Проза - фундаментальное искуство

Магомед Султанов-Барсов
Магомед СУЛТАНОВ БАРСОВ, писатель.

ПРОЗА – ИСКУССТВО ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
(Отрывок из трактата)


Как пишутся романы?
Если коротко, то в синтезе чувства и мысли, а если подробно – не хватит и всей жизни, . Следовательно, Мы выбираем аристотелевскую Золотую середину, согласно которой всякую вещь соизмеряют на предмет ее истинности не длинно и не коротко, но так, как этого требует цена вопроса. А цена нашего вопроса невообразимо высока и в тоже время вопиюще ничтожна...
Творческий процесс, посредством которого создаются романы, есть великое таинство, сродни сакральному ритуалу, в котором человек обращает свои самые трепетные чувства и мысли к основанной на вере сверхъестественной Силе. Писатель же независимо от мировоззренческой ориентации и в частности веры в Бога или отсутствия таковой, обращен к повествовательному совершенству посредством проникновения в тайны жизни и магию слова, что собственно и называется в народе – мудростью. Но мудрость мудрости рознь. На примерах писателей, которых следует оценивать неразрывно от их книг, легко наблюдается нищета и богатство духа, количество и качестве духовно-знаниевых ценностей, судя по которым Мы точно можем знать – мудр или глуп тот или иной Автор .
В потенциале Автор достигает только то, что заложено в нем природой или Богом, кому как нравиться , а в актуальности – есть нюансы, и не малые... Тут попросту надо улавливать разницу между понятиями «потенциальность» и «актуальность». Об этом еще Аристотель писал, объясняя своим античным современникам содержания мира, который, как он совершенно справедливо заметил, состоит из потенциально сущего и актуально сущего. И в этом смысле научится писать романы – дело актуальное, а вот то о чем пишется или уже написан роман – потенциальное. То есть, чтобы не придумало писательская фантазия, все оно есть продукт психосоциальной природы, существующей на основе более потенциальной физической природы. А что там за природой, в метафизике, Мы лишь можем гадать, гадать и гадать. И нет конца края этим гаданиям потому, что оно актуально для мыслящего духа.
Любой литературный труд – есть зеркальное отражение своего Автора, степень его совершенства, градирующий от простого к сложному, от печально ужасного невежества, до самых завидных высот форм познания.
Но мы не будем в этом скромном труде касаться литературоведческих тонкостей и тем более изысков, дотошно классифицировать художественное убожество, графоманство, серединные уровни, безусловные таланты и невероятно высокие достижения бесспорных классиков (Данте, Шекспир, Пушкин). С такой задачей едва справляются даже профессора с мировыми именами, потратившие всю жизнь на изучение природы художественной литературы и того, как она влияет на жизнь отдельной взятой личности и общества в целом. Говоря о литературоведении с позиции чистой науки, человек и в самом деле сталкивается с проблемами не менее сложными, чем в любой другой отрасли знания, в том числе фундаментальной и технической.
Мы, уважаемый Читатель, пойдем к своей Цели кратчайшим путем и будем зрит в корень, а именно – в тайны рождения романа. Задача настоящей книги в том, чтобы научить человека, соответствующего Норме культурного минимума, писать прозу, в том числе и самый фундаментальный жанр этого искусства – романы. А потому наши оценки будут касаться всего, что только имеет отношение к художественной литературе в ключах наиболее бесспорных истин и их прикладных значений. Ежели, кто рассчитывает без познавательного труда вынимать из воображения ценные идеи, интересные сюжеты и метафоры, то ему можно сразу отдыхать. Ничего не выйдет. Хотя иной мечтатель так удивит Издателя, что может и выйти... Так что однозначных рецептов у меня нет.
Итак, в общих чертах, как пишутся романы, знают все. Только взять и написать его могут далеко не все. А создать хороший роман и вовсе под силу лишь отдельным одаренным талантом писателям, в число которых может войти любой культурный человек, если только он очень и очень сильно этого хочет, и готов трудиться до победного конца в соответствии с крылатой фразой: «Искусство требует жертв». Да еще каких!
Но упаси Вас бог, мечтающего стать писателем, воспринимать буквально аллегорические вещи, и аллегорично – вещи буквальные, ибо в этом случае никакая культура вкупе с великим желанием и самоотверженным трудом Вам не помогут. Нельзя попасть в Цель, целясь не в Цель. Прописная, но железная истина, которую не трудно понять, но трудно – исполнить...
Это к тому, чтобы любители наводить тень на плетень, не сбивали начинающих и уже состоявшегося авторов с истинно творческого пути ни в эзотерику, ни в ее противоположность – экзотерику. Равно как и в другие литературные заблуждения, коих огромное множество. Повествовательное совершенство, как творческая Цель любого нормального писателя, достигается путем обнаружения Золотой аристотелевской середины. Для этого необходимо знать, что любая культурная деятельность, а тем более, философская, без которой нет подлинной художественной литературы, начинается с рассуждений, направленных на оценку окружающей действительности.
Мир литературы кишмя кишит дилетантами. И не только в общеграмматическом плане, но еще и в идейном, ценностном, занимательном и познавательном. В то же время, - и это обязательно надо знать! - самые высокие вершины общекультурного познания человечество достигло исключительно посредством художественной литературы, которая, оказывается, творит чудеса даже там, где любители чудес – иррационалисты всех мастей и толков, ни сколько не подозревали о возможности таковых...
На тему о достижимости мечты, в том числе мистическими методами, написано огромное множество книг и книжек, хороших и откровенно глупых, и с этим ничего не поделаешь. Очевидно, они будут писаться и впредь. Совсем не случайно один из законов психосоциума гласит, что «каждый верует в то, во что хочет». Иначе мир предстал бы в глазах человека: сплошным насилием, невообразимо животным хаосом. Но Человек таков, что насилие противно даже младенцу. Один из фундаментальных вопросов, с которым рано или поздно сталкиваются все более-менее серьезные писатели, это: «Ну и каков же мир на самом деле?!.»
В зависимости от того, как на него отвечает писатель, его творческий потенциал или увеличивается в количестве и в качестве, или уменьшается, становиться куцым, неполноценным, обреченным кануть в небытие.
На вопрос: «Каков мир?» - отвечают по-разному, но все ответы объединяются в технической формуле – дефинирования, что значит определение понятия путем перечисления важнейших свойств и признаков понятия (дефиниция). Данное правило касается всех вещей, в том числе и романа, который есть объемное повествование о жизни и приключениях, где раскрываются человеческие характеры, поступки, переживания, через которые, в свою очередь, раскрываются понятия добра и зла, счастья и горя, подвига и низости, а так же смысла всеобщего существования.
Не знаю, поверил мне на слово Читатель или нет, вопрос-то и в самом деле не простой. Писатель, все-таки не просто интеллектуал, коих огромное множество в современных обществах, он есть еще лидер психосоциальных движений в культурологическом формате, своеобразная микрофабрика грёз, или, как принято еще говорить: «властитель дум» и «инженер человеческих душ». И вдруг, им, оказывается, может стать любой и каждый! Уж не афера ли эта очередная по схеме зарубежных «умных» авторов, клепающих миллионные тиражи книжек типа «Как стать миллионером», «Как стать президентом», «Как сорвать с неба звезду, а с луны – магическую фазу»? Лишь бы заставить потенциального читателя раскошелится на экземплярчик книги.
Нет, нет и еще раз нет.
Настоящая книга есть честный [академический] труд, литературно-философский трактат от начала и до конца основанный на передовых достижениях теории и практики, а так же на личном писательском опыте автора. Он адаптирован для широкого читателя без ущерба прописным и сложным истинам. Но судить насколько удачно уже не автору, а Вам, уважаемый Читатель.
Конечно, писатели должны спускаться по ступенькам когнитивной вертикали, двигаться на встречу массовому читателю, излагая свои мысли и чувства так, чтобы он был понят максимально большим числом читателей. Но в то же время писателя никто не освобождал от обязанности еще и подтягивать потенциального Читателя за собой, вести его к более совершенным формам духовности и знаний. А потому я надеюсь встретить понимание того, почему в настоящем трактате изобилует научная терминология, без которой практически нельзя обойтись, рассуждая о вещах высокого духовного интереса. Терминология сжимает информацию, экономит временные и физические затраты на чтение и устную речь, а так же позволяет улавливать тончайшие оттенки мыслей и чувств. И потом, отношения человека к общей гуманитарной терминологии во многих отношениях характеризует нравственную культуру человека, ибо язык есть основа знаний, а знания – основа цивилизации.