О фильме Перл-Харбор

Артем Ферье
Фильм «Перл-Харбор» я смотрел довольно давно. Вскоре после выхода. Но тогда - смотрел урывками, в компании. Да и не особо расположен был к тому, чтобы воспринимать его.

Во-первых – терпеть ненавижу вкушать англоязычные фильмы в тивишных русских переводах, мучительно соображая, что в действительности скрывают под собой неистовые галлюцинации толмачей. Скажу по секрету, укоренившееся в фатерляндии мнение, будто все американцы - непролазные идиоты, происходит главным образом из переводных голливудских фильмов, где персонажи несут поразительную ахинею и ржут не пойми над чем, как укуренные анацефалы. В военных фильмах – толмаческий маразм особенно густ, в силу «цивильной» натуры гуманитариев-переводчиков. Меня давно уж не забавляют перлы вроде «у нас во взводе осталось шестьдесят мортаров» или «там на позиции всем заправляет Ховитцер, а это сильный командир».

А во-вторых - не люблю я Бен Аффлека как актёра. В "Догме" он был по-своему колоритен, но вообще... Ну не в моём вкусе мужчинка!

И моё отношение к фильму было изначально предвзятым: ничего шедеврального, ничего эпохального там быть не может по определению. Обычная буш-патриотическая попса.

Но вот тут как-то на русских ресурсах наткнулся на удивительные рецензии, где кидаются предъявы не художественным достоинствам фильма, а историческому правдоподобию. Рецензенты доходят до того, что делают заявления вроде: "Амеры, конечно, классно расписали героизм своих лётчиков - хотя всем известно, что при налёте на Перл-Харбор ни один американский истребитель в воздух так и не поднялся".

Остаётся лишь уточнить, кому это известно? Лавочным пенсионеркам у парадной или приёмщику стеклотары, который знает всё и про всех? Военной истории – такая фигня точно не известна.

Нет-нет, я не собираюсь "реабилитировать" амерскую бдительность и самоотверженность. Перл-Харбор - это был вопиющий "мега-прохлоп". Пожалуй, по степени безалаберности "потерпевших" - даже круче 22 июня. Хотя и в относительно меньших масштабах (то есть, человеческие потери заведомо несопоставимы, но линкор класса «Аризона» примерно можно считать за мехкорпус, по ресурсам и значимости).

Я пересмотрел фильм, уже в оригинале, сознательно, вдумчиво, - и там всё это без увиливаний отражено, в полной мере. В целом 7 декабря – показано как "побудка непуганных идиотов", без ретуши. Но вот действительно находятся среди этой вопиющей беспечности и некомпетентности самоотверженные и грамотные товарищи, которые дают отпор, как могут.

Этого не было? Это - было! Это было не очень значительно на фоне того сногсшибательного разгрома флота и авиации на Гавайях - но были такие факты.

Вообще же, американские исторические фильмы здорово напоминают мне байки одного моего друга детства, Лёши П. Это была (и есть) феерически творческая личность с клондайковски богатой фантазией. Сколько его помню, этот парень на голубом глазу плёл такие красочные и невероятные истории, что куда там Мюнхгаузену и даже Аркадию Мамонтову!

Но у этих его несусветных, фантасмагорических россказней было одно общее свойство: при исследовании вопроса и после разговоров с очевидцами все его завиральные байки оказывались чистейшей правдой.

И вот американские исторические фильмы – того же примерно сорта стряпня. Вроде, на первый взгляд – полная пурга, не могущая иметь никакой реальной подоплёки, а всё – какие-то фантазии от вольного.

А присмотришься, начнёшь вникать в исторический материал – и становится ясно, что амерские креаторы вникали в него тоже, и глубоко. И, мало чего искажая, пинцетом ухватили именно то, что нужно для хорошего, зрелищного фильма.

Впервые я, помнится, писал об этом феномене в рецензии на «Гладиатора». Кратко: кто был Коммод для меня до просмотра фильма? Мутный скульптурный портрет. Последний из династии Антонинов, малозначительная и невзрачная личность. А в фильме он выводится этаким выпукло мерзостным «недокалигулой». Отмороженный гад и мегаломан, погибший на арене Колизея. Впору сказать: какая чушь! Да с чего бы императору загибаться на арене Колизея?

Но именно так он и загнулся. Охренев от тщеславия, желая доказать спортивную свою доблесть, – сошёлся на арене с борцом. А борца ему подсунули очень толкового, и тот не стал поддаваться, а придушил Коммода нафиг. Потому что, видать, всех он достал за своё недолгое правление, этот пафосный, злостный заморыш.

В истории не упоминается какой-то генерал Максимус, чаявший сотворить возмездие? Упущение!

И в фильме – исправлено это упущение. Формат художественного кино – вполне позволяет делать такие поправки. При том, что атмосфера эпохи и даже многие исторические факты того времени – переданы лучше, чем где бы то ни было ещё.

Однако ж в фильме «Перл-Харбор» - там практически никаких вольностей и погрешностей нет вообще. Разгром показан в полной мере, а два главных персонажа, два лихих пилота…

Будете смеяться, но это вполне достоверные исторические образы. Служили два товарища, два лейтенанта, Кеннет Тейлор и Джордж Уэлч. В ночь накануне нападения – бухали и резались в покер, находясь в увольнении, в пятнадцати милях от базы. А когда поутру вышли за какой-то надобностью – продрали глаза и увидали косяки самолётов с «ненашенскими» знаками. А тут – взрывы со стороны бухты послышались.

И два этих бравых сокола действительно оседлали свой аутомобиле – и погнали к аэродрому с истребительной скоростью. По дороге Зеро пробил им радиатор – так они сменили машину, вытряхнув каких-то цивилитиков (и правильно сделали – лучше тем в кустах отсидеться) – и примчались на поле.

До этого Тейлор попросил по телефону, чтобы им подготовили ко взлёту два P-40. Кстати, самолёт этот обычно принижают, говоря, что он ни в какое сравнение не шёл с Зеро. Нет, конечно, он в подмётки не годится последующим американским истребителям, из которых P-51D считается вообще лучшим поршневым файтером всех времён и народов, – но тогда этой машины не было. А по основным характеристикам – P40 примерно равен Зеро. Во всяком случае, разрыв между ними не столь значителен, как, скажем, между И-16 и Ме-109. Зеро – объективно уступал стодевятке, а P40 – объективно превосходил «ишака».

Это я говорю лишь к тому, что ничего феноменального, баснословного нет в истреблении на P-40 японских пикировщиков и даже Зеро. Тем более – когда пилоты вполне подготовленные и решительные (да к тому ж – и с лютого бодуна). Когда отдельные советские лётчики сбивали стодевятки на И-16 и даже на «Чайках» - это гораздо более нетривиальный феномен, но тем не менее и такие факты имеются.

Конечно, два наших героя ничего такого не прикидывали, сравнительные ТТХ еропланов, – они просто горели жаждой (я не упоминаю слово «сушняк») навалять этим желтозадым, с красными кружками на крыльях. И, действительно, под бомбежкой – оба поднялись в воздух. Кроме шуток, вполне героически.

Потом оба садились для дозарядки боеприпасами – и снова взлетали. При этом Уэлч – с простреленной в первом бою рукой, которую он не дал даже перебинтовать, чтобы не терять времени.

В итоге Тейлор сбил четыре пикировщика, Уэлч – одного пикировщика и Зеро. Это как бы подтверждённые данные.

Еще трое американских пилотов не просто взлетели, а имели подтверждённых сбитых японцев.

Правда, на земле царил изрядный сумбур. Что говорить, в целом там был хаос. А где не был – палили из всех стволов в воздух по всему, что хоть как-то гудит и летает. И по крайней мере один из американских истребителей, прилетевших по сигналу тревоги с ближайшего авианосца «Энтерпрайз», был достоверно сбит дружественным зенитным огнём. Случается такое. Сколько ещё таких отважных ребят было сбито своими – это уж сейчас трудно определить. Сбивали, конечно, не только своих, но и японцев.

И те, так или иначе, в силу тех или иных причин, всё-таки понесли некоторые потери. Разумеется, несопоставимые с эффектом атаки. Девять машин – в первой волне, двадцать – во второй. Еще семьдесят самолётов –благополучно вернулись, в числе прочих, но временно выбыли из строя в силу повреждений. Из них два десятка – пришлось списать за непригодностью к ремонту.

Казалось бы, незначительный ущерб – но Нагумо, командующий ударным авианосным соединением, решил, что третий заход уж слишком чреват. Вероятно, это было мудрое решение. Иные – пеняли ему на незавершённость акции, что стратегические склады остались неразбомбленными, но, думается, у Нагумо были основания опасаться ответного удара с американских авианосцев. Тем более - если истрепать свою авиацию в последующих атаках по уже опомнившемуся противнику.

Помечтать, оно, конечно, не вредно – но именно потому, что американское сопротивление не удалось подавить вчистую, а «кэрриеры» вообще не попали под удар, находясь в море, ситуация вполне могла превратиться из величайшего японского триумфа – в величайшую катастрофу.

Палубы заняты ударными самолётами, которым подвешивают бомбы и торпеды для очередного налёта – а в этот момент, прорвав заграждение истребителей, подходит маленькая группка американских пикировщиков и превращает японские авианосцы в коллективные крематории. Это фантастика? Это Мидуэй! То, что реально приключилось с японским авианосным флотом спустя восемь месяцев, и после чего Япония фактически лишилась контроля над Тихим океаном, перестав быть великой морской державой.

Теоретически, это могло произойти и при Перл-Харборе. Потому что атака была исключительно дерзкая, и проведена блистательно – но затея в целом представлялась запредельно опасной для ударного соединения.

И вот если бы в фильме был показан именно такой оборот событий, уничтожение японского флота прямо при Перл-Харборе – я бы сказал, что это возможный вариант, но – «альтернативно-исторический». Выспренние амеро-патриотические грёзы, по соотношению с реальностью.

Однако ж – нет. Все события налёта на Перл-Харбор – показаны очень достоверно, в полном соответствии с известными фактами. И «удар возмездия» по Токио, этот куцый «моральный реванш» - тоже имел место. Если убрать патетику, его маразматичность продемонстрирована в полной мере. Но тогда это считалось важным «для поднятия духа» - просто пролететь над столицей врага и сбросить абы куда абы какую бомбу. И английские налёты первых лет на Берлин, и знаменитый рейд наших ТБ-7 на тот же город в августе сорок первого – всё из той же оперы. Чертовски нерезультативно, чертовски затратно – но иным товарищам казалось, что это «вдохновляет», сам факт.

И если англичане были хоть сколько-то осторожны, то американский пресловутый поход на Токио – практически полная калька с советской бомбардировки Берлина 10 августа. С тем же, примерно, итогом. У нас, помнится, из десяти вылетевших ТБ-7 вернулись два. Американцы потеряли все 16 «Митчеллов» группы подполковника Дулитла, поскольку их оказалось невозможно посадить на аэродром в Чжучжоу, но выжило 70 из 82 членов экипажа.

Маловероятно, чтобы в этом налёте участвовал кто-то из отличившихся в Перл-Харборе истребителей. Я таких сведений, во всяком случае, не имею. Да и с чего бы? Какой смысл привлекать пусть даже очень толкового пилота-истребителя к управлению тяжёлым бомбером? Его – не тому учили. И зачем гробить аса-файтера в заведомой авантюре? Может, пригодится ещё.

Так что как раз этот момент, участие двух бравых корешков-лейтенантов в бомбардировочном ударе возмездия – можно считать «лирической натяжкой», сюжета ради. Ну – мелочи, вполне извинительные в художественном фильме, пусть даже и очень историческом.

На самом деле, прообразы главных героев фильма, Тейлор и Уэлч, в бомбардировочном налёте участия не принимали, а служили в своём амплуа, истребительном. Вполне достойно, кое-что посбивали ещё, из летучего японского. Их личные счета, конечно, очень далеки от Хартманна и даже от Кожедуба, но это объясняется спецификой и низкой интенсивностью применения авиации на южноазиатском ТВД.

Оба – пережили войну. Тейлор уволился в 69-м в звании бригадного генерала. Работал «в страховой индустрии на Аляске», как гласит официальная биография. К слову, если б мне довелось выслушивать от страховщика на Аляске про то, как он первым поднял свой истребитель на Перл-Харборе и сбил четырёх японцев – я бы подумал: «Ну вы тут, ребята, и греетесь, в студёных своих краях!» Между тем, это была бы чистая правда, если страховщика зовут Кен Тэйлор.

Уэлч – заделался испытателем реактивных истребителей. Присутствовал в Корее в качестве инструктора. Говорят, против всех указаний не ввязываться в бой (слишком ценный кадр), ввязывался и сбивал на своём «Сейбре» наши МиГи. Вот ведь гад! Ну как это можно – сбивать наши мирные МиГи, помогавшие северокорейским друзьям отражать гнусные козни ооновской военщины, направленные против восстановления политической целостности Корейского полуострова!

Погиб – при испытании новой машины, почти как Чкалов.

Пробегала ли между ним и Тейлором какая-либо чёрная кошка в виде неподеленной медсестрёнки – история умалчивает. Но вообще, психологически очень правдоподобно то, как это показано в фильме (возвращаясь к событиям Перл-Харбора).

Два парня повздорили из-за общей девчонки, по пьяни начистили друг другу рыла… но дальше как-то уж влом им друг дружку мутозить, потому как приятели… но агрессии неизбытой – выше крыши… и тут - спасительная альтернатива: О! Япошки!

В общем, просмотрев этот фильм беспристрастно и вдумчиво, я бы сказал, что он добротно сделан. С очень бережным отношением к фактологии (для художественного творения это вовсе необязательное требование, но коли уж оно выполняется – следует зачислить в плюс). Романтическая линия – малость растянута, на мой вкус. Но это действительно характерная черта американского кино – упор на личные отношения вплоть до приторной сентиментальности.

Невзирая на эти сентиментальные сопли – смотрибельный, хороший кин, пусть и не шедевр. На ту же тему «Тора!Тора!Тора!» был несколько пожёстче, и более нагружен историко-политическими подробностями, но это просто другой жанр. Художественная документалистика, по сути. А тут – всё-таки развлекательное кино. И вполне адекватное.