Большая беда

Сергей Аршинов
Как много в жизни значат доброе и отзывчивое отношение, внимание, забота и просто человечность. Как дороги они тем, в отношении кого они проявляются, и как мало затрат они требуют от тех, кто их проявляет.
Вот скажите, разве трудно уступить место старику в городском транспорте? Или пропустить его вперед в узком месте, подать руку при выходе из автобуса? Или просто проявлять уважение к старшим? Конечно, и старики тоже разные бывают. Всякие там биндюжники, алкоголики и бомжи тоже когда-то старятся. Но ведь большинство даже из них не просто так, не по своей воле стали такими. Ведь лет двадцать-тридцать назад такого количества бомжей не было. Среди них очень много в прошлом весьма даже уважаемых людей, которые не справились с жизненной ситуацией, не смогли найти свое место, когда наше любимое государство пустило всех в свободное плавание – пусть каждый выплывает сам, как сможет.
А сколько людей, положивших свои знания, опыт, силы, здоровье и чуть ли не саму жизнь на алтарь Отечества сейчас незаслуженно забыты?! Те льготы, которые им раньше предоставлялись, они воспринимали как то, что государство отдает им последнюю дань уважения за их многолетний труд и вклад в повышение его (государства) могущества и процветание. Теперь же, когда их почти всего лишили, а некоторых разделили на какие-то непонятные категории, получается, что одни ветераны «ветеранестее» других. Ветеран военной службы, например, почему-то правами ветерана труда не пользуется. Да и ветеран труда своими ничтожными льготами может пользоваться, лишь когда выйдет на пенсию, то есть когда те же самые льготы ему и так будут положены уже как пенсионеру. Зачем тогда вообще нужно это понятие «ветеран труда»?
В создавшейся ситуации наши ветераны (и в первую очередь именно ветераны войны, поскольку хоть какие-то льготы остались в основном у них) рады и даже готовы драться за любую подачку, превращаясь в обыкновенных рвачей и хапуг. И это люди, которые пережили самое страшное испытание, которые уберегли нашу страну, да и весь цивилизованный мир от страшнейшей катастрофы и победили в самой кровопролитной войне в истории человечества. Что же мы с ними сделали?! При этом мы зачастую забываем действительно заслуженных людей, одновременно с тем, что весь комплект льгот (хоть и весьма скудных) получают люди, по большому счету просто случайные, но сумевшие «подсуетиться».
На одном из торжественных собраний в Большом Концертном Зале «Октябрьский» в президиум поступила записка: « Я - ……, 1938(!) года рождения, ВЕТЕРАН ВОЙНЫ(!!!), БЛОКАДНИЦА… В 2005 году широко отмечалось 60-летие Победы. Я получила подарок – платок. Имею ли я право рассчитывать получить теперь в подарок холодильник (хотя бы небольшой) или телевизор?».
А еще как-то мне довелось присутствовать на одном из мероприятий, где чествовали ветеранов-блокадников. Как водится, в конце ветеранам вручали подарки. Когда назвали одну из фамилий, к «раздающему» подарки вышла из зала довольно моложавая, весьма ухоженная и вполне здоровая и бодрая женщина, никак не похожая на восьмидесятилетнюю и даже семидесятилетнюю.
- Передайте Вашей маме наши самые теплые поздравления и наилучшие пожелания! – Попросил руководитель мероприятия, вручая ей подарок и, видимо, посчитав, что приглашенная не смогла прийти на мероприятие по состоянию здоровья, а вместо нее пришла ее дочь.
- А при чем здесь моя мама? – Удивилась подошедшая. – Мама давно умерла. А блокадница – я сама!
Оказалось, что она родилась 8 сентября 1941 года, в день установления блокады, а буквально на следующий же день ее вместе с матерью эвакуировали из города. И тем не менее, она – БЛОКАДНИЦА, когда некоторые фактические блокадники не могут этого доказать, поскольку документы утрачены еще во время войны!
Зато на днях Министр связи совместно с нашим Губернатором с неописуемой гордостью заявили, что Санкт-Петербург стал настоящим европейским цивилизованным городом – одним из немногих городов-миллионщиков, где полностью ликвидирована очередь на телефон, и в первую очередь этот вопрос решен в отношении ветеранов войны и блокадников(!) Надо же, нашли чем гордиться, что через 62 года после окончания войны они, наконец-то, удосужились установить телефоны, давно во всем мире переставшие быть роскошью, а считающиеся самым элементарным и крайне необходимым и даже обязательным элементом социального обеспечения, всем ветеранам и блокадникам, причем одновременно с ликвидацией очереди вообще!!!
Но хоть так, а этот вопрос все-таки решили. А сколько осталось еще не решенных? Сколько стариков, в том числе и ветеранов, которые в нынешних условиях за свой счет НИКОГДА не смогут улучшить свои жилищные условия, живут в коммуналках и самых настоящих халупах?!
Но все это хоть требует материальных затрат. А сколько вокруг хамства, цинизма и откровенного неуважения к тем же ветеранам, о которых большей частью и вспоминают-то только когда отмечают День Победы?!
А взять военных. Тогда, во время войны и после нее на них смотрели, как на спасителей. Но, видимо, давно не случалось большого горя, раз к армии стали относиться, мягко говоря, неуважительно, как к дармоедам. Сколько грязи на нее льют, с чем ее только не смешивают! Да, безусловно, есть и такие, кто злоупотребляет служебным положением, кто строит дачи руками солдат, есть места, где (может, от безделья, а может и еще по каким причинам) красят зеленой краской траву и выравнивают кубиками снег, где процветает годковщина, издевательства и прочие отклонения от нормы. Но ведь значительно большая часть служит честно и добросовестно, стойко перенося такие тяготы и лишения, о которых большинство жителей нашей страны и представить себе не может. И делают это только потому, что есть такая профессия «Родину защищать».
А что, в других местах и ведомствах никаких нарушений нет?!!! Что, там все идеально, а армия сама по себе такая, или что-то ненормально во всем нашем общем доме? Почему военный человек, то есть в прямом и полном понимании этого слова человек ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, абсолютно себе не принадлежащий, в девяноста процентах случаев на протяжении большей и лучшей части своей жизни лишенный даже самых элементарных социальных и коммунальных условий, удобств и достижений цивилизации, даже в мирное время постоянно, ежедневно рискующий жизнью, а в трудную годину обязанный первым выступить на защиту Родины и защищать ее, «не жалея своей крови и самой жизни», не считается государственным служащим и ходит у этой Родины в пасынках?!
Один мой знакомый прослужил на флоте более тридцати календарных лет и уволился с адмиральской должности (правда, так и не получив адмиральского звания) в пятьдесят лет, то есть «ПО ДОСТИЖЕНИИ ПРЕДЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕБЫВАНИЯ НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ». Служил он в районах Крайнего Севера и никакими квартирами, дачами и прочим, чем за это время обросли его сверстники на «большой земле» не обзавелся. Накопленные за долгую службу на Севере деньги в начале девяностых практически мгновенно превратились в одни воспоминания. Когда он приехал в свой родной Питер и попытался «выбить» положенную ему еще в ту пору от государства квартиру, то в Жилищном комитете ему сказали, что они его на Север не посылали, - служил бы в Ленинграде, все бы давно имел(!) Почему-то «на гражданке» ему отказали и в получении тех льгот, которые положены обычным пенсионерам, поскольку он НЕ ДОСТИГ ОБЩЕГРАЖДАНСКОГО ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА.
Спрашивается: если ЗАКОНОМ, видимо, исходя из особых условий этого рода деятельности и особых затрат организма на преодоление всех тех трудностей и лишений, которые при этом встречаются, установлено, что пенсионный возраст у военных наступает не в шестьдесят лет, как у гражданских, а несколько раньше, то почему военный пенсионер должен ждать, пока он достигнет возраста, установленного для тех, кто по жизни таким испытаниям не подвергался и таких лишений не терпел? Да он до этого возраста может просто не дожить! Или на то и рассчет?!
Почему зарплата у военных в несколько раз меньше, чем у чиновников, которые всю жизнь живут в цивилизации, ничем, кроме своего кресла, не рискуют, пользуются всевозможными не установленными, но фактически существующими льготами, берут взятки, строят себе дачи почище генеральских, да и ведут себя с обычным народом большей частью по-барски, высокомерно, по-хамски?
Этому же моему знакомому после увольнения с военной службы посчастливилось(!) – поскольку эта братия в свои ряды варягов не очень-то и берет - устроиться помощником к одному из депутатов. Причем даже не Государственной Думы, а всего лишь местного Законодательного Собрания. Проработав там несколько лет, он получил НАДБАВКУ к пенсии за ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ, которая раза в два превысила всю его пенсию, которую он заработал за тридцать с лишним лет служения и защиты самой Родины и ее интересов!!!
Почему гарантом законности и порядка в стране – Президентом – устанавливаются какие-то непонятные, противоречащие Закону «надбавки за должность»?!!! Ведь Законом «О статусе военнослужащих» четко определено, что денежное содержание военнослужащего состоит из оклада по занимаемой должности, оклада по воинскому званию, надбавки за выслугу лет, надбавок за различные (в зависимости от рода войск и места службы) особые условия службы. Кроме этого существует еще и продовольственный паек, который может выдаваться или в натуральном виде, или в виде денежной компенсации. Никаких «надбавок за должность» там нет! Все это (кроме надбавок за особые условия службы) учитывается и при начислении пенсии. Так вот, специально для того, чтобы, несколько повысив зарплату находящимся непосредственно на службе военным - грубо говоря, бросив им кость и заткнув пасть, - оставить за бортом военных пенсионеров, и были введены так называемые НАДБАВКИ ЗА ДОЛЖНОСТЬ, которые на увеличение пенсии, естественно, никак не повлияли.
А в 2000-м году дошли еще до большего абсурда: при увеличении стоимости продовольственного пайка военнослужащих пенсии, исходя из этого, увеличились только у военных пенсионеров-ветеранов войны(!) Не знаю, быть может, у них желудки больше?! Во всяком случае, ни Министерство обороны, ни Министерство финансов никаких разъяснений так и не дало.
В том же Законе «О статусе военнослужащих» сказано, что денежное содержание военнослужащих должно повышаться и индексироваться в соответствии с инфляцией регулярно по два раза в год – на 1 января и 1 июля. У нас же этого не происходит по несколько лет. А когда все-таки прибавляют смешные крохи, то трубят об этом на весь мир, даже несмотря на то, что потом фактическое прибавление оказывается значительно меньше обещанного.
Меня умиляет, когда вся страна начинает лить крокодиловы слезы, если случаются такие трагедии, как с подводными лодками «Комсомолец» и «Курск». А что же вы в повседневной-то жизни о военных не думаете?! Ведь если страна считает, что она вполне достаточно заботится о своих защитниках и нормально им платит, то они могут решить: пусть она с таким же успехом считает, что они ее защищают(!) Ведь именно поэтому появляются и годковщина, и всевозможные другие способы выделиться и получить себе чего-то побольше, и воспользоваться служебным положением, чтобы построить дачу или еще что-нибудь. Ведь внимание и забота нужны не мертвым, они нужны живым!!! Причем каждый, несущий службу сегодня, прекрасно знает, что служить он будут не вечно. Что, отдав Родине свои лучшие годы, он когда-то выйдет на пенсию, и пенсия эта у него тоже должна быть достойной. Иначе и служить-то никто не пойдет.
Именно поэтому те же Соединенные Штаты позволяют себе все, что угодно, ведут себя, как единоличные хозяева мира, решают, кого казнить, а кого миловать, объявляя практически все регионы Земного шара зонами своих национальных и государственных интересов и силой насаждая там свои порядки. Да что там Соединенные Штаты! Уже Бельгия(!!!) предъявляет нам материальные претензии за якобы потерянную ее гражданами собственность во время революции 1917 года, в Эстонии и Западной Украине глумятся над могилами героев Великой Отечественной войны, а в Польше закрывают нашу экспозицию в одном из крупнейших фашистских концентрационных лагерей.
Можно что угодно говорить о Никите Сергеевиче Хрущеве (мне этот человек тоже не очень симпатичен), но, когда в 1962 году те же Соединенные Штаты разместили свои ракеты в Турции, да и вообще стали окружать нас своими военными базами, он нашел возможность дать адекватный ответ. Да, обстановка тогда накалилась чрезвычайно. Но и Штаты поняли, что с нами шутить таким образом не стоит, и свои ракеты из Турции вывели. А сейчас мы сами поставили себя в положение провинившегося школьника. Может, хватит? Может, пора изменить это положение в корне? А иначе получается, как когда-то говорил Михаил Жванецкий, что, в общем-то, мы все – нормальные люди: и жалость, и сострадание к раненым у нас есть, но не на мостовой под «Жигулями», а в степи под курганом. Что для того, чтобы проявить эти свои лучшие качества, нам БОЛЬШАЯ БЕДА нужна. «Вот если бы все на мине подорвались…»!





17.05.07.