Раджа и Йог

Алексей Богословский
Раджа и Йог

Великий Раджа Кашпур Второй гордо сидел на спине любимого слона и смотрел на народ, почтительно приветствовавший божественного владыку. Вслед за царем на слонах и колесницах ехали разодетые вельможи и охрана. Раджа направлялся в свой загородный дворец на очередную охоту. Мыслями он уже был далеко вне стен города и почти не замечал поклоны толпы и большие цветы, брошенные под ноги его слона. Неожиданно какой-то человек выскочил на дорогу и лег перед слоном. Слон инстинктивно остановился. Раджа чуть кивнул погонщику слона. Последовала короткая команда, слон наступил на лежащего человека и пошел дальше. «Слава великодушному Радже», - взревела толпа, полагая, что незнакомец решил покончить жизнь самоубийством, и Раджа даровал ему право на почетную смерть. Слон чуть прошел вперед, Раджа Кашпур оглянулся и нахмурил брови. Лежащий в пыли дороги человек ещё был жив. Более того, он встал, сделал шаг и аккуратно лег под ноги следующего за Раджой слона.
Кашпур Второй выдержал паузу, пока следующий слон нехотя прошел по лежащему человеку, и поднял руку. Процессия встала. Через минуту к Радже подвели нарушителя. Он был грязен, худ, но держался уверенно.
«Ты хотел покончить жизнь самоубийством?» - спросил Кашпур Второй.
«Нет, повелитель, я – йог и хотел только доказать возможность выдержать вес слона», - ответил незнакомец.
«Ты знаешь, что мой слон – символ счастья и власти?»
«Конечно, повелитель. Более достойного слона нет во всей Вселенной. Я выдержал его вес со счастливой улыбкой», - с поклоном сказал незнакомец.
«Ты знаешь, что я – самый добрый и щедрый владыка во Вселенной?» - голос Раджи стал особенно торжественен.
«О, да, никто не может сравниться с вами по доброте и щедрости», - незнакомец поклонился ещё раз и припал к земле.
«Да увидит народ мою доброту», - сказал Кашпур Второй и достал драгоценный меч. – «Отрубите йогу голову самым лучшим мечом во Вселенной и сожгите его труп на костре из сандалового дерева. Пусть народ ликует».
Ошарашенного йога быстро отвели к обочине и обезглавили под крики толпы. Через несколько минут процессия возобновила путь.
«Видишь, какой глупый йог? Он мне дал понять, будто мог выдержать мою власть со счастливой улыбкой», - обратился Кашпур Второй к сидевшей рядом супруге. – «За такое преступление он был только обезглавлен. Воистину, нет царя милостивее меня!»
«Воистину, нет царя милостивее», - радостно согласилась красавица-жена, - «Но мой мелкий ум до конца не понимает твою высокую мысль».
«О, красавица, логика власти проста», - Раджа почувствовал себя особенно велеречивым и мудрым. – «Народ обязан подчиняться мне со счастливой улыбкой и славить меня ежедневно, но он обязан быть лживым каждой своей улыбкой и каждым вымученным славословием. Этот йог выдержал вес слона с настоящей улыбкой. Он оскорбил власть самим фактом своего удовольствия. Воистину, он достоин смерти».
Жена царя несколько задумалась и спросила: «А вдруг и он лгал? Вдруг ему было ужасно больно под ногой слона?»
«Может быть», - усмехнулся Раджа, - «но народ этого не видел, и народ такие тонкости не поймет. Раджа обязан быть понятным народу».
Оба замолчали. Жена сидела и думала о необходимости быть особенно ласковой со своим мужем и постараться не впасть в опалу. А Кашпур Второй гордо озирал окрестности и размышлял о святом долге Раджи быть одинаково ровным в отношении со всеми – с народом, всякими йогами, воинами, министрами, женами и слугами. Едущая сзади свита сияла от счастья.

Раджа и новый костюм

Раджа собирался в гости к английскому губернатору. Слуги один за другим подавали разные предметы туалета и восхищенно вздыхали: «Как вы неотразимы», «Сколько королевского достоинства», «Вы потрясете всех своим видом», «Ни один раджа или англичанин с вами не сравниться».
Раджа, наконец, одел европейский костюм до конца, посмотрел в зеркало и снова спросил:
«Ну, как?»
«Мы не смеем даже выразить своё восхищение», - хором ответили слуги.
«Ну, как?», - раджа резко повысил голос.
«Не отличить от инженера Джилспая!» - благоговейно пронеслось в комнате. Затем слуги что-то сообразили и со страхом замолчали.
Раджа захохотал:
«Ничего, вот через сто с лишним лет в России, как мне предсказал великий мудрец и провидец Шекхар, некие новые русские будут носить костюмчики не хуже, чем у принца Уэлльского. Но как они мне будут завидовать!»
Раджа задумчиво посмотрел в окно в сад, где резвились священные, голозадые макаки, и поправил галстук. Шекхар был просветленным человеком, но очень необразованным. Сколько он не медитировал в тени баньяна, но так и не разобрался в теории Нового Средневековья. Да и вера его в переселение душ несколько противоречила научным представлениям конца 19-го века.

Немецкий ученый и индийский мудрец

Немецкий востоковед Отто фон Лихтен долгое время изучал Восток в Гёттингене, затем в Париже и, наконец, отправился в путешествие. Недалеко от Агры в Индии он встретил великого индийского мудреца Кришнавышларама. Мудрец сидел обнаженным в тени раскидистого дерева пипал и медитировал на голодный желудок. Мимо спешили крестьяне на утренний базар, весело смеялись, погоняли волов, тянущих повозки со снедью, обменивались новостями или просто несли груз на себе и старались не уронить поклажу на землю.
Отто фон Лихтен подошел к мудрецу и вежливо представился. Мудрец хотел рассердиться, но, увидев европейца, сменил гнев на милость и представился в ответ. Отто фон Лихтен ужасно возрадовался неожиданной встрече. В то время слава Кришнавышларама гремела от Бомбея до Калькуты и от Дели до салонов парижских экстрасенсов. Сама госпожа Блаватская беседовала с ним и от его имени расписала в самых живых и непонятных красках историю грядущего.
«Чем вы сейчас занимаетесь, уважаемый учитель?» - спросил Отто фон Лихтен и достал блокнот для записей.
«Созерцаю мысли в их рождении, движении и трансформации», - ответил мудрец и сделал странное движение ртом и языком, будто хотел языком коснуться своего горла изнутри.
«Ну, и как? Что вы наблюдаете?» - продолжал упорствовать фон Лихтен.
«Непередаваемо. Какая масса красок, тонкость изгибов линий мысли, полет от человека в пространство и снова к человеку!», - от восторга Кришнавышларама перешел с простонародного языка хиндустани на божественный санскрит. Тем не менее Отто фон Лихтен сумел его понять.
«Каково содержание наблюдаемых вами мыслей, о великий Учитель?» - спросил Отто фон Лихтен.
Мудрец задумался, выдержал паузу и величественно сказал:
«Если проникнуть вглубь мысли, то её невозможно созерцать. Останется пустой разговор крестьян, спешащих на базар, или непонятный английский язык офицеров, гоняющих сипаев по плацу недалеко от Агры. Стоит ли разрушать красоту, прерывать свободный полет мыслей, их причудливое взаимодействие, меняющиеся формы и тонкую ауру мечты вокруг них ради знакомства с их содержанием? Моё предназначение – познание духовного пространства и мира, невидимого простыми недоучками».
Отто фон Лихтен посмотрел на мудреца. Странная мысль пришла ему в голову. Ему захотелось сказать: «Я думал, что ты мудрец, а ты просто эстет», - но он промолчал.
Мудрец же Кришнавышларама неожиданно воскликнул:
«Какая необычно яркая мысль появилась у вас над головой. Она – почти совершенство. Однако, зачем в ней присутствует несколько темно-багровых полосок? Они явно портят изящество мысли!»
Отто фон Лихтен хотел ответить, но тут его одолело ощущение, что их разговор иллюзорен. Они понимает друг друга без слов, обмениваясь фразами с помощью телепатии. «Ну, ты – эстет!» - ещё раз подумал Отто фон Лихтен. Кришнавышларама взглянул на него и, казалось, хотел что-то ответить на простонародном хиндустани, но сдержался и стал медитировать, показывая всем видом отсутствие желания продолжать общение.
Отто фон Лихтен вежливо поднял шляпу и попрощался на максимально изысканном немецком. Он хотел порадовать мудреца необычной в этих местах мыслеформой. Мудрец молчал, и прощание Отто фон Линдена выглядело со стороны избыточно нарочитым.