Лачин

Магомед Султанов-Барсов
МАЛЬЧИК ЛАЧИН и ОРЕЛ ЧУДАЧИН

В одной горной стране, где зимой выпадает много снега, а летом растут удивительно красивые цветы, жил мальчик по имени Лачин, что значит сокол. Он видел удивительные сны, в которых летал по небу, словно птица. Стоило ему лишь захотеть, взмахнет руками, и он уже парил над землей, махнет еще раз – носился над вершинами гор, доставал облака руками и даже орлов обгонял. Но когда наступало утро, он просыпался и, обнаруживая себя в постели, разочаровывался.
Как-то он спросил отца своего и мать:
- О, мои мудрые родители, поясните мне, если можете, почему я могу летать во сне, но стоит проснуться, как мне не угнаться даже за маленьким воробьем?
- Такова жизнь человеческая, сынок, - отвечал ему отец, - нам предназначено ходить лишь по тверди, рыбам – плавать в воде, а птицам – парить по воздуху...
- Сынок, если ты видишь во сне, что летаешь, это означает, что ты растешь... – сказала мать.
- Но я не хочу расти, я хочу – летать! – заявил Лачин, чем немного озадачил родителей. – Лучше бы я родился в семье сокола и получил имя Человек, чем вот так вот, родиться человеком и получить имя сокола...
- Зря ты так говоришь сынок, - покачал головой отец, - ведь родителей не выбирают. Мы ведь тоже родились когда-то человеками и довольны своей судьбой.
- А почему вы родились человеками? – спросил Лачин. – Ну неужели вам нельзя было родиться птицами, чтобы я тоже был птицей и мог летать по небу днем и ночью, во сне и наяву?!.
- Нет, сынок, нельзя было, ибо каждой душе отмеряна судьба Свыше. Как Творец того пожелает, так и рождаются птицы, звери и люди...
«Ах вот оно в чем дело, - подумал Лачин, - значит, это Бог ему не позволяет летать! Надо бы мне с Ним переговорить...»
...Однажды он поднялся высоко в горы и стал окликать с неба птиц, но они словно не слышали его горячих призывов, летали себе, взмахивая крыльями, беззаботно. Но одна птица все же оглянулась на крикливого мальчика, прониклась его горьким сетованьем и, подлетев села ему на правое плечо.
- Здравствуй мальчик.
- Здравствуй птица.
- В чем твоя печаль, мальчик, зачем ты окликаешь птиц?
- Я хочу весточку Богу послать...
- Да ну-у? – удивилась птица. - О чем же твоя весточка к Богу?
- О том, что я хочу стать птицей и парить по небу наяву, а не только во сне... Помоги мне, пожалуйста, добрая птиуа! Ты же по небу летаешь, Боженьку за облаками примечаешь, а я тебе за это, - мальчик сунул руку в карман и достал жареные семечки, - гостинец насыплю...
- Нет, мальчик, я не могу тебе помочь. Я птица маленькая, за облаками не парю, а семечек предпочитаю клевать не жаренные. Но если ты так хочешь, я дам тебе один совет... Попроси ты об этом у могучего орла, он летает выше всех, а значит, и к Богу он ближе всех...
С этими словами птица с прыгнула с плеча мальчика и улетела к своим пернатым сородичам, а Лачин, не теряя времени даром, направился к высоким скалам, где еще с незапамятных времен орлы обосновали свое царство. И когда он добрался до самой высокой скалы, то увидел много больших, горделивых птиц, с острыми крючковатыми носами и сильными когтистыми лапами. А крылья у них – по целому аршину, и по более. И вот он обратился к ним с просьбой передать Богу весточку о его желании стать птицей. Орлы собрались на совет вокруг гнезда лавного орла с царской короной на голове из нахохленных перьев. Они долго размышляли над словами странного мальчика и решили ему помочь. Один из молодых и сильных орлов подлетел к Лачину и сказал:
- Я могу тебе помочь, только Бог не меняет своих решений, раз Он тебя сотворил мальчиком, то переделывать уже не будет. Но вот в царстве вечных снегов, на самой высокой горе, живет добрый старый волшебник Барс, и тебе лучше к нему обратиться. Но у меня есть одно условие... – орел предупредительно поднял в верх свой пальчик с острым когтем.
- Я согласен, не раздумывая сказал Лачин.
- Как же ты можешь согласиться даже не выслушав условие, - удивился молодой, но уже мудрый орел. – Ведь мое условия не из простых... Я покажу тебе дорогу к волшебнику, если ты согласен обменяться со мной душами...
- А это как?
- А вот так, я стану мальчиком Лачином, а ты – орлом Чудачином. Тебе будет принадлежать мое гнездо в скале, а мне твой дом – селе... Согласен или нет?
- Хорошо, - сказал мальчик, вздохнув. – Согласен.
- Тогда садись мне на спину и мы полетим к волшебнику, он и превратить тебя – в птицу, а меня – в человека. Только держись крепко за мои перья, чтобы не упасть тебе и не разбиться.
Сел Лачин на спину могучего орла и ухватился за его крепкие перья, чтобы не упасть. Орел легко, играючи воспарил в небо, и вскоре показалась в дали сияющая алмазными гранями вершина. Это были вечные снега и льды, на которых лучи солнца отражались снопами огненно-ярких искр.
- Ну, - спросил орел, - как тебе нравиться летать?
- О, да! – воскликнул мальчик. - Я не видел такой красоты даже во сне.
- А сейчас ты разве не спишь? – хитро улыбнулся орел, как-то странно складывая свой острый крючковатый рот.
- Нет, не сплю! – самоуверенно заявил Лачин. – Я вижу под собой всю землю – горы, моря и города, а это значит, что я летаю наяву! И мечта моя, наконец-то, сбывается...
- Ну хорошо, хорошо, - задумчиво произнес орел, - только имей в виду, обратного пути не будет... Когда ты превратишься в меня, то будешь питаться сырым мясом и спать в гнезде на сухих ветках, а я буду ходить в школу и есть блинчики с медом...
И вот тут-то пришло к Лачину прозрение. Он пресытился небом и бескрайними красотами земли. Ему сразу захотелось домой, к своим товарищам, к ласковой маме и доброму отцу, а признаться в этом орлу не позволяла гордость. Разве можно давать слово и потом забирать его назад! Ведь они уже договорились, что обменяются душами... Орел же все летел и летел, неся его на спине к старому волшебнику Барсу, который, видимо, и в самом деле умеет превращать детей – в птиц, а птиц – в детей.
- О, Господи! - взмолился мальчик на спине орла и, заметив внизу синее озеро, нарочно выпустил перья, ибо надеялся упасть в воду и не разбиться. Плавать-то он умел.
Встречный ветер смахнул его с пернатой спины и он камнем полетел вниз, желая побыстрее упасть в воду. Но как бы ни так! Сильная птица в два счета обернулась в воздухе и снова подставила ему свою могучую спину. И вот, он опять парил в небе вровень с облаками. Только теперь это его уже не радовало. А мудрая птица, словно прочитав его мысли, спросила:
- Ты что, мой друг, передумал превращаться в птицу?
- Не знаю, я домой хочу, - захныкал мальчик.
- Домой? – удивился орел. – А как же наш уговор? Ты что, Лачин, слово не держишь?
- Держу, но мне надо еще раз хорошенько подумать...
- Ну-ну, думай-думай, - сказал мудрый орел и повернул обратно, после чело Лачин проснулся в своей мягкой, теплой постели. Над ним, ласково улыбаясь, склонилась мать и теребила его за плечо.
- Просыпайся, сынок, пора вставать, а то в школу опоздаешь...
Лачин вскочил с постели и впервые почувствовал в своей душе не разочарованье землей, а великое облегчение.