подготовки столицы к встрече Олимпиады-80. Нет проблем – загрузили. Опыт имелся (см. рассказ «ШАБАШКА»).
В качестве поощрения нас в понедельник отправили в турпоездку в г.Анапу. Совхоз дал свой автобус с тем условием, что обратно мы будем добираться сами. Руководство стройотряда в борьбе за дисциплину поставило жёсткое условие - возвратиться в лагерь мы должны были ОБЯЗАТЕЛЬНО к 22-00, чтобы потом нас не искать по всему Черноморскому побережью.
На том, как мы там отдыхали, останавливаться не буду. Купались, загорали, пили местное вино «Анапа»…
Обратно вечером добирались на попутках. Время уже очень сильно поджимало. Водитель грузовой машины за символическое вознаграждение в пачку болгарских сигарет «Радопи» подвёз нас до посёлка Сенного. До берега моря, где и был наш лагерь, надо было идти пешком около одного километра через переулки посёлка.
Мы построились в колонну по трое и строевым шагом, как учили на военке (см. рассказ «ВОЕНКА»), зашагали по слабо освещённым улицам посёлка. Из первых рядов поступила команда: «Песню запе-е-вай!». Дружно, хором, голосами отдохнувших молодых и боевых парней, мы запели песню на стихи А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Приведу несколько строк:
«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
…..
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею…?
…..
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они»

Первое, что хочу отметить: это знание слов первоисточника. Стихотворение длинное, но мы его пели самозабвенно от начала и до конца.
Второе: после каждого четверостишия у нас шёл следующий припев:
«Так, громче музыка играй Победу,
Мы победили, и враг бежит, бежит, бежит.
Так, за Царя, за Родину, за Веру
Мы грянем громкое: «Ура! Ура! Ура!»

Третье, и самое главное. Дело в том, что эта песня с 1918 года была Гимном Российской Белой Гвардии.

Местные жители выглядывали из дворов. Такого они не видели и, уж подавно, не слышали. Громко лаяли перепуганные собаки.
Ровно в 22-00 мы с этой песней, маршируя, вошли в свой лагерь под шквал аплодисментов, т.к. нас уже ждали коллеги и переживали о том, что мы можем во время не вернуться.
Что это было? Почему пели именно эту песню? Пойди, пойми…

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ.

Студенческая молодёжь – это продвинутая молодёжь. А кто бы спорил?! За событиями в стране и за рубежом следили. Новости смотрели.
Как раз в это время в столице Австрии Вене 15—18 июня 1979г. состоялась встреча Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева и президента США Дж. Э. Картера. Были заключены серии соглашений об ограничении стратегических вооружений между СССР и США, названных в целом ОСВ-2. В Вене было подписано четыре документа: Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений, протокол к нему, совместное Заявление о принципах и основных направлениях последующих переговоров об ограничении стратегических вооружений, а также документ «Согласованные заявления и общие понимания в связи с Договором между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений».

В лагере ССО «Фанагория-79» незамедлительно во всю длину и ширину большой стены щитового «барака», где мы жили, расположенного по центру, огромными белыми буквами нами был начертан лозунг:
«МЫ ЗА МИР С ПОЗИЦИЙ СИЛЫ! ДОЛОЙ ОСВ-2 !»

А это уже говорит о многом – недовольство решением, принятым руководством СССР, без всяких сомнений. Неприятие политики США – это, как минимум…
Если кто не верит – то у меня есть фотографии…

Никто из руководства лагеря и ССО даже не пикнул.
Эта надпись была почти до самого последнего дня пребывания нашего стройотряда в Фанагории.
Недели за две до конца нашей смены из института приехала комиссия – смотреть готовность лагеря для приёма второй смены.
Видно кто-то «умный» подсказал, что «лозунг какой-то не такой – идёт в разрез с политикой Партии и Правительства…».
Комиссар отряда подошёл к нам и, как-то смущаясь, попросил закрасить надпись. Дал ведро коричневой краски. Закрасили.

ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ.

За всех не буду говорить, но, скорее всего, атеистическое. Однако, о Пасхе, Рождестве, Крещении всегда помнили. Это наследственное, переданное от бабушек, дедушек и родителей.
В многочисленные городские церкви ходили из любопытства, а также в главные религиозные праздники по направлению институтского оперативного комсомольского студенческого отряда для охраны общественного порядка, надев красные повязки с надписью «Дружинник». Командир отряда всегда подходил к Батюшке, докладывал ему о том, что прибыли для несения службы. Тот благословлял. Так и несли «службу» - Батюшка свою, а мы свою, наблюдая при этом за отправлением обряда. Верующих собиралось очень много.
В церковной сторожке около церкви, сменяя друг друга на улице, находилось 2-3 милиционера и «человек в штатском» из «конторы глубокого бурения» (КГБ).

В параллельной группе учился парень – «погоняло» у него было «Стос», т.е. сокращенно от «Христос». Не путать с карточной игрой «стос» (более ранний вариант - штосс, фараон)…
Он был из семьи староверов, где в основном его воспитанием занималась бабка-кержачка. Нательный крест носил постоянно. В комсомоле не состоял. Очень умный. Худой, как велосипед. На все лекции ходил добросовестно, включая военные дисциплины и «Научный коммунизм». Со сдачей экзаменов по этому предмету, как можно предположить, у него и возникали постоянные проблемы. И всё… Окончил он ВУЗ почти с отличием.
После того, как мы закончили обучение на военной кафедре (см. рассказ «ВОЕНКА»), «Стос» отпустил бородку и стал действительно похож на Исуса Христа. Распятия только не хватало…
Учились среди нас и мусульмане, в основном татары, башкиры, узбеки… Из других национальностей – ханты, немцы, поляки, корейцы… Никто, никогда и нигде не поднимал тему межконфессиональных взаимоотношений. О конфликтах на межнациональной почве вообще молчу… Их просто не было.

Как это всё перемешалось в советском общественном сознании…
И как потом всё это разлетелось на мелкие острые осколки, порезавшие очень многих до крови…

Именно так всё и было….

Фото: 1979 год.


18.01.2007