Победителю ученику от побежденного учителя

Алишер Таксанов
После первого урока на переменке ко мне подошел самоуверенной и размеренной походкой Петя Каримов, наш пионервожатый, взял меня за локоть, подвел к окну возле учительской комнаты и внимательно, как в микроскоп оглядел мою нескладную худую фигуру (которая казалась еще худее на фоне расплывшейся туши пионерского вожака), словно я был каким-то древним и антикварным экспонатом эпохи Александра Македонского или Чингисхана, тяжело вздохнул и сказал:

- Ну, что ты еще там натворил, шмакадявка? Можешь говорить все как на духу. Я тебе сейчас мать и отец, судья и прокурор. Да только короче – и не вилять хвостом! Знаю я ваши штуки, травить вы все мастаки!

Петя посмотрел на часы, видимо, торопился на какое-то важное заседание, а я, вместо того чтобы с полной ответственностью отнестись к его словам и как должное воспринять требование, рассмеялся.

- Ну, вот что, Ахмедов, - нахмурился он, - ты, видно, у нас вундеркинд, но тебе вместе с тем как об стенку горох. Знай, Маврыкина, смеется тот, кто смеется последним. Заруби это себе на носу и еще на кое-чем. Давай, не тяни резину, вали свою легенду. Только поменьше воды.

Он снова посмотрел на часы, а я вновь не удержался от смеха. Конечно, Пете обидно, что я так несерьезно отношусь к этому разговору. Но он, видно, не знает, что его слова, а точнее закорючины для меня как щекотка. Вот бы мне так научиться молоть языком. Ведь после каждой такой поучительной встречи я окунаюсь в энциклопедии и толковые словари. Для меня лингвистика стала важным предметом. Сейчас Петя для меня источник, наглядное пособие по изучению богатств русского языка. Слушаешь его и чувствуешь, как впитываются в тебя эпитеты, метафоры…

- Ты что, в молчанку решил играть? – Петя нетерпеливо тронул меня за рукав. – Смотри, как бы в свои ворота шайбу не забил. Ведь я не хуже тебя разбираюсь в аэросинхрофазатронной науке!..
Но тут прозвенел звонок, намекая, что пора посетить заветный класс. Мои ворота остались, таким образом, нераспечатанными, а Петя крикнул вдогонку:
- Как на большой перекур прокукарекает – топай в пионерскую и жди хоть до светопреставления! Понял, мозговар?

Понял, конечно, что разговор будет серьезный и, может быть, нелицеприятный. На уроке я был сам не свой. Словно кто-то под хвост перца подложил. Думаю, кто телегу на меня накатал и что накапал конкретно - среди однокашников таких «писателей» было предостаточно. Перебрал все эпизоды из своей короткой, но яркой жизнедеятельности. Причин для беспокойства не обнаружил. Правда, было одно дело, хотя до статьи уголовного кодекса далековато. Но сейчас главное выяснить, какими вещественными доказательствами располагает Петя.

Так и просидел два урока, необычно для учителей и скромно для товарищей, путаясь в разгадке и с нетерпением предвкушая возможность слушать вожатого. Едва звякнул колокол, я пулей вылетел из класса и через мгновение уже протирал штаны в пионерской.
- Сколько веревочке не виться, все равно придет конец, - с этими словами начал Петя вторую часть разговора. – Подолом, как говорят в народе, солнца не закроешь. Правду не скрыть от истории… Ну что, промокашка, будешь раскалываться в содеянном или опять с голышом во рту просидишь? Ты что, жабу проглотил?

Ну и здорово шпарит этот Петька. Что не фраза, так находка для собирателей народного творчества. Ух, и дает он, словно его сосуд забит только этим.
Но мне тоже нельзя упасть лицом в грязь. Нельзя и в калоше скакать. Поэтому я сделал умное лицо и, подняв палец к небу, сказал:
- Маэстро, к чему такие инслюции? Зачем истощать нервные клетки, которые, как известно, плохо восстанавливаются. Как говориться умными людьми (а я отождествляю к ним и себя), с точки зрения банальной эрудиции не каждый индивидуум способен игнорировать явления парадоксальных эмоций. Я бы рассказал вам, сэр, много былин и сказок, но лозунг «Болтун – находка для шпиона!» прочно сидит в моем мозгу и не позволяет языку делать лишние движения…

- Что-что? – опешил вожатый. Я с удовлетворением увидел, как его глаза полезли на лоб. Видимо, он не ожидал такого ответа.

- Ты вот что, Ахмедов, - пришел в себя Петя. – Ставить палки в колеса – это практика для нецивилизованных граждан. Ты же знаешь, что найдет коса на камень! Лучше разворачивает блиц-карту и начинает наступление. Только не подорвись на собственной мине!
Я сделал невинное лицо. Но Петю на мякине не проведешь. Тертый калач! Морской волк со стажем! У него таких гавриков как я не меньше десятка через руки прошло. И тогда я сменил тактику. Решил забросить крючок на пескаря, авось клюнет на приманку.

- Значит, так, - начал я. – Дело было вечером, делать было нечего. Стою я в подворотне, на чуваков зыркаю, небо шапкой подпираю. Ну, как простой честный ученик своей школы и любящий сын своих предков. А тут Вовка-кляп и Серега-воробей с шалманом из подъезда выплывают. Кличут. А я себе стою, никого не трогаю и мозгами шевелю, мол, валите покедова, сытый голодного не разумеет, конный пешему не брат. А они стали использовать идиоматические выражения. Но я человек культурный, таких фраз не воспринимаю. Дальше шевелю: собака лает, а караван идет. Серое-то вещество у меня на хорошем поле взращено. Тут они достают оружие – рогатки, калибр точно не припоминаю. Зато знаю, статья в кодексе насчет оружия светиться ярко для них…

Пока я говорил, Петя то бледнел, то краснел. Не выдержал и остановил:
- Ну и ну! Ну и мастак ты заливать! Сроду такого не слыхивал! Где ты так нагрузился, а?
Вдруг он осекся, внимательно посмотрел на меня, вскочил с места и выкатил из комнаты. А жаль. Не дослушал. Я бы ему одному все как на духу выложил бы.

К концу уроков мне передали записку, в которой черным по белому было написано «Победителю ученику от побежденного учителя». Приятно стало, признал все-таки мои способности.

(октябрь 1978 года)