Тайна куриного яйца

Михаил Кудрявцев
Что было раньше: курица или яйцо?

«Тайна куриного яйца» - так назывался научно-популярный фильм, который примерно году этак в сорок восьмом прошлого столетия снял мой отец.
 Отец у меня был уникальным специалистом – кинооператором специальных видов съемки. Что это за специальные виды? Многие, вероятно, видели на экране, как распускается цветок. Съемку этого процесса ведут по одному кадру через, например, пять минут в течение нескольких часов или дней. Такие съемки называются цейтраферными.
В лаборатории, где снимали цветок, было полно аппаратуры, какие-то таймеры с механическим отсчетом, редукторы для вращения камеры, мощные контакторы для включения осветителей. Распускающийся цветок должен был стоять неподвижно, чтобы в каждом следующем кадре он был на том же месте. В эту затемненную комнату входить было нельзя, но контролировать, что все исправно и включается с заданной регулярностью, было необходимо. И так за несколько дней съемки и несколько недель подготовки снимали несколько метров кинопленки.
 Киношникам за снятый фильм платили так называемые «постановочные», исчисляемые по метражу фильма. И, представьте, оператор, который снимал, скажем, сюжет о параде на Красной площади, тратил на все про все один день и наматывал триста метров, а оператор специальных видов за месяц снимал 10 метров. И постановочные получал не столь часто. Это, кстати, расстраивало мою маму.
Приходилось отцу снимать и другие процессы. Например, взрыв. Или как пуля пробивает стекло, снаряд броню. В этих случаях специальные камеры позволяли фиксировать 1000 и более кадров в секунду, но пленка там была неподвижна, а изображение на нее попадало от вращающегося зеркального многогранного барабана. Длина пленки была около метра. Так что и тут особенно не накрутишь. Ну, это так, к слову.
 Съемки макро и микро мира через микроскоп, съемки под водой, замедленные или ускоренные - все это специальные виды съемки.
Во время войны отца как уникального специалиста отозвали из армии. В сорок третьем году ему пришлось снимать вшей. «Вошь – переносчик сыпного тифа». Так назывался сюжет на актуальную для военного времени тему. Вшей, этих отвратительных созданий, приходилось в период съемки кормить. И специальная женщина-донор высыпала из пробирки себе на руку этих артистов, а они пили ее кровь. За это она получала рабочую карточку. А кинокамера фиксировала, как вошь откладывает свои яички – гниды, и как из них развиваются новые мерзкие создания.
В начале пятидесятых одна старушка по фамилии Лепешинская (Ольга Борисовна, жена соратника Ильича, с которым он создавал партию) да, так вот эта старушка объявила, что ей известна тайна происхождения жизни. Ей, якобы, удалось под действием электрического разряда из физиологического раствора получить в пробирке простейшие живые организмы! Все это укладывалось в господствовавшую философскую доктрину. И отцу моему велено было все это снять на кинопленку. Но, сами понимаете, ничего у Ольги Борисовны не вышло. И снимать было нечего.
 Но я отвлекся от тайны яиц. Какая, казалось бы, в яйце тайна? Какое ни возьми, в нем белок и желток. Но вот всего за 21 день из скорлупы вылезает желтый цыпленок. Конечно, этот процесс превращения желтка в цыпленка люди уже давно изучили, разбивая яйца на разных стадиях развития. А вот посмотреть в динамике, как все это происходит, никому не удавалось.
Это удалось создателям фильма «Тайна куриного яйца». Делали это так. Осторожно вырезали окошко в скорлупе, и помещали яйцо перед объективом кинокамеры. Снимали с интервалом в несколько минут, а может быть и часов. В яйце, находившемся при температуре курицы, начинал развиваться зародыш. Образовывались кровеносные сосуды, шла жизнь! Конечно, через 2-3 дня жизнь в яйце прекращалась. Попробуй, поживи с открытым окном! Тогда брали другое яйцо на этой стадии развития, открывали в скорлупе окно и продолжали снимать. Сколько перепортили яиц – мне не ведомо. Но фильм был снят!
В заключительных кадрах цыпленок проклевывал скорлупу и выбирался на свет Божий. Отец рассказывал, что пришлось долго ждать этого торжественного момента. Как было узнать, когда он соблаговолит вылезти? И прозевать не хотелось.
Зато когда цыпленок вылез из скорлупы на лабораторный стол, он подошел к стоящему на столе микроскопу, и перед зеркальцем, что есть у микроскопа, расправил крылья и потянулся. И этот кадр вошел в фильм.
Цыплята, которые вылупились на последней стадии съемок, а их было четыре, некоторое время жили у нас дома. В ящике. Очень скоро они стали выпрыгивать и разгуливать по комнате, оставляя на полу свои «визитные карточки».
Один из них клюнул какую-то нитку, и ,видимо, из-за этого он занемог. Я грел его синей лампой, обложил ватой, но глаза его затянулись тонкой пленкой… Это была первая смерть, случившаяся у меня на глазах.
К великому огорчению фильм пропал. Он был снят на цветной пленке, а стойкость пленки в те далекие годы оставляла желать лучшего. И фильм просто выцвел.
А тайна яйца осталась.

P.S. Кстати о яйцах. О тех же самых, только в профиль.
В нашей жизни яйцо одно из самых нужных, узнаваемых и часто употребляемых понятий. Не даром МТС в качестве бренда выбрала изображение яйца.
Или вот реклама зубной пасты: «Если у вас болят зубы, опустите яйца в кислоту, и вы поймете…»
А сколько народной мудрости связано с яйцами, например:
«Яйца курицу не учат».
Однажды Армянское радио (было такое) спросили: «Можно ли красить яйца кисточкой?». «Можно, - ответило радио, - если не боитесь щекотки».
 
Буду признателен, если вы пополните коллекцию пословиц и историй про яйца.