Реальная педагогика средней специальной школы

Виктор Терехов
Реальная педагогика средней специальной школы
Как не надо учить

Пособие для преподавателей

Педагогика – что это?
Педагогика – псевдонаука о том, как правильно учить и воспитывать студентов.
Педагогика – наука о том, как оградить преподавателей от дурного влияния студентов, а студентов от произвола преподавателей.

Объектом педагогики являются недоразвитые субъекты.
Задачами педагогики являются их развитие, образование и воспитание.

Образование
-----------
Образование – единый процесс формирования студентов вопреки стараниям педагогов.
Образование – процесс формирования (образования) личного капитала преподавателя, процесс перехода нематериального в материальное.
Содержание образования – совокупность бессистемных знаний и неопределенного уровня развития личности студента.
Цель образования – развитие тех свойств личности студента, которые кажутся значимыми преподавателю.

Педагогический процесс – это бессистемное и неорганизованное взаимодействие преподавателей и студентов, направленное на решение личных целей. Цели преподавателей и студентов, как правило, не совпадают.

Воспитание
----------
Воспитание – специально организованная деятельность педагога по реализации в студентах качеств личности, не реализованных в себе.
Воспитание сложный и запутанный процесс. Иногда, незаметно для себя, воспитатель становится объектом воспитания.

Личность – личина, тип.

Роль среды в развитии личности
Среда – переломный день недели. Среда пришла – неделя прошла. Редкие студенты посещают занятия после среды.
Социальная среда – среда, в которую студентам выдают стипендию. Стипендия является социальной из-за размера.
Домашняя среда – среда, в которую студент весь день находится дома.

Методы воспитания
-----------------
Требование – приказание в ультимативной форме.
Убеждение – просьба выполнить требование.
Наказание – принуждение выполнить требование.

Типы студентов
--------------
I тип студенты, которые не понимают учебный материал и не понимают, что они не понимают.
II тип студенты, которые не понимают учебный материал, но понимают, что они не понимают.
Студенты других типов встречаются очень редко.

Обучение
--------
Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию того, как в условиях бесплатного образования и обучения преподавателю получить хоть какие-то дивиденды.
Дидактика – раздел педагогики, отвечающий на вопрос: «Как не надо обучать?»
Предметом дидактики выступает обучение, как средство нищенского существования преподавателя.

Принципы дидактики
------------------
1. Не навреди себе (целесообразность). Думайте, прежде всего, о себе. Старайтесь не навредить себе сами и следите, чтобы вам не навредили студенты.
2. От простого к простейшему. Начинайте объяснение с простого. Убедившись, что материал не понят, переходите к объяснению простейшего.
3. Околонаучность. Употребляйте научные словечки. Это могут быть незнакомые термины из смежных дисциплин. Злоупотребляйте фразами «научно доказано», «из науки достоверно известно», «ученые доказали», "нет сомнения в том, что" и т.п.
4. Ненаглядность. Преподаватель, применяя наглядность, делает материал еще более недоступным для понимания. Особенно этому способствуют сложные схемы и графики.
5. Недоступность. Учебный материал студентам недоступен. Преподаватель недоступен студентам. В идеале – студенты недоступны преподавателю.
6. Зубрежка. Зубрежка – побочная дочь учения. Зубрежка полезна тем, что развивает речевой аппарат студента.

Методы обучения
---------------
Методы обучения - это основные виды деятельности преподавателя и студента, обеспечивающие преподавателю нищенское существование, а студенту дискомфорт.
Прием – способ получения от студентов или их родителей материальных средств.
Средства обучения – материальное воплощение приёма.

Классификация методов обучения по способам получения и соответствующим им приёмам передачи информации:
1. Зрительские. Студенты исполняют роль зрителей. Преподаватель молча показывает, зрители смотрят. Способ передачи информации называется втиранием.
2. Слушательские. Студенты и преподаватель говорят одновременно. Прием передачи информации называется вешанием.
3. Трогательные. Преподаватель объясняет, надеясь, что кого-то это трогает. Студенты трогают руками окружающие их предметы. Прием передачи информации называется вдалбливанием.
4. Вкусовые. Преподаватель пытается решить задачу, а студенты подсчитывают минуты, оставшиеся до обеда. Соответствующий прием передачи информации впаривание.
5. Обонятельные. Через открытую дверь кабинета проникают запахи из буфета, студенты подсчитывают секунды, оставшиеся до обеда. У преподавателя аллергия на запахи, группу и все происходящее на уроке. Прием передачи информации - чихание.

Новые технологии обучения
-------------------------
Алгоритмизация. Сущность технологии в усложнении простых операций с помощью ошибочных алгоритмов. Наиболее эффективны зациклившиеся алгоритмы. Они позволяют занять студентов на неограниченное количество времени, которое требуется преподавателю для решения собственных проблем.
Программированное обучение. Сущность технологии в замене преподавателя источником информации на каком-либо носителе.
Проблемное обучение. Сущность технологии состоит в создании преподавателем проблем студентам. Наибольший эффект приносят неразрешимые проблемы.
Кейс-технологии. Сущность технологии в том, что преподаватель вместо объяснения материала и ответов на вопросы студентов дает ссылки на источники информации.

Урок – основная форма учебных занятий
-------------------------------------
Урок – ограниченный звонками отрезок времени, в течение которого преподаватель и студенты пытаются воздействовать друг на друга.
Для урока характерно то, что неусваивание учебного материала происходит в основном именно на уроке.

Типы уроков
-----------
1. Урок изучения нового материала урок, на котором преподаватель изучает учебный материал следующего урока.
2. Урок повторения и закрепления – урок, на котором преподаватель многократно повторяет прописные истины и закрепляет их в сознании студентов какими-либо действиями. При этом полезно использование пособий, например, указки.
3. Контрольный урок – не контрольный выстрел, но достаточно эффективный способ борьбы преподавателей за свои права.
4. Комбинированный урок – упаковка первых трех типов урока в один флакон.

Этапы урока
-----------
1. Организационный момент. Позволяет преподавателю с первых минут урока поставить студентов на место. Преподаватель сообщает, кого он рад видеть, а дежурный (староста) информирует, кто не разделяет радость преподавателя. Интересен опыт начала урока по третьему звонку (первые два предупредительные).
2. Опрос. Он позволяет преподавателю убедиться в том, что никто из студентов к уроку не готовился.
3. Изучение нового материала. Самый бесполезный и наименее продуктивный этап урока.
4. Закрепление. В самом деле, только на этом этапе студенты могут получить хоть какие-то знания.
5. Контроль. Отработка навыков списывания.

Формы самостоятельной работы
----------------------------
1. Индивидуальная. Преподаватель самостоятельно решает задачу.
2. Групповая. Группа пытается решить задачу, не решенную преподавателем.
3. Коллективная. Преподаватель и группа коллективно ищут того, кто может решить задачу.

Виды самостоятельной работы
---------------------------
1. Переписывание учебника. Применяется начинающими преподавателями. Особенно часто практикуется на этапе изучения материала. Полезно тем, что студенты не отвлекают преподавателя от чтения книг, газет, журналов и др. дел.
2. Чтение. Применяется опытными преподавателями. Полезно на любом этапе урока, т.к. большинство студентов читать не умеют. Особенно удачно одновременное чтение вслух.
3. Упражнения. Применяются передовыми преподавателями. Их сутью является повторное выполнение одних и тех же действий, операций. Наиболее эффективны монотонные упражнения.

Педагогический контроль
-----------------------
Контроль – форма наказания студентов.
Контроль – действенная мера принуждения студентов к учебной работе.
Контроль – форма распределения времени урока в пользу преподавателя. Как правило, преподаватель во время контроля отдыхает.
Эффективный контроль позволяет уменьшить количество студентов первого и второго типов (см. типы студентов).

Требования к педагогическому  контролю
--------------------------------------
1. Индивидуальный характер. Сложность заданий зависит от личного отношения преподавателя к конкретному студенту (индивиду).
2. Бессистемность. Контроль организуется бессистемно и хаотично. Его наличие на уроке зависит от настроения преподавателя и поведения студентов. В идеале контроль должен занимать всё учебное время.
3. Разнообразие. Обеспечивает преподавателю возможность запутать студентов.
4. Всесторонность. Контроль должен охватывать все темы, не усвоенные студентами.
5. Субъективность. Все выводы по контролю преподаватель делает исключительно на основе личной неприязни к студентам.
6. Дифференцированный подход. То же, что и индивидуальный характер, но относительно форм контроля.
7. Разнообразие требований. Требования преподавателя зависят от материального достатка студента, от возраста, пола и др. факторов.

Типы контроля
-------------
1. Вялотекущий – устный опрос, когда один студент что-то говорит у доски, а остальные зевают.
2. Промежуточный – контроль между уроками (на перемене).
3. Рубежный – любой контроль, важный с точки зрения преподавателя (студентам это неведомо).
4. Итоговый – контроль, независимо от результатов которого студенту будет выдан диплом.
Виды контроля
-------------
1. Контрольная работа – отчет студента перед преподавателем за свои безобразия.
2. Зачет – беседа «слепого» с «глухим».
3. Тестирование – 50-и процентная возможность угадать правильный ответ из двух неверных.
4. Экзамен – игра в счастливый билетик.

Оценка знаний
-------------
Оценка – результат контроля.
Отметка – результат оценки. Отметка – кнут против студентов.
Отметки обычно выражаются в баллах. Наиболее простая – пятибалльная система:
«5» «отлично» отметка, которую не заслуживает ни один студент. Она используется исключительно для поощрения наиболее преданных студентов.
«4» «хорошо» отметка, свидетельствующая об уверенности преподавателя в своей правоте.
«3» «удовлетворительно» отметка, соответствующая неудовлетворительным знаниям: «три» пишем, «два» в уме.
«2» «неудовлетворительно» отметка о неполном соответствии.
Правила оценивания и выставления оценок
При устном опросе сначала следует назвать фамилию студента. Опрос начинается с вопроса: «Учил?». При отрицательном ответе ставится отметка.
При письменном опросе время, отводимое на её выполнение, рассчитывается как треть времени, необходимого преподавателю на проверку работы.
При индивидуальном опросе следует поощрять студентов, которые подсказывают и передают шпаргалки.
Каждую отметку следует сопровождать краткой словесной характеристикой студента. Обычно характеристика нелестная.
Отметку следует использовать как средство наказания студентов.
Количество «двоек» на уроке не ограничено. Для их выставления рекомендуется использовать соседние клетки журнала.

Рейтинговая система оценки знаний
---------------------------------
Рейтинговая система оценки знаний – специальная система, призванная запутать не только студентов, но, что особенно важно, и преподавателей.
Нормы оценок для рейтинга официально не установлены, поэтому шкалу баллов и критерии оценок каждый преподаватель устанавливает самостоятельно, ориентируясь на свой собственный уровень знаний и на результаты входного тес-тирования. К интересному эффекту приводит применение отрицательных (штрафных) баллов: рейтинг большинства студентов оказывается отрицательным.
Если у вас много свободного времени, попробуйте рейтинг перевести в пятибалльные отметки.
Как и любая оценка, рейтинг – абсолютно субъективен.