Экономика должна быть экономной

Алишер Таксанов
(Из дневника студента третьего курса)

13 марта. Как выяснилось утром, в кармане всего лишь 28 копеек. А до стипендии жить да жить. Вот невезуха! Опросил троих – они тоже на мели. Неужели придется снимать со сберкнижки? От этой мысли у меня сразу расклеилось настроение. Однако решил не торопиться, слетать в сберкассу я всегда успею. Для начала сделал рейд на торговый факультет. У них, торгашей, как известно, денег куры не клюют. Вышло удачно: возле туалета сразу наскочил на Тимура Парпиева. Я его еще на прошлой неделе газировкой угощал. Тот смутился, видно, вспомнив об этом, и выложил пять рублей. Отлично! Я сделал экономический расчет: если тратить согласно рациональным медицинским нормам (которые были опубликованы в международном журнале ФАО), то мне хватит этого «петушка» на десять дней. Конечно, бананы или ананасы на эти деньги не купишь, да и нет у нас таких заморских плодов, но в нашей республике уже начался сезон редиски, петрушки и укропа. Эти продукты плюс кефир – получится хорошая диетическая окрошка. Ничего, до стипендии дотяну.

25 марта. Наконец-то выдали стипендию. Ура! Жаль, что пришлось сразу выложить 80 копеек на различные взносы. Вообще-то это грабеж среди белого дня! Я никогда не состоял в обществе трезвости, поскольку не употребляю алкоголь, уверял я профорга, отказываясь отдавать кровные монеты. Но куда там! Мне пригрозили разборкой в деканате. Пришлось смериться.

Решил, что пора выходить из комсомола, профсоюза, ДОСААФ и спортобщества, поскольку я там ничего не делаю, и они мне финансово никак не помогают. Только за счет взносов можно экономить не менее пяти рублей в год. А это уже не мелочь! Ведь правду в народе говорят: «Копейка рубль бережет!»
Кстати, вспомнил, что у меня обострился гастрит. Нужно сходить в поликлинику, решил я. По дороге к врачу подумал, а почему бы ни лечь в больницу? Ведь я так и стипендию сохраню, и бесплатное питание получу. Как мне стало известно, там в сутки еда обходится в 92 копейки, и платит государство. Правда, стол небогатый, зато лучше, чем мой полтинник в день.
Врач тоже согласился, что лечение не повредит моему здоровью. И как хорошо, что на свете есть такие понятливые Айболиты!

20 апреля. Вышел из больницы. Гастрит, естественно, не вылечил. Но зато на книжку положил свои кровные сорок пять «рэ». Легко и радостно стало на душе. Кассирша подозрительно уставилась на сумму на моем счету, но ничего не сказала.
«Дура ты», - мелькнула мысль. Если бы экономила, как я, то не лупила глаза на исхудавшего студента.

Очередная «степка» - через несколько дней. Первого-второго, конечно, не выдадут, так что придется эти дни посидеть на подножном корму. Подумал: как все-таки хорошо жить в Узбекистане. Овощи круглый год. Посочувствовал собратьям-студентам из других регионов страны, у которых, наверное, в меню только картошка в мундире.
Да, бюллетень сдал в школу, где в неучебное время работаю дворником. Если оплатят, получу хороший довесок – сорок рублишек… Да-а, тяжелеет моя книжка!..
Встретил Тимура. Он ничего не спросил, да и я на всякий случай промолчал. Будто бы склероз или еще что там. Если не вспомнит, то плакали его пять рублей.

3 мая. Сделал три курсовые работы по политэкономии для первашей. За каждую они заплатили по тридцать рублей! Эх, сюда бы еще червонец и целый «стольник» можно на книжку положить. Перваши-простаки радовались до невозможности, получили зачет. Рекомендовали меня еще пятерым. Нет уж, надрываться за три «чирика» не буду, с каждого сдеру по тридцать пять рублей. Это будет еще плюс сто семьдесят единиц банковских билета СССР.
Да, хорошая эта наука – экономика!

7 мая. Сегодня сдавал экзамены вместо одного студента-заочника. Он, как мне сказали, очень важная «шишка» - работает базаркомом в соседнем городе и не смог приехать на сессию. Мне передали его зачетку и попросили сдать. Обещали хорошо заплатить. Я свои обязательства выполнил и сдал все на «отлично». Меня даже рекомендовали на всесоюзную олимпиаду. Я уже мечтал, что базарком хорошо заплатит за это. Но, как оказалось, напрасно старался. Этот кадр не мог правильно складывать и делить, плохо знал таблицу умножения, и я до сих пор не понимаю, что он делал на базаре? Он страшно испугался, что авантюра раскроется, и мы разругались. В итоге мне скосили одну вторую суммы гонорара.
Хватит, в следующий раз буду требовать стопроцентной предоплаты с указанием оценки, которые требуются.

15 мая. Утром зашел Ахмед Тухтаев, из параллельного потока. Он знает, что у меня всегда туговато с «воздухом». Пригласил на товарную станцию сгружать вагоны. У него там дядя-экспедитор. Работали все воскресенье, даже перекур не устраивали. Но зато 30 «рэ» нам дали наличными сразу и без налога с холостяков.
А вообще этот дядя – жулик. Третью часть выручки себе прикарманил, а нам в наглую сказал, что это, мол, в фонд любителей искусства. Да ладно! Зато циферка в книжке увеличилась.

21 мая. В народе говорят: «Век живи – век учись!». Вот и сегодня я, как только вышел из аудитории, а навстречу доцент Ибрагимов ковыляет. Просил помочь перевезти столовый гарнитур (румынский, кстати) с базы на квартиру. Помог. Ишачил как три негра. Нечего себе задача – перекинуть эти тумбы на девятый этаж. Ибрагимов даже пожрать не предложил, кроме не кипяченой воды.
Но меня поддерживала надежда, что доцент отметить мою работоспособность. Как бы не так! Он под конец работы, смущаясь, сунул мне в карман казначейский билет. Обрадовался, думал, «красненькая», а оказалась трешка. Жила! Сам, наверное, не меньше четвертака со студента за зачет дерет!

15 июня. Записался в ССО. Скрыл о гастрите и поэтому прошел медкомиссию. Впрочем, там не особенно-то и смотрели – не в армию же призывали.
Говорят, что наш отряд пошлют на Крайний Север. Это хорошо, что туда. Там положена дополнительная выплата северных, тундровых и еще каких-то коэффициентов. Узнать бы поточнее, сколько это наличными.

1 июля. Сдал все экзамены на «отлично». Старался не зря – ведь мне положена повышенная стипендия!
Перед отъездом в стройотряд пригласил студентку Катю в городской парк. Сейчас там вход бесплатный. Три года я ее изучал. Она подходит мне по всем параметрам: всегда в простеньком ситцевом платье или джинсах местного производства. Мы ходили с ней по аллеям и говорили о проблемах экономики. С ней приятно беседовать, у нее трезвый ум и правильный взгляд на жизнь. Заглянули в кафе "«Снежинка"» но там осталась только минералка. Выложил продавцу десять копеек. Эх, гулять, так гулять! Но Катя сказала, что я расточительный человек и у нее, между прочим, от холодного всегда ангина. Подумал: какая же замечательная девушка! Я совершенно не ошибся в ней.

27 августа. Вчера вернулся с Чукотки. Ох, и здорово там зарабатывают! Жаль, что так мало там пробыли. Ничего, может, я вернусь туда работать после окончания института. Там требуются экономисты.
Кстати, две дыни, которые туда повез, сплавил чукчам за пятьдесят рубликов за штуку. Чеснок продавал не сразу: мне посоветовали немного придержать товар, а потом стоимость не головки, а дольки увеличится в два раза. В общем, есть что вспомнить об этом суровом крае сильных и мужественных людей.

1 сентября. Подсчитав свои возможности, решил немного прибарахлиться. Купил чуть ношенное кожаное пальто со скидкой в двадцать процентов. Еще стал и обладателем карманного кассетного магнитофона – плеера «AAiwa», правда, поддержанного, зато почти за бесценок.
Скоро на хлопок. А это почти два месяца упорного труда. Если немного поднатужиться, то будет полная возможность к окончанию хлопкоуборочной кампании обзавестись мотоциклом с коляской. Но подожду еще год. Уверен, что у меня хватит сил и терпения приобрести к окончанию института «Жигули». Только бы не обострилась язва!

(март 1987 года)